Цвет оказывает необычайно сильное психическое и эмоциональное воздействие на человека, непродуманная предварительно цветовая гамма может серьезно испортить концепцию интерьера в целом. Существуют отдельные законы восприятия и, соответственно, построения цветовых композиций. Все основные и дополнительные цвета делятся на две гаммы: теплую и холодную. К теплым цветам относятся все красные, желтые и зеленые оттенки, а к холодным – сине-зеленые, синие и фиолетовые. Все вышеперечисленные цвета называются хроматическими, а черный, белый и серый – ахроматическими, так как поглощают все другие оттенки спектра.
Разные цвета, определенным образом характеризующие предметы, так же влияют и на ассоциативное мышление человека. Красный, например, традиционно считается символом жизни, желтый связан с солнцем и теплом, оранжевый, промежуточный между двумя предыдущими, обладает характеристиками их обоих. Зеленый связан с природой, фиолетовый символизирует мудрость и уравновешенность. Белый и черный у разных народов связаны с противоположными явлениями.
Черный и белый
Ахроматические цвета в интерьере, постепенно «возвращаясь в моду» имеют название черно-белого колорита ар-деко. Эти цвета необходимо применять с достаточной осторожностью, т. к. их лаконизм и графичность не вполне соответствуют целям жилого интерьера – созданию уюта.
Современный стиль ар-деко реабилитировал значение черного цвета, как главенствующего в интерьере, правда, с условием его непременного сочетания с золотым и красным. Если дизайнер, моделирующий интерьер, обладает неплохим вкусом, то помещение, выдержанное в подобной цветовой гамме, выглядит весьма стильно и благородно. Белый цвет и всевозможные его теплые и холодные оттенки всегда прекрасно смотрятся в жилых помещениях. «Белые» интерьеры утонченны и аристократичны. Единственный момент, необычайно важный для использования, как черного, так и белого цветов в жилом пространстве, это – чувство меры, так как они в большом количестве оказывают достаточно сильное подавляющее воздействие, которое, однако, успешно нейтрализуется умелым применением цветовых нюансов.
Цветовая коррекция помещения
Для дизайна жилого пространства самым важным свойством цвета является его иллюзорность. Цвет визуально может менять конфигурацию помещения и его величину. Один и тот же оттенок по-разному выглядит на потолке, стенах и на полу. Важной деталью является фон, поскольку цвет предмета может меняться под его влиянием. Этот эффект называется хроматическим контрастом. Он нейтрализуется, если окружить предмет контуром или рамкой.
Цвет может зрительно утяжелять или облегчать форму предмета, увеличивать или уменьшать все пространство.
В первую очередь человеческим глазом воспринимаются теплые цвета, от чего предметы как бы кажутся ближе. Холодные, напротив, словно отдаляют предмет от зрителя. Поэтому в интерьерах теплые цвета используют для сужения пространства, а холодные – для расширения.
Очень популярен в дизайнерской среде прием выделения насыщенным синим цветом одной из стен комнаты, что дает определенную коррекцию небольшого пространства, визуально углубляя его. Для создания иллюзии расширения используют прием оклейки или покраски стен и потолка в помещении (чаще всего – в спальне) в один и тот же цвет или цветовое сочетание. Этот прием называют эффектом парфюмерной коробки.
Иллюзию расширения пространства можно создать, если нанести чередующиеся холодные горизонтальные полосы контрастных тонов на одну из стен узкого и длинного коридора. В высоких помещениях существует объективная необходимость визуального объединения пространства. Для этой цели прекрасно подходит прием, при котором потолочные карнизы и плинтуса покрываются одним тоном.
В европейском дизайне популярен прием выделения цветом всего потолка или какого-то одного его фрагмента. Руководствуясь принципами цветокоррекции применительно к потолку, или фрагменту его подвесной конструкции, можно придать помещению совершенно новый характер, визуальный рельеф и, даже, значительно изменить его пропорции.
Насыщенные теплые цветовые оттенки приемлемы только в сравнительно просторных комнатах, тогда как в небольших по объему помещениях они могут создавать ощущение тесноты.
Так, например, в большой гостиной применима следующая цветовая гамма: мебель бежевого или молочно-белого цвета с бордовой или темно-коричневой отделкой, темно-коричневый пол и древесина мебели, шторы и ковер совпадают с обивкой по тону, стены – в интервале от светло-бежевого до насыщенного бордового, металл – тонированный под бронзу. А если гостиная скромных размеров, то ее колорит стоит выдержать, соответственно, в светлой серо-голубой гамме.
Цветовая гамма интерьеров
Цвет | Сочетающиеся цвета | |
Красный | Зеленый, серый, синий | |
Малиновый | Перламутрово-серый, розово-лиловый | |
Бордовый | Черный, темно-голубой, бежевый | |
Алый | Светло-голубой, зеленый | |
Ярко-розовый | Различные оттенки голубого | |
Коричневато-розовый | Голубой, кремовый | |
Бледно-розовый | Салатно-желтый, бледно-сиреневый, голубой | |
Оранжевый | Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий | |
Салатно-желтый | Бледно-розовый, серовато-голубой | |
Желтый | Фиолетовый, голубой, зеленый | |
Бледно-желтый | Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый | |
Темно-зеленый | Коричневый, бежевый | |
Бледно-зеленый | Розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый | |
Синий | Желтый, песочный, оранжевый | |
Серо-голубой | Бордовый, серый | |
Бледно-голубой | Бледно-сиреневый, бледно-желтый | |
Темно-лиловый | Оранжевый, серый | |
Фиолетовый | Оранжевый, серебристый | |
Бледно-сиреневый | Зеленый, серый, розовато-лиловый | |
Коричневый | Оранжевый, красный, бежевый |
При выборе цветового решения будущего интерьера важно учитывать характер освещения, ведь спектр искусственного света отличается от естественного. Обычная лампочка, например, дает желтоватый свет, а люминесцентная – голубой. Таким образом, предметы, освещенные определенным образом, начинают отражать соответствующий освещению спектр цвета. Это обстоятельство может, как обогатить колорит интерьера, так и исказить его, сделав непривлекательным. Любопытно, что при ярком освещении в большей степени воспринимаются предметы теплого спектра, а при тусклом – напротив, холодного. Это необходимо учитывать, в особенности в таких помещениях, как гостиная и спальня.
Колорит будущего интерьера зависит также от его ориентации относительно сторон света. Если помещение небольшое, ориентировано на север и, естественного, освещения в нем не хватает, то в таком интерьере для создания уютной атмосферы просто необходимы теплые оттенки. Но, так как они визуально сжимают пространство, следует разбеливать краски при колеровании или выбирать обои светлых оттенков. Например, сочетание светло-бежевой мебели, древесины и пола теплых тонов (вишня, светлый бук), бежево-розовых или светло-охристых стен с металлом, тонированным под золото или бронзу, молочного матового стекла и текстиля (шторы, ковры) с насыщенными вставками тех же цветов.
Психология цвета
Важным свойством цвета является его эмоциональное воздействие на человека. В современной психологии есть направление, посвященное коррекции психического состояния с помощью разных цветов и их оттенков. Например, если человек по долгу находится в комнате, стены которой выкрашены в красный цвет, то у него может подскочить артериальное давление, а людям с достаточно уязвимой нервной системой вообще не рекомендуется жить в таких интерьерах.
Существует также индивидуальный аспект восприятия цвета в зависимости от характера человека. Например, влюбчивые эмоциональные натуры выбирают насыщенные оттенки красного цвета, а консерваторы предпочитают коричневый колорит. Зная такие особенности восприятия отдельных цветов и их сочетаний, можно заранее предусмотреть влияние цветовой гаммы будущего интерьера на своих обитателей.
Если у ребенка слишком активный характер, то можно выкрасить стены его комнаты в бледно-розовый цвет, оказывающий седативный эффект. А, к примеру, в желто-оранжевой кухне у него улучшится аппетит. Приглушенные холодные цвета, оказывающие расслабляющее действие, обычно рекомендуют для спален, а зеленый, благотворно влияющий на зрение, – для кабинетов.
Цветовая гамма в оформлении комнат
Начинать разрабатывать цветовую гамму своего интерьера необходимо с составления цветовой карты: для начала надо обдумать какой будет мебель в новом интерьере (ее цвет, фактура древесины, характер обивки), а затем к ней подбирать цвета и фактуру других отделочных материалов.
Цветовую гамму помещения можно построить на принципе контраста или нюанса. В первом случае контраст придаст дополнительный жизненный тонус всему интерьеру и, поэтому, прекрасно подойдет людям вялым и апатичным. Колорит, построенный на сочетаниях оттенков смежных цветов, то есть, на принципе нюанса, наоборот, придаст некоторую стабильность людям с активной жизненной позицией, а так же создаст ощущение умиротворения и покоя, например, в спальне.
Для спален идеальны деревенские мотивы, кантри и апелляция к природным материалам и естественным цветам светлых теплых тонов.
Детские комнаты лучше оформлять светло-розовым оттенкам с включениями нежно-зеленых или нежно-голубых нюансов. Для подростков применимы активные и контрастные сочетания цветов. Также, при нюансном решении колорита интерьера необходимо помнить о ярких акцентах небольших по размеру, насыщенных по цвету аксессуаров: диванные подушки, рамки, вазы и т.п.
Кухни следует оформлять тёплыми цветами - красный, жёлтый, оранжевый. Они возбуждают и усиливают аппетит. Притом это относится не только к стенам: желтый линолеум на полу и оранжевые стулья в кухне еще и поднимут настроение.
Для оформления гостиной особых правил не существует, главное - соблюдать гармонию во всем помещении. А если совмещать гостиную с рабочей зоной, то идеальным будет частичная отделка в коричневых и зеленых оттенках, создающих атмосферу покоя и сосредоточенности. В интерьер гостиной идеально впишется деревянная мебель любых оттенков.
Итак, определившись с цветами будущей мебели, для наглядности их следует изобразить на листочке бумаги в столбик, слева необходимо подобрать к получившейся шкале цвета стен, пола и потолка. Таким образом, на бумаге уже есть все основные цвета будущего интерьера, главное, чтобы они были близки по тону и достаточно гармонично подобраны по контрасту. Чтобы понять чего не хватает необходимо еще раз внимательно посмотреть на получившуюся цветовую гамму, после чего уже в третий столбик занести цветовые нюансы аксессуаров будущего интерьера, которые оживят его.
Эту же таблицу создаст дизайнер, который учтет нюансы и тонкости цветового решения всей квартиры, где одна комната будет гармонировать с другой. Он предложит несколько вариантов, из которых, наверняка, подберется один, подходящий под индивидуальность и характер хозяина будущего интерьера.
О. Коновалова