ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

23 Ноября 2010

Штокмановский проект: а будет ли газ?

Штокмановский проект: а будет ли газ?
Уже несколько лет ведутся усиленные разговоры о скорой реализации Штокмановского проекта. Разговоры то замолкают, то начинаются вновь. Буквально на прошлой неделе  руководство «Газпрома», главного партнёра проекта,  приняло решение урезать инвестиции в проект почти в два раза и оставить их на уровне 5,5 миллиардов рублей (планировалось вложить 11 млрд). Напомним, что в 2009 году размер инвестиций составил 13 миллиардов. Однако представители компании утверждают, что уменьшение вложений никак не отразится на сроках запуска проекта. С чем связано такое резкое снижение трат?

Напомним, что освоение Штокмановского месторождения имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Совместно с российской компанией реализацией проекта занимаются компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия). В феврале 2008 года была создана компания Shtokman Development AG, акции которой распределяются следующим образом: “Газпрому” принадлежит 51%, Total – 25%, Statoil – 24%.

Штокман должен был стать сырьевой базой для поставок российского газа на рынки Атлантического бассейна. 5 февраля текущего года на заседании Совета директоров Shtokman Development AG было принято решение о выделении в отдельный этап строительство комплекса для подачи трубопроводного газа (это в рамках реализации первой фазы). В марте следующего, 2011 года, возможно, будет принято решение о производстве трубопроводного газа, а до конца того же года решение по второй фазе проекта – о добыче и производстве сжиженного природного газа (СПГ). Все обязательства по строительству и пуску завода по производству СПГ полностью берёт на себя "Газпром". Таким образом, после частичной реализации проекта в 2016 году можно будет добывать и поставлять газ по трубопроводу, а начиная с 2017 года приступить непосредственно к производству СПГ. (Ранее озвучивались сроки 2013 и 2014 годы соответственно). По оценкам экспертов, общий объём инвестиций в Штокман – в районе 740,5 млрд рублей.

Уже в декабре 2010 года должны завершиться все тендерные процедуры по первому этапу проекта. Кстати, компанией уже созданы рабочие группы и заключены необходимые договоры с регионами, окружающими Баренцево море. Пока же известно, что морской СПГ-терминал по открузке СПГ для Штокмановского месторождения спроектирует "Chicago Bridge and Iron". Представители американской компании заключили контракт по разработке проектной документации, который, по предварительным оценкам, будет завершён к концу следующего года. CB&I будет проектировать не только системы хранения и отгрузки газа, но и технологические линии (трубопроводы и системы отгрузки). Это то, что касается производства и реализации трубопроводного газа. Согласно документации, на этом этапе планируется добывать 23,7 миллиарда кубометров газа в год.

А вот по второму этапу и цифры, и сроки немного расплывчаты. По последним данным, с сентября по ноябрь пройдёт только калькуляция всех мероприятий в рамках проекта, а с апреля будущего года (2012) должны начаться тендерные процедуры. Ранее говорилось,  что все решения будут приняты до конца 2011 года.

Рассматривались несколько способов доставки газа на берег: однофазный и двухфазный. По однофазному способу трубопровод будет проложен  только для газа, а доставка конденсата должна осуществляться танкерами. Уже в январе специалисты Shtokman Develoment представят акционерам расчёты для однофазного способа. Двухфазный способ предполагает закачку в трубу еще и конденсата, и возможность его реализации была подтверждена. Кстати, вполне возможно, что сроки затягиваются по вполне объективным причинам, ведь только в разработку других месторождений, а также реализацию зарубежных проектов «Газпром» вложит 16,8 млрд рублей. Кроме этого, мировые цены на газ не будут расти, по оценкам аналитиков, на протяжении примерно трёх-четырёх лет.

 Но вот совсем замораживать Штокмановский прект не позволяет заявление Главы Правительства Владимира Путина, который, выступая на совещании по вопросу «О проекте Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года», заявил, что Россия обязательно будет реализовывать этот проект.


Так что же это такое, ШТОКМАН?

Во-первых, это самое большое в мире газоконденсатное месторождение, открытое в 1988 году и названное в честь  советского учёного-океанолога Владимира Борисовича Штокмана. Объём разведанных запасов – 53,4 млн тонн конденсата и 3,8 трлн куб. м газа. (это только то, что находится в границах лицензионного участка «Газпрома»). Месторождение расположено в центральной части шельфовой зоны Баренцева моря на расстоянии около 600 километров к северо-востоку от Мурманска. Глубина Баренцева моря в этом районе от 320 до 340 метров. Начиная с 2002 года, здесь уже выполнено множество изыскательских работ, способствующих принятию решений по реализации планов относительно Штокмановского газоконденсатного месторождения. Воплощение в жизнь проекта условно разделено на три этапа: с начала запуска первой фазы можно будет добывать 23,7 млрд кубометров газа в год, далее - 47,4 млрд кубов, а вот после ввода в эксплуатацию третьей фазы ГКМ выйдет на проектную мощность и тогда будет добываться 71,1 млрд кубических метров газа. Кстати, этот объём примерно равен объёму газа, который ежегодно добывают в Норвегии!

Добыча газа будет происходить по уникальной технологии: подводными комплексами, состоящими из спаренных донных плит. Каждая из них имеет четыре буровых установки. Затем по гибким райзерам (вертикальным тросам) газ доставляется на борт специального самоходного судна, имеющего возможность быстро отсоединяться и уходить с пути движения айсбергов. Здесь идет процесс переработки и разделение на газ и конденсат. И в конце газ опять по райзерам либо отправляется на экспорт, либо доставляется на берег. Предполагается строительство газопровода «Мурманск - Волхов» для поставок газа на внутренний рынок, а сжиженный газ будут доставлять потребителям морским путём. Дмитрий Абзалов, эксперт Центра политической конъюнктуры, считает, что поставлять этот продукт можно туда, где выше цена, так как экспорт газового конденсата не имеет привязки к трубе, а значит, возрастает управляемость поставками. Поставки могут варьироваться в зависимости от цен на газ, а высокую рентабельность проекту придают отсутствие третьих стран на пути газопровода «Северный поток» в Западную Европу, низкие температуры в регионе, снижающие энергозатраты на сжижение газа и сравнительно небольшие расстояние от места добычи до потенциальных рынков сбыта.

Привлекательность проекта для России заключается в возможности отечественной промышленности получать крупные заказы. А то, что некоторые приборы для газодобычи до сих пор производятся за рубежом, позволит внедрять инновационные технологии на российских заводах. Например, ещё два года назад на судостроительном заводе в Выборге начали сооружение двух полупогружных установок для бурения скважин на месторождении. Работа над первой ППБУ уже заканчивается, вторая будет сдана в эксплуатацию в начале 2011 года. Ещё один пример: Магнитогорский металлургический комбинат ввёл в эксплуатацию стан 5000, и уже сейчас имеет возможность выпускать продукцию для нефтяных платформ, которые задействованы в условиях Арктики (ММК может производить прокат классом прочности до 420, толщиной до 50 мм и способного выдерживать экстремально низкие температуры до -60º С).


А что дальше?

Есть несколько мнений о продолжении ситуации со Штокмановским ГКМ. Рассмотрим самые основные доводы «за» и «против».

1. «Несмотря на различного рода слухи, которые сопровождают наш проект, газ с этого уникального месторождения добываться будет! Подача газа в трубопровод «Териберка – Волхов» потребителям состоится, пусть и с небольшим сдвигом по срокам»,-  говорит главный исполнительный директор Shtokman Development AG Алексей Загоровский. По его словам, начало поставок трубопроводного газа со Штокмана начнется в 2016 году в размере 23,7 млрд кубометров и конденсата – 240 тысяч тонн в год. Производство сжиженного природного газа начнется в 2017 году в объеме 7,5 млн. тонн в год.

2. Кристоф де Марджери, Президент французской компании Total (25% акций в проекте), уверен в том, что цены на газ в ближайшие три года не будут повышаться. Но потом  будут постепенно, но верно расти, потому что никаких новых проектов по сжиженному природному газу не будет запущено. Поэтому цены и начнут повышаться. И здесь должна начаться реализация Штокмановского проекта.

Но столь радужные прогнозы разбиваются о некоторые предположения скептиков. Итак, что мы видим:
1. «Газпрому» может тяжело прийтись из-за возрастающей конкуренции. Напомним, что капитализация "Новатека"(вторая по объему производимого газа компания в России) только за этот год выросла на 80%! Также есть предположения, что Геннадий Тимченко, генеральный директор "Новатека" скоро создаст на севере базу для экспорта газа в обход «Газпрома». То есть можно говорить, что с газовой монополией компании в России в скором времени может быть покончено ( а мировое лидерство по добыче газа мы потеряли в прошлом году, уступив первое место США). Причём пристальное внимание Владимира Путина к газовым проектам независимых производителей наносит косвенный ущерб как развитию Штокмановкого ГКМ, так и другим проектам  «Газпрома».
2. Несмотря на  то, что Statoil уже внесла значительный вклад в разработку Штокмановского месторождения, компания, по мнению некоторых экспертов, может отказаться от дальнейшего участия в проекте. 15 сентября было подписано соглашение о разграничении водных пространств Баренцева моря. И теперь Норвегия имеет возможность сосредоточиться на добыче более лёгких ресурсов, а поэтому компании просто невыгодно участие в рискованном Штокмановском проекте.  Естественно, официально выходить из игры им невыгодно, но они могут намного уменьшить свою активность.
3. Из-за нестабильной рыночной ситуации приступать к добыче просто нецелесообразно, считают некоторые, в том числе и норвежский эксперт Турбьёрн Хьюс. Большой процент добытого газа предполагалось продать в США, но с появлением нетрадиционных ресурсов (сланцевый газ, газ из угольных пластов), во много раз выросли объемы добычи газа в США. Они-то и стали главной причиной переноса сроков освоения Штокмана.


Наталья КОЧЕТОВСКАЯ


Комментируют:

Андрей Локтев, геолог ОАО «Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции», г. Мурманск Андрей Локтев, геолог ОАО «Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции», г. Мурманск

За двадцать лет работы сотрудники АМИГЭ подготовили более 127 заключений о возможности постановки буровых морских установок. В частности, усилиями наших специалистов выполнены инженерно-геологические изыскания для возможности прокладки подводных трубопроводов Штокмановскоего газоконденсатного месторождения.

И, несмотря на то, что нам всем говорят о скорой реализации проекта, верится в это с трудом. Но основное опасение руководителей местных предприятий в следующем: они почти уверены, что даже если и начнётся усиленная работа над проектом, все заказы окажутся у постоянных партнёров иностранных компаний, а наши производители будут выполнять лишь мелкие заказы, которые иностранцам покажутся нерентабельными.


Валерий Язев, президент Российского газового общества Валерий Язев, президент Российского газового общества

Когда говорят о так называемой «сланцевой революции», а также о том, что скоро у российского газа не будет рынка сбыта, хочется сказать: сланцевый газ не экспортируют по одной причине: очень дорогая транспортировка. Да, на сегодня порядка 40% газа в США добывают из сланца. Но и в России есть запасы сланцевого газа. По разным оценкам – от 20 до 200 трлн кубометров. И примерно 15 трлн кубометров – запасы всей Европы. А так как сланцевый газ выгодно использовать только там, где он добывается, у России ещё много лет не появится реального конкурента по экспорту газа. Поэтому разрабатывать новые месторождения необходимо.

Кол-во просмотров: 13626
На правах рекламы
Яндекс.Метрика