Крупнейший в мире Мурманский порт в сфере позитивного преображения. В августе нынешнего года был завершен первый этап разработки обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ). Проект, общая стоимость которого 175, 6 млрд. рублей, предполагается реализовать в рамках частно-государственного партнерства.
Минтранс России рассматривает Мурманский транспортный узел в качестве одного из приоритетных проектов в стратегической программе развития транспортной системы Российской Федерации. Инвестиционные вложения в МТУ на первом этапе должны составить не менее 150 млн. долларов. Проект должен значительно улучшить инфраструктуру региона и повысить эффективность грузопроводящей сети европейской части России и способствовать рациональной интеграции страны в мировую экономику.
По многим параметрам Мурманский морской порт является ключевым элементом отечественной транспортной системы. Это, фактически, прямой выход в открытый океан и на основные международные коридоры. Большие глубины обеспечивают доступность порта для любых судов, которым при всем при том не мешают ни Босфор, ни Балтийские проливы, контролируемые другими государствами. Основное преимущество мурманского порта - незамерзающий Кольский залив, благодаря которому интенсивность грузопотока самых северных портов не снижается даже в зимнее время. Уникальны также местоположение и природные условия Кольского полуострова, соседствующего с богатыми арктическими шельфовыми месторождениями. Ограниченная пропускная способность Черноморских и Балтийских проливов, недостаточная развитость инфраструктуры портов дальнего Востока, ужесточение политики ЕС в отношении норм и правил в области морского транспорта – эти и другие факторы определяют самый северный из незамерзающих портов как наиболее перспективный для реализации экспортно-транзитного потенциала страны.
О развитии Мурманского транспортного узла, о том, что из себя представляют на сегодняшний день «северные энергетические ворота» России, рассказывает руководитель департамента промышленности и транспорта Мурманской области Петр Петрович Принц.
- Петр Петрович, каковы основные составляющие столь масштабного проекта, как МТУ?
- Начнем с того, что масштабное формирование Мурманского транспортного узла предполагает гармоничное развитие всех видов транспорта, создание портовых комплексов и электросетевой инфраструктуры. Условно фронт работ можно представить в трех категориях: железные дороги, портовый комплекс (включая перестройку единой системы обеспечения безопасности мореплавания), трубопроводная система.
Развитие железнодорожной инфраструктуры включает несколько моментов. Это прежде всего строительство железнодорожной линии станции Выходная. В устье реки Лавна предполагается построить нефтеналивной терминал, мощность которого к 2015 году составит 35 миллионов тонн. Планируется, что 25 миллионов тонн будет доставляться с шельфа западно-арктических морей, 10 миллионов тонн - подвозить по железной дороге. Реализации этого плана мешает нехватка железнодорожных путей. Чтобы освоить берег, нужно построить 30 километров железной дороги, но рельеф непростой и один километр будет стоить 260-270 миллионов рублей. Кроме того необходима реконструкция перегона станции Выходной со строительством сортировочного парка, удлинение приема отправочных путей станций Выходной- Кола – Мурманск, строительство вторых путей в пределах узла на подходах к станции Мурманск. В целом по предварительным расчетам затраты на реализацию этой части проекта оцениваются в 40-50 млрд. рублей.
Сооружение 30-километровой железнодорожной ветки по западному берегу Кольского залива, которая позволит перенести транспортный грузовой узел на противоположный от Мурманска берег, во многом определяет создание первой очереди МТУ, развитие которого позволит переместить на западный берег перевалку большей части насыпных, наливных и, так называемых, грязных грузов, что значительно улучшит экологическую обстановку в самом Мурманске.
Развитие Западного берега предполагает помимо возведения нефтеналивного терминала стоимостью 40 млрд. рублей строительство терминала по перевалке угля стоимостью 12,6 млрд. рублей с общим грузооборотом около 55 млн. тонн в 2015 году и объемом инвестиций свыше 50 миллиардов рублей.
- Что планируется сделать на Восточном берегу Кольского залива?
- Предполагается реконструкция угольного терминала, проектная мощность которого 9,4 млн. тонн в год и стоимость 1,6 млрд. рублей, а также строительство контейнерного терминала мощностью более 1 млн. TEU.
- Что бы вы еще отметили в качестве очень значимого элемента проекта МТУ?
- Создание логистического центра и строительство складской и дистрибуционной зоны на Восточном берегу Кольского залива, так как это увеличит транспортный и экспортный потенциал России. Сказанное отнюдь не является преувеличением: развитие логистических технологий в современном мире становится одним из основных направлений в транспортной политике развитых стран. Вклад системы терминальных услуг логистической инфраструктуры в отечественный ВВП может достигать сотен миллиардов долларов. По оценкам экспертов, для России этот показатель может превысить 2,7 трлн руб.
- Что уже сделано?
- Увеличены на 15 тыс. кв. м складские площади, что дало возможность нарастить объемы единовременного хранения угля до 600 тыс. тонн. Расширены фронты выгрузки, что позволяет единовременно подать под разгрузку до 200 вагонов. Также проведены дноуглубительные работы у причалов, что позволяет принимать на 4-х причалах суда грузоподъемностью до 75 тыс. тонн и на 14-м причале суда грузоподъемностью до 150 тыс. тонн. На причале № 17 построена первая очередь специализированного комплекса для приемки с судов и погрузки в железнодорожные вагоны импортного глинозема мощностью 700 тыс. тонн.
- Каковы перспективы МТУ?
- По оценкам экспертов, создание только на западном берегу Кольского залива портовых мощностей позволит через несколько лет переваливать на экспорт до 5-7 миллионов тонн в год жидких грузов и до 10 миллионов тонн насыпных грузов. Если же говорить в целом, то, без учета нефтепровода из Западной Сибири, ежегодный оборот грузов Мурманского транспортного узла (МТУ) может составить к 2010 году 50 млн. тонн и к 2015 году 70 млн. тонн.