Федеральный закон от 9 марта 2010 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Изменения направлены на развитие малоэтажного жилищного строительства.
За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ граждан будут переселять из аварийного жилищного фонда в малоэтажные дома. Это жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома не выше трех этажей.
Такая финансовая поддержка возможна при наличии соответствующих региональных адресных программ.
Средства Фонда могут направляться как на строительство домов, так и на приобретение помещений в них у застройщиков.
Малоэтажные дома будут строиться на основании муниципального контракта. Предусмотрены требования к его цене. Сэкономленные от размещения заказов средства можно потратить на формирование земельных участков для строительства малоэтажных домов, на их кадастровый учет и обеспечение инженерной инфраструктурой.
Предусмотрен сокращенный срок госрегистрации возникновения и перехода права собственности на жилые помещения (пять рабочих дней со дня подачи документов).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 146 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджету Архангельской области на реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы»
Определено, как Архангельской области предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.».
Средства выделяются для финансирования некоторых мероприятий, проводимых в ЗАТО Мирный. Речь идет о строительстве и реконструкции социально-бытовых объектов, природоохранной деятельности, переоснащении образовательных учреждений.
Закреплены условия, на которых предоставляются субсидии. Так, должны быть региональные и (или) муниципальные акты, устанавливающие расходные обязательства по выполнению мероприятий. Необходимо, чтобы в бюджете области (ЗАТО) имелись ассигнования на указанные цели, и т. д.
Между Минрегионом России, Минобрнауки России, с одной стороны, и высшим исполнительным органом государственной власти области, с другой, заключаются соглашения о предоставлении субсидий.
В определенных случаях объем средств уменьшается. В частности, если значения целевых показателей, определенные соглашениями, не достигнуты или отклоняются более чем на 5 %. Это не касается случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 141 «О предоставлении в 2010 году субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Министерство регионального развития Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов»
В 2010 году субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделяются субсидии на софинансирование региональных и муниципальных объектов капстроительства, не включенных в ФЦП.
Определены размеры субсидий и соответствующие объекты капстроительства.
Так, Республика Мордовия получит 257 млн руб. на строительство жилых домов для переселения граждан из аварийного жилого фонда и 50 млн руб. на противооползневые и берегоукрепительные сооружения на левом склоне р. Саранки.
Калининградской области выделят 180 млн руб. на реконструкцию гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее.
40 млн. руб. предусмотрено Томской области на аварийные противооползневые мероприятия на правом берегу р. Томи.
Субсидии также получат Тюменская, Ленинградская, Астраханская области и Красноярский край.
Средства предоставляются по соглашению с Минрегионом России.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 139 «О предоставлении в 2010 году субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы»
В 2010 году некоторым регионам предоставляются субсидии за счет бюджетных ассигнований, главным распорядителем которых выступают Росводресурсы.
Средства направляются на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. В частности, на противопаводковые мероприятия, строительство и восстановление (реконструкцию) защитных сооружений, берегоукрепление и т. д.
Субсидии получат Дагестан, Якутия, Тыва, Еврейская автономная область, Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Нижегородская, Рязанская, Самарская и Саратовская области.
Всего выделяется 1 454 793,4 тыс. руб.
Постановление Правительства РФ от 4 марта 2010 г. № 120 «О внесении изменений в подпрограмму «Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта» Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и о признании утратившими силу распоряжений Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 1485-р и от 10 марта 2009 г. № 298-р»
Скорректированы мероприятия, проводимые в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
В рамках природоохранной деятельности дополнительно планируются проектные (изыскательские) работы и устройство водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. За это отвечает администрация Краснодарского края.
Предполагается провести берегозащитные мероприятия на реке Мзымта (территория Сочинского национального парка), а также проектные и изыскательские работы, строительство в Краснодарском крае. Ответственный исполнитель – Росводресурсы.
Планируется спроектировать и построить гостиничный комплекс «Орандж» категории пять звезд на 60 номеров в Лазаревском районе.
Расширен перечень мероприятий, направленных на улучшение экологии указанных территорий.
Изначально планировалось разработать и внедрить единую информационно-аналитическую систему по экологическому сопровождению подготовки и проведения Сочинских зимних игр. Согласно изменениям данные мероприятия исключены.
Признаны утратившими силу распоряжения Правительства РФ, утвердившие и скорректировавшие Программу мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 году в Сочи.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/121
С 1 января 2010 года отменено лицензирование строительной деятельности. Вместо него введена система саморегулирования. Теперь участие строительных организаций в СРО является обязательным.
Так, СРО выдают свидетельства на допуск к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства. Как пояснил Минфин, расходы по таким видам работ можно принять к налоговому вычету, только если есть указанное свидетельство.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52
Даны разъяснения, как применять НДС, если строительно-монтажные работы выполняются за счет субсидий из местного бюджета.
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России независимо от источника финансирования.
По поименованным работам сумма налога исчисляется как доля налоговой базы, соответствующая налоговой ставке (при раздельном учете – как сумма, полученная при сложении сумм налогов, исчисляемых отдельно как доли определенных налоговых баз, соответствующие налоговым ставкам).
В отношении строительно-монтажных работ налоговая база равна их стоимости без учета НДС. При определении стоимости должны учитываться установленные НК РФ принципы определения цены услуг.
Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные вычеты, в т. ч. по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Данный порядок применения НДС действует в отношении строительно-монтажных работ, оплаченных из местного бюджета, а также оплаченных за счет других источников и при осуществлении которых из местного бюджета выделены субсидии на возмещение расходов по приобретению необходимых материалов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/120
С 1 января 2010 года прекращено лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения), а также по осуществлению инженерных изысканий для такого строительства. С этой же даты прекращается действие выданных лицензий (в т. ч. тех, срок действия которых продлен).
Разъяснено, что с 01.01.2010 расходы организаций по видам работ, влияющим на безопасность объектов капстроительства, принимаются к налоговому учету, только если есть свидетельство на допуск к таким работам, которое предоставляет СРО.
За разъяснениями о производстве строительных работ заказчиками и подрядными организациями с указанной даты без свидетельств следует обращаться в Минрегион России.
Законодательство Москвы и Московской области
Закон Московской области от 10 марта 2010 г. № 15/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области и стандарте стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области на 2010 год» (принят постановлением Московской областной думы от 4 марта 2010 г. № 1/110-П)
Изменены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области на 2010 год. В среднем по области стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м² общей площади жилья снижен до 90,34 руб. в месяц (ранее 90,60 руб.)
Установлены новые стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и капитального ремонта муниципального жилищного фонда в разрезе муниципальных образований субъекта РФ. Так, в городском поселении Волоколамск величина стандарта равна 119,69 (ранее 101,92) руб. на 1 м² общей площади жилья в месяц, сельском поселении Раменское Егорьевского муниципального района 86,92 (89,84) руб. на 1 м² общей площади жилья в месяц.
Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года.
Постановление правительства Москвы от 23 марта 2010 г. № 225-ПП «О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы»
С 1 апреля 2010 г. вводится в действие интегрированная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности для предоставления органам государственной власти, местного самоуправления, физическим и юридическим лицам достоверных сведений, необходимых для осуществления ими градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Утверждено Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Москвы (ИАИС ОГД). Положением определены состав документированных сведений ИАИС ОГД, порядок взаимодействия органов исполнительной власти по передаче и обеспечению доступа к сведениям и документам, необходимых для ведения информационной системы, порядок предоставления сведений из ИАИС ОГД органам власти, юридическим и физическим лицам.
ИАИС ОГД является сводом документированных сведений о развитии территории города, застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Сведения из ИАИС ОГД заинтересованным лицам предоставляются в виде справок на основании запроса. Бесплатно получают сведения из ИАИС ОГД органы власти, органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимого имущества, учету государственного и муниципального имущества. Для физических и юридических лиц услуга по предоставлению сведений из ИАИС ОГД является платной.
Постановление правительства Москвы от 16 марта 2010 г. № 218-ПП «Об усилении ответственности инвесторов-заказчиков за соблюдение сроков строительства»
Государственные заказчики должны включать в конкурсную документацию, документацию об аукционе и в государственные контракты условия о применении мер ответственности (неустойки) за нарушение сроков строительства.
В договоры аренды дополнительных земельных участков улично-дорожной сети (тротуары, проезжая часть), используемых для обеспечения строительства (реконструкции), включается условие об ответственности за нарушение арендатором сроков освобождения земельных участков. Размер неустойки – 0,3 от годовой арендной платы за каждый день превышения срока.
Постановление правительства Москвы от 2 марта 2010 г. № 185-ПП «О передаче полномочий по строительству объектов государственного заказа города Москвы»
Утвержден перечень объектов государственного заказа города, государственным заказчиком по которым выступает Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства.
Планируется внести изменения в Адресную инвестиционную программу на 2010 год в части увеличения лимитов капитальных вложений, предусмотренных Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства как государственному заказчику.
Распоряжение правительства Москвы от 18 марта 2010 г. № 479-РП «О проектировании линий и объектов метрополитена для организации их строительства, начиная с 2012 года»
Москомархитектуре поручено обеспечить разработку предпроектных предложений по трассировке линий и размещению объектов метрополитена, включая градостроительные задания, и резервирование соответствующих технических зон.
Функции государственного заказчика по проектированию линий и объектов метрополитена возложены на Департамент городского заказа капитального строительства.
Утвержден Перечень строящихся и перспективных линий и объектов метрополитена для разработки предпроектных предложений и утверждения актов линий градостроительного регулирования и Перечень линий и объектов метрополитена для проведения конкурсов на проектирование и организацию строительства начиная с 2012 года.
Распоряжение правительства Москвы от 16 марта 2010 г. № 460-РП «Об утверждении Методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме»
Утверждена Методика расчета ставок планово-нормативного расхода. Она используется для определения размера субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет ставок планово-нормативного расхода на планируемый период производится на основе данных о расходах на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах города в год. Ставки планово-нормативного расхода для конкретной категории многоквартирного дома рассчитываются как сумма базового удельного расхода на планируемый период (совокупности расходов, которые имеются в большинстве многоквартирных домов), удельного расхода по текущему ремонту помещений общего пользования многоквартирного дома и удельных расходов на планируемый период, обусловленных степенью технической оснащенности многоквартирного дома.
Ставки рассчитываются по каждой категории многоквартирных домов, в том числе для категорий домов, имеющих сложное (нетиповое) инженерное оборудование или индивидуально-экспериментальное проектное решение.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства обеспечивает формирование ставок планово-нормативного расхода и представляет их на рассмотрение Департамента экономической политики.
Распоряжение правительства Москвы от 2 марта 2010 г. № 353-РП «О создании Городской межведомственной комиссии по вопросам приведения строительства и эксплуатации кабельных слаботочных сетей в многоквартирных домах города Москвы в соответствие с требованиями технических норм и правил»
Создана Городская межведомственная комиссия по вопросам приведения строительства и эксплуатации кабельных слаботочных сетей в многоквартирных домах города Москвы в соответствие с требованиями технических норм и правил.
Комиссия анализирует вопросы, связанные с качеством строительства и эксплуатации кабельных слаботочных сетей в многоквартирных домах города, вырабатывает рекомендации по контролю за строительством и эксплуатацией кабельных слаботочных сетей.
Префектурам административных округов до 15 марта 2010 года поручено создать аналогичные окружные межведомственные комиссии.
Постановление главы городского округа Протвино Московской области от 2 марта 2010 г. № 186 «Об утверждении долгосрочной целевой программы городского округа Протвино Московской области «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Протвино на 2010–2012 годы»
Постановление принято в целях обеспечения реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Основными целями муниципальной долгосрочной Программы являются: переселение граждан, проживающих в ветхих жилых домах, в благоустроенные жилые помещения; ликвидация до 2012 года ветхого жилого фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2007 года. Для достижения поставленных целей необходимо подготовить условия и разработать механизм переселения граждан.
Указано, что реализация Программы намечена на 2010-2012 годы. Исполнителями являются: отдел городского хозяйства, МУП «ЖКХ», отдел градостроительства и архитектуры, организации. Объем финансирования Программы в ценах 2010 года определен равным 101,847 млн руб. Приведены источники финансирования.
По итогам осуществления Программы планируют: переселить из ветхого жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения 68 семей, снести 21 ветхий дом.
Представлен перечень объектов ветхого жилищного фонда городского округа, подлежащих сносу в рамках Программы.
Мониторинг подготовлен юристами компании «Гарант».
С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ