На днях, 12 ноября, правление «Газпрома» одобрило проект инвестиционной программы на 2010 год.
Основными объектами инвестиций, как и ожидалось, станут строительные площадки «Северного потока» и «Южного потока». С введением этих газопроводов российский газовый монополист приобретает статус «гарантирующего поставщика», о чём заявил глава корпорации А. Миллер сразу после получения согласований на строительство от всех стран, по территориям которых пройдут газопроводы.
Вторым по значимости объектом инвестиций станет «Восточная газовая программа», где наиболее капиталоёмким будет строительство газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток».
Значительные средства выделяются на строительство магистральных газопроводов «Бованенково - Ухта», «Грязовец – Выборг», «Починки – Грязовец», «Заполярное – Уренгой», «Джубга – Лазаревское – Сочи».
В инвестиционной программе предусмотрены средства на строительство железной дороги «Обская – Бованенково» - непрофильного, но стратегически важного для "Газпрома" актива.
Инвестиции будут направлены и на зарубежные программы: Вьетнам, Индия, Белоруссия – вот далеко не полный список, приводящийся в справке "Газпрома" для СМИ.
Часть инвестиций пойдут на развитие стратегически важных месторождений (Штокмановского, Приразломного, Бованенковского), а также на реконструкцию инфраструктуры.
«Инвестиционный бюджет будущего года для "Газпрома" несколько необычен, - говорит аналитик ИА «Норма» В. Хлебников. - Прежде всего, инвестиционная программа ориентирована на снижение издержек. Это означает, что много мелких и средних подрядчиков в будущем году не получат заказы. В то же время все строители это прекрасно понимают: сметы чаще всего превышают по затратам изначально запланированные цифры. Особенно если речь идёт о столь политически значимых объектах, как «потоки» или «Восточная программа». Здесь главное – сроки. Соответственно, инвестиционные «инъекции» будут пересматриваться, изменяться или планироваться как дополнительные вливания в программах 2011-2015 годов».
В главном офисе "Газпрома" нам затруднились сказать, существуют ли уже на сегодняшний день сметы затрат, как таковые, для предпроектных и проектных работ по строительству Южного и Северного потоков.
А. Побелян, спецкор газеты «Стройка»