Ассоциация «Росспецмаш» констатирует глубокий кризис на рынке СДТ, вызванный высокой ключевой ставкой, ростом издержек и давлением импорта, и предлагает меры для стабилизации ситуации.
Рынок российской строительно-дорожной техники (СДТ) продолжает демонстрировать резкое падение. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за январь–сентябрь 2025 года отгрузки производителей на внутренний рынок сократились на 41,3% в денежном выражении, составив 32,4 млрд рублей.
Сентябрьское снижение на 25,7% (до 4 млрд руб.) выглядит менее значительным на фоне общего тренда, однако это не признак восстановления. Годом ранее, в сентябре 2024-го, отгрузки уже демонстрировали отрицательную динамику (-24% к сентябрю 2023 года), что указывает на затяжной характер кризиса.
Динамика по сегментам: массовое падение и редкий рост
Статистика по отдельным видам техники за 9 месяцев 2025 года иллюстрирует масштаб проблем:
-
Катастрофическое падение (свыше 50%):
- Краны-трубоукладчики: -71%
- Телескопические погрузчики: -86%
- Гусеничные бульдозеры: -57%
- Катки: -68%
- Автокраны: -50%
- Значительное снижение:
- Фронтальные погрузчики: -42%
- Мини-погрузчики: -35%
- Автогрейдеры: -35%
- Экскаваторы: -27%
На этом фне выделяются два растущих сегмента:
- Краны-манипуляторы: +24%
- Экскаваторы-погрузчики: +38%
Глубинные причины кризиса
Отрасль находится в стабильно сложном положении со второй половины 2024 года. Ключевыми проблемами, по мнению экспертов, являются:
- Инвестиционный коллапс. Запредельно высокая ключевая ставка ЦБ сделала недоступными кредиты как для производителей, запускающих инвестпрограммы, так и для их клиентов. Подавляющее большинство потребителей не обладают рентабельностью, позволяющей обслуживать займы по текущим ставкам.
- Переполненные склады. Начиная с 2024 года, отмечается резкий рост запасов готовой техники как у дилеров, так и на заводах-изготовителях, что ведет к остановке производства.
- Растущее давление импорта. Складские запасы импортной техники, преимущественно китайской, по некоторым сегментам (экскаваторы, фронтальные погрузчики) достигли объемов, которых хватит более чем на год продаж. Доля иностранных машин в этих категориях превышает 90%. Эффект масштаба и господдержка позволяют китайским компаниям демпинговать, предлагая технику по более низким ценам.
- Рост издержек. Отечественные производители сталкиваются с постоянным увеличением стоимости компонентов и производства в целом.
Меры реагирования и пути выхода
В текущих условиях российские заводы вынуждены бороться за выживание: сворачивать инвестиционные программы, искать способы сохранения ключевых коллективов и компетенций, использовать период недозагрузки для обучения персонала и оптимизации внутренних процессов.
Ассоциация «Росспецмаш» предлагает комплекс мер государственной поддержки для стабилизации отрасли:
- Финансовая поддержка клиентов: Запуск программ льготного кредитования для строительных, добывающих и коммунальных компаний для обновления их парков техники.
- Прямая поддержка производителей: Налоговые льготы и субсидии, а также внедрение значительных предоплат по госконтрактам для улучшения денежного потока.
- Тарифная защита: Активное использование инструментов таможенно-тарифного регулирования для защиты внутреннего рынка, как это практикуется за рубежом.
- Технический контроль: Ужесточение государственного контроля за соблюдением технических регламентов в отношении импортируемой техники. Это позволит отсечь некачественную продукцию и защитить инвестиции российских заводов, которые вкладываются в современные технологии.
- Стимулирование кооперации: Направление грантов и субсидий на развитие производства компонентной базы для СДТ внутри страны и углубление кооперации между производителями.
Отрасль надеется, что совместные усилия бизнеса и регуляторов помогут преодолеть кризис и создать условия для здоровой конкуренции и устойчивого развития российского машиностроения.
Источник : пресс-служба Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»)






