Во вторник на пристани Ускюдар в азиатской части Стамбула официально открылась железнодорожная магистраль «Мармарай» под проливом Босфор, связывающая Азию и Европу.
По расчетам правительства, проект, на который потрачено порядка 5,5 млрд долларов, полностью окупится в течение 9,5 лет. Между тем ежедневно он будет приносить доход в размере 1,2 млн долларов.
За час пролив по туннелю будут пересекать около 75 тыс. человек только в одну сторону. В сутки туннелем будут пользоваться 1,2 млн человек. Цена билета при этом составит 1 доллар, как стоимость проезда на наземном транспорте, передает ИТАР-ТАСС.
Строительство туннеля внесло большой вклад и в изучение истории Стамбула. Подготовка прокладки секций магистрали предполагала масштабные землеройные работы, в процессе которых были сделаны уникальные археологические находки.
Были обнаружены останки 37 кораблей периода с V по XI век, а также получены новые доказательства существования в азиатской части современного Стамбула «порта Феодосиоса» IV века.
В останках некоторых из кораблей найдены древние амфоры, изделия из бронзы, золота, стекла. Помимо этого, археологи передали в музеи более 30 тыс. экспонатов, многие из которых найдены на месте крупной деревни, существовавшей здесь 8,5 тыс. лет назад.
Раскопки велись на протяжении девяти лет, пока строился тоннель. В них принимали участие 60 археологов и порядка 600 рабочих. Стоимость работ составила более 75 млн долларов.
В символической церемонии перерезания ленты приняли участие президент Абдуллах Гюль, премьер-министр Тайип Эрдоган, члены турецкого правительства, а также премьер-министр Японии Синдзо Абэ, чья страна участвовала в реализации проекта, премьер-министр Румынии Виктор Понта, министры транспорта и члены правительства Афганистана, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Молдавии, Испании, Сомали.
Высокопоставленные гости и турецкое руководство первыми отправились в поездку по туннелю, после чего он будет открыт для населения. Как заявил Эрдоган, с началом регулярных рейсов 1 ноября в течение двух последующих недель сообщение между двумя частями мегаполиса будет бесплатным.