ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

21 Ноября 2022

Как превратить золу в дороги

Как превратить золу в дороги

Объемы золошлаков в России растут со скоростью 22 млн тонн в год. Сегодня их производят более 170 угольных ТЭЦ по всей стране, а площадь полигонов, построенных для хранения их отходов, достигает 28 тыс. га. Частично освободить эти земли для хозяйственного оборота позволят новые методы утилизации золошлаковых материалов, в том числе их использование в дорожном строительстве. Внедрение таких технологий проходит при поддержке Минстроя и Правительства России.

Возможности применения золошлаков в строительстве обсудили на недавней встрече главы Минстроя РФ Ирека Файзуллина с руководством Сибирской генерирующей компании (СГК). В частности, были рассмотрены предложения по мерам стимулирования вторичного использования золошлаков и обеспечению инфраструктуры для их переработки.

Как отмечалось на встрече с министром, только один из видов золошлаков – зола уноса – может заместить до 20% объема цемента при производстве строительных материалов.

Зола уноса – это тонкодисперсный материал и наиболее опасный из вредных выбросов в атмосферу. Он образуется в результате сжигания углей в котлоагрегатах теплоэлектростанций и вместе с дымовыми газами собирается в золоулавливающих устройствах. По инициативе Минстроя России Сибирская генерирующая компания совместно с НИЦ «Строительство» и НИИЖБ им. А.А. Гвоздева изучают возможности использования золы-уноса в современных бетонных смесях. Базовой площадкой для исследования выбрана Рефтинская ГРЭС в Свердловской области – вторая по мощности теплоэлектростанция в России после Сургутской ГРЭС-2 и крупнейшая по объемам генерации тепла на твердом топливе. Соответственно, Рефтинская ГРЭС – и самый мощный в стране производитель золы-уноса с объемом выбросов до 4,5 млн тонн в год.

Первый в России комплексный проект по переработке золы угольных тепловых электростанций был разработан в Росатоме. Его представили в 2020 году АО «Русатом Инфраструктурные решения» и АО «Русатом Гринвэй» - структуры госкорпорации в сферах теплоэнергетики и обращения с отходами I-V классов опасности. А первой в стране площадкой, где была реализована пилотная технология, стал золоотвал Северской ТЭЦ в Томской области.

Одна из новых инициатив, обсуждаемых в Минстрое, предполагает включение стройматериалов на основе золошлаков в ресурсный перечень для крупных инфраструктурных объектов. Для этого потребуется доработка нормативных документов по применению золошлаков в строительстве. Хотя сама по себе идея далеко не нова.

«В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и внедрены ведомственные строительные нормы ВСН 185-75 по использованию зол уноса и золошлаковых смесей, получаемых от сжигания каменных и бурых углей и торфа. С учетом особенностей климата и распространенности ТЭС по всей стране, такой материал был доступен повсеместно и в больших объемах», - рассказал Евгений Гайнулин, главный эксперт проекта Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

В дорожном строительстве, по словам эксперта, применение зол уноса и золошлаковых смесей широко применялось в конструкциях дорожных одежд. Например, минеральный порошок в щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесях заменялся золой уноса.

«Золошлаковые смеси, укрепленные цементом, известью и доменными шлаками использовали в нижних слоях конструкций дорожных одежд, - уточняет Евгений Гайнулин. - Особенностью данного материала, в отличие от применения классического портландцемента в конструкциях дорожной одежды, является продолжающийся во времени набор прочности конструктивного слоя после достижения заданных параметров».

Иначе говоря, золошлаки потенциально способны сделать дороги не только дешевле, но и долговечнее. Но, очевидно, их время еще не пришло. Или уже ушло?

«По истечении 40 лет методики применения золы-уноса и золошлаковых смесей были обновлены, но широкого применения они так и не получили», - пояснил Евгений Гайнулин.

Подробнее о действующих отраслевых дорожных методиках (ОДМ) и нормативных требованиях к золошлакам рассказал Нияз Зайнутдинов, главный эксперт проекта Отдела комплексной экспертизы Крымского филиала Главгосэкспертизы, «Согласно ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве», сегодня для проектирования и строительства рекомендуются пять видов применения золошлаковой смеси и золошлаков, в том числе для земляного полотна автомобильных дорог; дополнительных слоев оснований дорожных одежд автомобильных дорог; слоев дорожных одежд из золошлаковой смеси, укрепленной минеральными вяжущими; слоев дорожных одежд из обработанных материалов и укрепленных грунтов с применением золошлаков; слоев дорожных одежд из асфальтобетонных и органоминеральных смесей, приготовленных с применением золошлаков», - отметил эксперт.

Что касается сметных нормативов для применения золы-уноса и других отходов сгорания твердого топлива, то и здесь барьеров для их внедрения в строительной практике не существует.

«Технологии, предусмотренные сметными нормами на устройство оснований дорог и дорожных покрытий, как правило, универсальны и не ограничивают применение новых материалов, в том числе, и золошлаковых», - отметил Роман Карпов, заместитель начальника Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России.

Стоит также отметить, что в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года был подготовлен «Комплексный план утилизации отходов угольных электростанций и котельных». Он утвержден Распоряжением Правительства РФ №1557-р от 15 июня 2022 года. План содержит 12 межотраслевых мероприятий, направленных на создание экономических предпосылок и нормативное стимулирование применения золошлаков ТЭС и котельных в качестве вторичного сырья.

Таким образом, правительство установило целевой показатель по увеличению доли утилизируемых золошлаков: к 2024 году - 15% и к 2035 году – 50% от годового объема образования подобных отходов в России.

«В результате реализации плана в хозяйственном обороте останется до 3 тыс. га земель, то есть исчезнет необходимость их использования для размещения отходов. Вторичное применение золошлакового сырья заместит до 15 млн т природных ресурсов ежегодно и предотвратит выброс до 6 млн т парниковых газов. Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС сэкономят до 60 млрд рублей в связи с исключением необходимости расширения емкостей золоотвалов», – так вице-премьер Александр Новак прокомментировал экологическую и экономическую отдачу принимаемых мер.

Пресс-служба ФАУ "Главгосэкспертиза России"

Кол-во просмотров: 4909
На правах рекламы
Яндекс.Метрика