В 2016 году произошли изменения, коснувшиеся всех без исключения владельцев недвижимости. Речь идёт о поправках ФЗ 360, вступивших в действие 15 июля. Нововведение подтвердило факт прекращения выдачи бумажного свидетельства о регистрации права собственности. Ранее бланк оформлялся служащими учреждения «ФКП Росреестр». Он был необходим для проведения сделок купли-продажи, приватизации, мены, дарения. Это был основной документ, подтверждающий права собственника на недвижимость.
Как теперь узнать, кто владелец имущества?
После отмены бумажных свидетельств для подтверждения факта владения имуществом нужно заказать выписку из ЕГРП (Единого госреестра прав). В документе содержится вся необходимая информация о собственниках недвижимости.
Плюсы и минусы нововведения
Отмена регистрации права собственности в бумажном варианте имеет свои преимущества и недостатки. Она освободила владельцев недвижимости от необходимости получать документ, хранить его в безопасном месте и беречь от повреждений, подделок, посторонних глаз. Для покупателей также есть позитивные изменения. Отмена государственной регистрации права собственности позволила обезопасить их от нечистоплотных продавцов, предлагающих недвижимость по документам недействительным, находящуюся под арестом или залогом.
Преимущества новшества
• Выписка содержит только свежую информацию.
• Получить бумагу можно через интернет, не выходя из кабинета.
• Выписка выдаётся любому человеку по персональному запросу.
Примечание
По закону, единственное доказательство права на недвижимость — это запись в электронном реестре ЕГРП государственной службы «ФКП Росреестр». Свидетельство же подтверждает полномочия владельца только на момент его выдачи. Всегда есть риск, что собственник недвижимости, имея на руках документ, продаст её или заложит имущество по договору займа, не сообщив об этом покупателю.
Стоит отметить, что сотрудники агентств недвижимости и ранее не полагались целиком на свидетельство, а заказывали дополнительно выписку из реестра при подготовке сделки. Поэтому для профессионалов порядок регистрации и проверки прав собственника почти не изменился, лишь стало меньше документов необходимых для подтверждения факта приобретения или отчуждения имущества.
Недостатки и поправки ФЗ 360
• Необходимость ждать 5 рабочих дней при оформлении земельного участка в собственность или другой недвижимости, чтобы подтвердить права на имущество.
• Риск хакерской атаки на базы данных электронной системы учёта или мошеннических действий чиновников.
• Необходимость получения выписки при совершении любых операций с недвижимостью, где требуется подтверждение прав собственности. Будь то купля-продажа, подключение стационарного телефона, обращение в паспортный стол и т. д.
Конечно, отмена свидетельства о государственной регистрации права собственности может повысить уровень тревожности у представителей старшего поколения, которым бумажный вариант справки внушает больше доверия.
Подтверждение прав владельца недвижимости. Новый порядок регистрации собственности.
Процесс учёта смены владельца недвижимости остался прежним. Государственная регистрация права собственности осуществляется также в районном Росреестре или в МФЦ. Порядок оформления документов стандартный. Новый владелец подаёт заявление и другие документы (договор дарения, купли или продажи и т. д.) лично. При необходимости бумаги может предъявить представитель собственника, действующий по доверенности. В течение 10 дней происходит регистрация прав на имущество. После этого владелец может получить выписку.
При выдаче документа заказчик бланка оплачивает госпошлину. Её размер можно посмотреть на официальном сайте «Росреестра» https://rosreestr.ru/site/ur/poluchit-svedeniya-iz-egrp/?price. Запрос на получение выписки онлайн оформляется на том же веб-ресурсе по адресу http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_egrp_form_new.
Нужно ли сдавать свидетельства
Новшество никак не влияет на положение собственников, имеющих на руках бумажные бланки старого образца. Сдавать свидетельства не нужно. Они остаются действительными на дату, указанную на бумажном носителе.