Красноярск является самым молодым городом-миллионником России и одним из крупнейших центров за Уралом. Долгие годы город на Енисее спорит с Новосибирском за неофициальное право называться столицей Сибири. Незримое соперничество соседей дало серьезный импульс развитию обоих городов, а Красноярск прославился на весь мир как столица Зимней Универсиады 2019 года.
Подготовка к такому крупному международному событию позволила значительно улучшить город, благоустроить его, построить спортивные и другие социальные объекты. Но даже после отгремевших соревнований студентов не была решена одна из важнейших задач – строительство метро.
При этом создание метрополитена является важной составляющей для дальнейшего роста города и формирования здесь комфортной среды.
Во-первых, Красноярск – это один из бурно развивающихся городов, где есть самый большой за Уралом вуз – Сибирский Федеральный университет, крупные промышленные производства. Эти факторы делают город центром для миграции из менее крупных городов Сибири и других регионов. Постоянный рост населения (сегодня здесь проживает более 1 млн человек) требует развития транспортной инфраструктуры для создания комфортных условий при передвижении по городу.
Те виды общественного транспорта, которые сейчас есть в городе – автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки – не в состоянии в полной мере обеспечить потребности горожан, а постоянный рост тарифов становится причиной недовольства красноярцев.
Вторая важнейшая проблема, которую могло бы решить метро, – высокий уровень загрязнения. По этому показателю Красноярск входит в топ рейтингов не только России, но и мира. Загрязнение связано как с географическими особенностями города, расположенного в низине, так и с техногенным воздействием и перегруженностью дорожного трафика. Метро позволит «пересадить» горожан с автомобилей на общественный транспорт, что сыграет важную роль в деле уменьшения загрязненности города.
«Подземная сага» Красноярска
Впервые о метро в Красноярске заговорили еще в 1960-е годы. В 1970-е станции и тоннели будущего метро внесли в Генплан города, а в 1980-х приняли окончательное решение: метро в Красноярске быть. В 1984 году было создано технико-экономическое обоснование метро, которое утвердили в Госплане – в Красноярске начали разворачивать строительную базу.
Тогда предполагалось строительство станций: «Октябрьская» (на Высотной улице), «Копыловская», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Улица Вейнбаума», «имени Ленина» (на Стрелке), «Аэровокзальная», «Центральная», «Кольцевая» (у Дворца Труда), «Улица Быковского» (у ДК КрАЗа), «Металлургов» (у КрАЗа), «Коркинская».
Работы были приостановлены в 1991 году, но в 1993-м их возобновили, а в первую очередь планировали построить станции «Высотная», «Копыловская», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» и тоннели.
К 2003 году на станции «Вокзальная» шахтный ствол был пройден до отметки 69,4 метра, велось сооружение дозаторной камеры и подземного бункера накопителя.
В 1998 году начали фиксироваться первые проблемы с финансированием строительства, а уже через год ситуация стала критической. Строительство продолжилось в конце нулевых, когда были выделены средства из федерального бюджета.
К 2011 году строительные работы стали останавливаться, а спустя три года станции будущего метро были законсервированы, что в дальнейшем обходилось бюджету в круглую сумму.
Новую надежду жителям енисейского города дало заявление президента Владимира Путина о том, что надо сначала построить первую ветку метро в Красноярске и только потом – вторую в Екатеринбурге.
Новая попытка
В 2019 году началось перепроектирование линии, но и новый местный подрядчик не справился с поставленной задачей. Тогда в 2022 году для выполнения поручения президента Владимира Путина на проектирование и строительство метро направили одного из наиболее компетентных столичных холдингов – Группу компаний «Моспроект-3», которая участвовала в реализации беспрецедентного проекта строительства Большой кольцевой линии метро, новых станций Сокольнической линии, транспортно-пересадочных узлов на Московском центральном кольце и др.
Первый этап линии красноярского метротрамвая длиной 10,8 км будет включать две наземные и четыре подземные станции. Часть работ по строительству нового рельсового скоростного транспортного комплекса в Красноярске группа компаний «Моспроект-3» выполнит совместно с субподрядной строительной организацией АО «БТС-Мост».
Силами специалистов холдинга «Моспроект-3» выполнено строительство объездных дорог в зоне первого остановочного пункта «Улица Шахтёров», получено положительное заключение госэкспертизы, завершается большой объем инженерных изысканий, разработана проектная документация по освобождению строительных площадок, устройству стартовых котлованов линии и участкам тоннелепроходческих работ.
«По проекту на 94% закончены работы по инженерно-геологическим изысканиям, завершено визуальное обследование зданий, попадающих в зону строительства метро, на 55% закончено инструментальное обследование зданий, а также завершены археологические работы на местах будущих остановочных пунктов», – отметила заместитель директора Центра транспортной логистики Марина Банщикова.
В пресс-службе группы компаний «Моспроект-3» сообщили, что работы по перекладке инженерных сетей на территории остановочного пункта «Улица Шахтёров» на улице Молокова предусматривают вынос из зоны строительства более 6,2 тыс. метров электрических кабелей, свыше 420 метров водопровода и канализации и 430 метров связи.
«На последующем этапе на улице Молокова будет вестись устройство монтажно-щитовой камеры для двух тоннелепроходческих механизированных комплексов», – пояснили в пресс-службе холдинга.