Началу строительства Байкало-Амурской магистрали – 35 лет
В торжественных мероприятиях, прошедших в Тынде, приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, представители Правительства РФ, правления ОАО «РЖД», субъектов РФ, представители бизнес-структур, ветераны-железнодорожники.
«Байкало-Амурская магистраль – один из тех эпохальных проектов нашей послевоенной истории, которые сыграли определяющую роль в развитии страны и стали символом своего времени. Таких событий по пальцам пересчитать: мы полетели первыми в космос, построили ДнепроГЭС и Магнитку, освоили атом, подняли целину и проложили БАМ», – сказал Владимир Якунин, открывая торжественный митинг на привокзальной площади Тынды.
Он напомнил, что магистраль строили дважды: до войны – и та дорога внесла немалый вклад в Великую Победу, когда использовали ее рельсы на Волжской рокаде. И 35 лет назад, когда осознали военно-стратегическую необходимость и богатый экономический потенциал БАМа.
«Сейчас нет и не может быть сомнений: строительство магистрали было абсолютно правильным решением, даже несмотря на все хитросплетения судьбы. Вдоль дороги появились целые города. БАМ укрепил влияние нашей страны на Дальнем Востоке», – сказал Владимир Якунин.
По словам президента ОАО «РЖД», БАМ сейчас – это колоссальная возможность возрождения этого огромного, богатейшего края. Это создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни, новые точки экономического развития. Но эта перспектива достижима только при коренной модернизации и реконструкции магистрали, решении огромного количества вопросов. И в ОАО «РЖД», и на государственном уровне поставлена жесткая задача этой цели добиться.
«БАМ сегодня живет и работает. И говорить об убыточности магистрали неприемлемо, так как на некоторых участках загруженность работой составляет более 80%. БАМ сыграет значительную роль в экономическом развитии России», – подчеркнул Владимир Якунин.
После завершения митинга Владимир Якунин в Драматическом театре наградил ветеранов, строителей, работников БАМа отраслевыми наградами.
Вечером в Центральном парке культуры и отдыха состоялись массовые гулянья. Кульминацией праздника стали гала-концерт звезд российской эстрады на городском стадионе «БАМ» и фейерверк.
Историческая справка
БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской обл., Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю.
Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов; более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 м , более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
Байкало-Амурская железная дорога – основная составная часть Байкало-Амурской магистрали (БАМ) запроектирована и построена как дорога I категории – с земляным полотном под два пути на участке Лена – Тында и под один путь на участке Тында – Комсомольск-на-Амуре, мощным верхним строением пути, высокой энергонасыщенностью, позволяющей осуществить электрификацию, с прогрессивными средствами эксплуатации (автоблокировка, телесигнализация, радиосвязь, электрическая централизация стрелок и сигналов и др.). Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану.
Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е гг. XIX века. Под руководством полковника И.А. Волошинова и инженера И.И. Прохаско летом 1889 велись глазомерная съемка и обследования на маршрутах от р. Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину р. Муя и между р. Буя и р. Черный Урюм. Изыскатели, учитывая сложные физиогеографические условия и слаборазвитую экономику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Был выбран южный вариант трассы в р-не оз. Байкал. В 1911-м на маршрутах Иркутск -Жигалово, Тироть – Жигалово, Тулун – Усть-Кут, Тайшет -Усть-Кут вели изыскания партии инженеров П.И. Михайловского и И.И. Афонина, продолженные под руководством Михайловского, по распоряжению правительства. В районе р.Амур также в то время велись обследования трассы с целью прокладки ж/д пути от золотодобывающих приисков в районе р. Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской магистралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей.
В советское время первые изыскания проведены в конце 20-х гг. на участке Хабаровск – Советская Гавань. Материалы были использованы в 1930 г. при разработке предложений правительству, но строительство было приостановлено до 1967 года. Строительство основных направлений велось с шести направлений: от ст. Лена на восток; от ст. Тында на восток и запад; от станции Комсомольск-на-Амуре на запад; от станции Новый Ургал на запад и восток. Использовались комплексные методы: наряду с прокладкой ж/д линий строились жилые поселки, культурные центры, учреждения бытового обслуживания, создавались промышленные предприятия. На строительстве работали бригады из всех союзных республик, а также отряды из Болгарии, Венгрии, Монголии и др. Восточный участок строили воины-железнодорожники. Широко применялись мощная техника и рациональные методы труда, разрабатывалась спецтехнология с учетом природных условий. При строительстве земляного полотна на участки, расположенные вблизи карьеров, завозился щебень для первого слоя балласта автомобилями-самосвалами до укладки пути. Балластировка велась сразу вслед за укладкой рельсошпальной решетки, что позволило сохранить земляное полотно, увеличить скорости движения поездов и обеспечить безопасный пропуск тяжелых грузоподъемных кранов и платформ со строительными материалами. В сложных инженерно-геологических условиях велась проходка Байкальского, Северо-Муйского, Кодарского и других тоннелей БАМ. Отсутствие правильного прогноза геологических условий потребовало от организаций опережающего разведочного бурения. Трудности проходки тоннелей, затягивавшие прокладку трассы, обусловили необходимость строительства обходов, которые обеспечили движение на время пробивки тоннелей. Временные обходы были сделаны у Байкальского (разъезд Давай), Северо-Муйского (разъезд Окусикан), Кодарского тоннелей. Разработаны оригинальные сейсмостойкие обделки тоннелей, методы водопонижения, закрепления обводненных зон и тектонических разломов.
Большой вклад сделан строителями БАМ в науку о вечной мерзлоте. Был найден способ сохранения вечномерзлых грунтов с помощью термосвай (жидкостных систем охлаждения). Их действие основывается на естественной конвекции раствора-теплоносителя, хорошо проводящего тепло. На термосваях стоят многие сооружения дороги – многоэтажные дома, мосты, локомотивные депо. За 1978 – 90 годы перевезено 279 млн т грузов, в т.ч. 112,7 млн т угля, 65,4 млн т леса, 33 млн пассажиров. На дороге разработана технология обращения тяжеловесных поездов, определены максимальные весовые нормы поездов.
Увеличение объемов перевозки угля, леса, строительных и др. грузов требует усиления пропускных и перерабатывающих способностей участков и станций. В этой связи развиваются станции Киренга, Северо-Байкальск, Таксимо, Шахтаум, Беркакит.
Нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создает основу для широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера страны, создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея), развития экономики Сахалина, Курильских островов.
По материалам пресс-службы ОАО «РЖД»