Для строительства «вечных дорог» теперь будут использовать асфальтовые смеси на основе высокомодифицированного битума. Смесь на основе высокомодифицированного битума легко перерабатывается, а дорожное полотно — в 12 раз более устойчиво к усталостным нагрузкам по сравнению со стандартным ПБВ. Это позволяет заменить многослойное покрытие однослойным, снизить толщину слоя на 20-60% без потери качества дорожного полотна и вернуть часть инвестированных в дорогу средств уже на стадии строительства.
Исключительная устойчивость к усталостному разрушению и колееобразованию, является основным условием выбора асфальтовой смеси на основе высокомодифицированного битума также для восстановления полностью разрушившегося верхнего слоя покрытия при ремонте дорог. В силу привлекательных результатов, показанных смесью на основе высокомодифицированного битума на испытательном дорожном полигоне, рекомендовано применение этой новой технологии в регионах.
Поскольку высокомодифицированный битум достаточно дорогой – он может увеличить стоимость смеси на 15-25% по сравнению с обычным полимер-битумным вяжущим(ПБВ) – его стоимость компенсируется уменьшением толщины дорожного покрытия с одновременным повышением его срока службы. При уменьшении толщины покрытия снижается не только стоимость материалов, но также минимизируется стоимость покрытия в ответственных зонах, где изменение марок материалов обуславливает основные расходы в этих областях дорожного покрытия.
Так высокомодифицированный битум HiMA применили для восстановления магистрали I-40 на западе Оклахома Сити . На восстанавливаемом участке присутствовали глубокая колейность и сильное растрескивание покрытия. Проектом предполагалось снять фрезерованием со старого покрытия участка длиною 2 мили 5 дюймовый слой, а затем уложить 8 дюймовый слой из смеси на основе высокомодифицированного битума HiMA и 0,75 дюймового пористого слоя торможения. На основе результатов испытаний на полигоне NCAT, предполагалось, что 8 дюймовое покрытие на основе высокомодифицированного битума HiMA будет обладать такими же характеристиками, что и 10,5 дюймовый слой обычного асфальта. По требованию заказчика верхний слой был увеличен до 1,5 дюймов и уложен на 8 дюймовый средний слой HiMA, содержащий повышенное количество битума для повышения устойчивости покрытия к усталостным нагрузкам и растрескиванию.
Асфальтобетонная смесь на основе высокомодифицированного битума HiMA применялась для восстановления участка U.S. 231 в г. Трой, Алабама в 2012 г, где наблюдалось сильное колееобразование. Независимая экспертиза показала, что значительная консолидация разрушений наблюдалась в существующем среднем слое ЩМА, но точная причина этого явления не была установлена. Предполагаемые проектом четырехдюймовые слои ЩМА в северном и южном направлениях были заменены на 2,5 дюймовый слой средний слой HiMA и 1,5 дюймовый поверхностный слой традиционного PG 76-22. Ночные работы проходили без остановок и обнаружилось, что смесь HiMA легко перерабатывается. «Прошел год, как мы уложили слой смеси на основе высокомодифицированного битума HiMA и департамент транспорта штата Алабама следит за уровнем колейности на участке в Трое при помощи профильной рейки», сказал Крис Ханер, инженер подразделения, помогающего департаменту транспорта штата Алабама. «Мы не увидели какого-либо значительного колееобразования. Мы уверены, что продукт на основе высокомодифицированного битума HiMA повысил долговечность покрытия и его устойчивость к колееобразованию.» Смесь на основе высокомодифицированного битума HiMA также применялась летом 2013 г. в г. Нэшвилл, штат Теннеси для ремонта городской улицы. Основной проблемой проекта Elm Hill Pike, включавшего сильно загруженные перекрестки и сектора длиной приблизительно одну милю с каждой стороны, было сильное колееобразование. Департамент транспорта штата Теннеси предоставил спецификацию для высокомодифицированного материала. Уложенная на перекрестках асфальтобетонная смесь с максимальным номинальным размером щебня 12.5 мм содержала вяжущее класса PG 76-22E и 10% переработанного старого асфальта. Для остальных участков проекта применялась смесь с максимальным номинальным размером щебня 9.5 мм. «Вяжущее PG 76-28E было очень эластичным, что дало нам возможность распределить смесь с максимальным номинальным размером щебня 9.5 мм тонким слоем на дорожном покрытии»,- сказал Марк Вуд, инженер департамента транспорта штата Теннеси, отдел битумных материалов .
Данная публикация создана в сотрудничестве с компанией TELKO