В нашей стране на страже потребителей товаров и услуг стоит Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г., который в народе обычно называют законом о правах потребителя. Так, к примеру, в статье 4 «Качество товара (работы, услуги)» ФЗ №2300-1 оговариваются требования к качеству, как товаров, так и услуг, которые получает потребитель от продавца или исполнителя. При этом «продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору» (п.1, ст.4, ФЗ №2300-1).
Статья 5 ФЗ №2300-1 посвящена разъяснению прав и обязанности изготовителя, в том числе продавца товара или исполнителя каких-либо услуг в области установления срока службы, а также срока годности товара или работы и установлению для них гарантийного срока. При этом изготовителю и исполнителю товаров или работ вменяется обязанность «устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде» (п.2, ст.5, ФЗ №2300-1).
Устанавливать или нет на товары и услуги гарантийный срок закон относит в ведение их изготовителя или исполнителя, которые «вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя» (п.6, ст.5, ФЗ №2300-1).
Отвечает или нет изготовитель или исполнитель за недостатки товара или работы (услуги) разъясняется в статье 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и в статье 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)». Так например исполнитель ответит за обнаруженные недостатки работы или услуги, на которую не установлен гарантийный срок, если только «потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента». Если на работу или услугу установлен гарантийный срок, то исполнитель отвечает за выявленные недостатки. Однако в этом случае нужно уже ему доказать, «что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы» (п.4, ст.29, ФЗ №2300-1).
На практике, как правило, как изготовители товаров, так и исполнители услуг, в том числе строительных работ дают на свои товары и услуги какую-то, обычно минимальную, гарантию, которая служит для дополнительного привлечения клиентов. Это относится и к фирмам-установщикам окон и изготовителям стеклопакетов и пластиковых оконных конструкций. Так одна из фирм дает гарантию на фурнитуру – 2 года, на стеклопакеты – 5 лет, на профиль – 10 лет, а на свою работу только один год.