Обновление документов направлено на повышение качества проектирования инфраструктуры с учетом современных технологий и требований к надежности сооружений, возводимых в сложных климатических условиях. Проекты нормативов были подготовлены с учетом профессиональной экспертизы РАПЭКС.
В частотности, Минстрой России утвердил изменения в СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги». В своде правил установлены нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенные вне границ населенных пунктов. Документ вступил в силу с 28 января 2025 года.
Изменения направлены на повышение качества проектирования автомобильных дорог с применением современных технологий и материалов. Благодаря обновлению стало возможным использовать блоки из вспененного экструзионного полистирола. Это благоприятно скажется на сроках строительства и поможет оптимизировать стоимость строительно-монтажных работ.
Основные изменения в СП 34.13330.2021 (Автомобильные дороги):
● Разрешено использование блоков из экструзионного пенополистирола для облегченных насыпей на слабых основаниях. Это позволит сократить сроки строительства и снизить стоимость строительно-монтажных работ.
● Введены рекомендации по теплозащите при пересечении автомобильных дорог с инженерными коммуникациями (водопропускные трубы, кабели, нефтепроводы и т. д.), включая необходимость теплотехнического моделирования.
● Предусмотрена защита от опасных геологических процессов (термокарст, морозное пучение и т.п.) с использованием современных технологий термостабилизации.
Кроме того, экструзионный полистирол стало возможным использовать для теплоизоляции фундаментов на многолетнемерзлых грунтах в Арктической зоне актуальные изменения отражены в СП 25.13330.2020 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» и вступают в действие в конце января 2025 года.
В своде правил уточняются положения, связанные с проектированием свайных фундаментов: антикоррозионная защита, применение стеклопластика, учет шероховатости поверхности, расчет касательных сил морозного пучения при заполнении лидерных скважин буроопускных свай цементно-песчаным раствором на всю высоту. Также в документ внедряются требования по проектированию оснований и фундаментов на намывных грунтах, дополняются положения, регламентирующие проведение геотехнического мониторинга и уточняются механические характеристики промерзающих и в дальнейшем оттаивающих грунтов.
В части теплозащиты ключевые изменения в СП 25.13330.2020 (Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах):
● Уточнены требования к теплоизоляционным материалам, таким как экструзионный пенополистирол, для сохранения устойчивости фундаментов на многолетнемерзлых грунтах. Установлены физико-механические характеристики, включая прочность на сжатие (не менее 250 кПа) и водопоглощение (не более 0,6%).
● Обновлены положения о теплоизоляционных экранах, вентилируемых трубах и фундаментах, что значительно повысит надежность зданий в условиях Арктики.
«Принятые изменения обеспечивают дополнительную устойчивость объектов строительства к климатическим и геологическим воздействиям, сокращают риск повреждений земляного полотна и фундаментов, а также способствуют применению эффективных и проверенных материалов отечественного производства. Документы ориентированы на модернизацию строительных процессов и повышения безопасности объектов в условиях многолетнемерзлого грунта и сложных оснований», — прокомментировала Мария Бочковская, исполнительный директор РАПЭКС.
Источник : Пресс-служба РАПЭКС