ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России благоустроено более 1100 памятных площадок, связанных с Великой Отечественной войной

В различных регионах России ежегодно проводятся мероприятия по улучшению общественных и дворовых пространств. Эти работы включаются в федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Особое внимание уделяется благоустройству территорий, где расположены памятники, посвященные Великой Отечественной войне, военные мемориалы, аллеи Памяти, В...

На заседании Совета Федерации обсудили использование технологий искусственного интеллекта в сфере строительства

В рамках заседания секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ», проведенного при Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России, участвовали высокопоставленные лица, включая заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и члена Комитета Совета Федерации по конституцио...

В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

27 Сентября 2012

Каналы страны Советов (часть 2)

Каналы страны Советов (часть 2)
Тем не менее, опыт строительства Беломоро-Балтийского канала был признан успешным. И рабочих стали отправлять на строительство нового гиганта, канал Москва-Волга (или канал имени Москвы).

Эта водная артерия строится с 1932 по 1937 год. Начинается этот канал от правого берега Волги, там, где позже возникнет город Дубна, проходит Дмитров, Долгопрудный и Химки. На пути водоканала создано 7 водохранилищ, множество гидроузлов, включающих 9 шлюзов и 8 ГЭС. Протяженность канала - 128 километров. Весь путь до Москвы вода проделывает не самотеком, а с помощью насосных станций, поднимающихся на Клинско - Дмитровскую гряду на 50 метров выше уровня моря.

Еще до того, как сделать Москву портом пяти морей, столицу нужно было напоить. Прежде склоны Москвы-реки были покрыты бурьяном, единственная водная артерия растущего города являла собой жалкое зрелище. Ручеек метра 1,5 глубиной, половину своей влаги отдающий городским нуждам. Водопроводом были оснащены меньше половины столичных домовладений. Именно поэтому необходимо было заставить Волгу течь мимо Кремля.

Почти в половину короче Беломора, канал Москва-Волга превосходит своего предшественника по объему воды в 7 раз. Он задуман глубже почти на метр, шире в два раза, с просторными шлюзами. Над его убранством трудится дюжина лучших советских архитекторов. Консультантом назначен мэтр отечественной промышленной архитектуры, Виктор Веснин. Автор грандиозного ДнепроГЭСа, Веснин был идеологом русского конструктивизма, архитектуры будущего. Но другой консультант, сапожник по профессии, Лазарь Коганович, отправил архитектора за вдохновением в далекое прошлое. Гидротехника Римской Империи – вот наиболее подходящий пример, решил первый секретарь Московского комитета партии большевиков. Было принято решение сделать так же, как в Римской Империи, только из бетона. Башни управления шлюзами были украшены беседками, в которых никто никогда не беседовал.

Попасть туда можно только приставным лестницам.  Единственным общедоступным местом канала Москва-Волга стал Северный Речной вокзал.

Шпиль вокзала, оснащенный кремлевской звездой, был задуман как сигнальная мачта, она раздвигается, как подзорная труба, символизируя начало и конец навигации. Но за все эти годы никто мачту-шпиль так и не раздвинул.

Принцип опоры на собственные силы, вмененный строителям Беломорканала, был отброшен. Канал Москва – Волга строила вся страна. Заводы всего Союза отдавали этой стройке свой металл, свои механизмы и труд своих людей. Для того, чтобы обеспечить механизацию на этом канале в НКВД передали Ковровский пулеметный завод. В строительстве участвовала настоящая, а не деревянная техника, отделочный камень всех мастей, одних только ступенек для лестниц 9 каменных километров. Затраты на столичный канал многократно превысили затраты на Беломоро – Балтийский. Если деревянный канал обошелся стране в 80 миллионов рублей, то бетонированный – в 1,5 миллиарда рублей, что в 19 раз дороже. И это при том, что экономию никто не отменял! В начале 1935 года руководство строительства сообщило, что финансирование стройки сокращено на четверть.

По официальным данным ГУЛАГа, с 14 сентября 1932 по 31 января 1938 на строительстве канала Москва – Волга погибло 22842 человека. Многие из этих людей лежат по трассе канала в безымянных братских могилах, ведь возможности произвести нормальное захоронение, особенно зимой, не было.

Всего же стройку прошли 700 000 заключенных. Лагерь канала стал крупнейшим в стране. Центр его располагался на середине трассы канала, в подмосковном Дмитрове. Отсюда и название лагеря – Дмитлаг НКВД СССР. Перевезенная из Карелии система хозяйствования под боком у столицы только добавила лоска. В перечне должностей лагеря были и актер, и акушерка, и бутафор тетра, гриммировщик, капельмейстер дирижер, клубный и музейный работник, мыловар, няня, научный сотрудник, официантка, пчеловод, работница по очистке белья от гнид, режиссер, суфлер, трубач, фотограф., часовой мастер, шапочник, ювелир, и даже юрисконсульт.

Лагерь имел свою киногруппу, развлекавшую заключенных своими постановками.  Спорт на строительстве канала был представлен собственным отделением общества Динамо. Общество было столь мощное, что в 35 году целых 300 заключенных динамовцев участвовали в физкультурном параде на Красной площади! Все эти не вполне необходимые на производстве вещи легко оправдывались требованиями перековки. По итогам строительства 55 000 заключенных были досрочно освобождены и наделены паспортами. Для многих тысяч трасса канала стала трассой в новую жизнь. Развитой ГУЛАГ стал государством в государстве.

27 марта 1937 волжская вода стала заполнять русло канала Москва - Волга. Члены правительства, Сталин, Ворошилов, Молотов и Ежов посетили канал 22 апреля без особой помпы. Официальное открытие канала, сделавшее Москву портом трех морей, обошлось водным праздником без участия руководства. Волжская вода оживила Москву-реку, наполнила московские ванны. Но канал был слишком мелок для лайнеров. Судоходным, а не только водопроводным канал стал спустя 10 лет, в 1947, когда налились два огромных водохранилища, Угличское и Рыбинское. Осенью 1941, когда Москва спешно эвакуировалась, канал к этому оказался непригоден. К тому времени не был готов Угличский шлюз, и выйти на Волгу не представлялось возможным. Ввиду фашистского наступления часть оборудования канала Москва-Волга эвакуировали, часть – взорвали.

Беломоро – Балтийский канал тоже принес больше опасности, чем пользы. Это из-за него погибали в болотах пятеро девчонок и старшина из книги Васильева «А зори здесь тихие». К тому моменту канал уже полгода бездействовал. Весь его южный склон наши войска взорвали еще в 1941, чтобы остановить наступление финнов, обрушив на их  танки тонны воды.

К амбициозному превращению Москвы в порт пяти морей вернулись немедленно после войны, в 46 – м году. В июне этого года был дан старт Волго–Дону, который должен был стать судоходным и оросительным каналом. Его назначением стало обводнить засушливые земли Ростовской и Сталинградской областей. Волго–Донской канал строился с 1948 по 1952 год в месте наибольшего сближения двух великих рек. Трасса канала начиналась южнее Волгограда и заканчивалась у города Калач – на - Дону. На протяжении 101 километра было создано 13 шлюзов, 3 насосные станции, подававшие воду в канал из Дона, устроено 4 водохранилища. Крупнейшее из них, Цимлянское в ширине достигает 38 километров, а сеть его оросительных каналов в длину составляет более 300 километров. Плотина, удерживающая Цимлянское озеро-море занесена в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшее сооружение из песка. Ее длина почти 13 километров, а высота – 32 метра. На ней одновременно с каналом выстроена Цимлянская ГЭС.

От всех предыдущих строек эту отличала полная механизация процесса. На Волго - Доне не было ни лопат, ни тачек, только машины. А предметом гордости был шагающий экскаватор, напоминающий железное чудище. Его ковш по размерам приравнивался к целому экскаватору предыдущего поколения, а экипаж насчитывал 17 человек. Кроме того, у этого экскаватора был собственный парторг. Для создания машин на Волго-Донское строительство трудился весь Уралмаш. Эту стройку называли «великой стройкой коммунизма» Молодежь почитала за счастье попасть на эту стройку, но награждали такой поездкой только самых талантливых. Какая ирония: то, что раньше считалось каторгой, превратилось в привилегию.

Но чудес не бывает. Строительство третьего канала, как и первых двух велось силами все того же ГУЛУГа. Через Волго–Дон прошло около 300 000 заключенных. Вольную же молодежь, прибывшую на стройку коммунизма по зову партии называли комсомольцами.

В мае 1949 сроки строительства Волго-Дона сокращаются на целых два года. Канал необходимо сдать уже не в 53-м, а в 51-м. Вроде бы такое ускорение было вызвано желание открыть новую водную магистраль. Помимо орошения она была бы еще и удобным путем для экспорта на запад. Особенно для доставки грузов в страны социалистического лагеря, которыми приросла страна после войны. Но была еще и внутренняя причина спешки: потеряв в войне около 20 миллионов граждан, Союз нуждался в рабочих руках, как никогда. Помимо Волго–Дона рабочие были нужны еще во многих местах полуразрушенной, но готовящейся к новой атомной войне стране. Также ускорение строительства объяснялось небывалой его механизацией – один шагающий экскаватор заменял 10 000 землекопов. Уже через полгода после объявленного ускорения пересматриваются устаревшие и заниженные нормы выработки. Особо ударно трудящихся награждали званиями героев труда.

В сроки строительство не уложилось. Канал открыли не в 1951, а летом 1952 года. Сталин на открытие  не приехал и имени своего каналу не пожаловал. Волго–Дону досталось имя Ленина, хотя вся его архитектура говорила о генералиссимусе…


Д. Третьева

Кол-во просмотров: 13104
На правах рекламы
Яндекс.Метрика