менеджеров по продажам рассказывают специалисты ГК «ПРОПЛЕКС»
Необходим механизм обучения
Особенно актуальной тема обучения становится, если речь идет об относительно недавно появившихся на рынке материалах. Например, это касается светопрозрачных конструкций из ПВХ. Технология их сборки и установки - новое для России направление деятельности, часто даже не представленное в списках рабочих профессий, но уже чрезвычайно востребованное на практике.
Мировой опыт показывает, что традиционно обучение монтажников и замерщиков проходит в рамках специализированных центров. К сожалению, пока в России их совсем немного. Одним из наиболее известных является московский ГУЦ «Профессионал», который проводит обучение сборщиков-монтажников светопрозрачных конструкций. Учебная программа центра предусматривает теоретические и практические занятия в классах, оснащенных специальным оборудованием.
Заместитель директора по учебной работе центра Игорь Цирин рассказывает: «На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем со многими оконными предприятиями Москвы, обучая для них монтажников, сборщиков, инженеров. Сейчас спрос на этих специалистов по-прежнему велик. Есть также много заявок от людей, желающих учиться».
В то же время, говоря о проблемах, связанных с обучением, Игорь Цирин отмечает: «У нас нет преподавателей, по этому направлению работают всего один-два специалиста. Сейчас мы ведем лишь одну регулярно возобновляемую группу, учить больше людей у нас просто нет возможности».
Разумеется, нехватка преподавателей еще больше усугубляет проблему дефицита квалифицированных кадров. Но также важно понимать, что даже полностью «укомплектованные» отдельные учебные центры – это еще далеко не все. Необходим единый орган, который мог бы отвечать за стандарты образования в данной сфере.
Показателен пример европейского института оконных технологий Rosenheim. Он публикует рекомендации для специалистов, создает программы по сертификации, проводит семинары. На ведущих строительных выставках институт презентует различные инновационные технологии. По сути, эта организация – центральное звено всего механизма обучения, поскольку он создает отраслевые программы по приобретению и повышению квалификации.
Подобная независимая структура необходима и нашей стране. А пока ее нет, компании, работающие в оконном бизнесе, сами занимаются «доставкой знаний» до специалистов, применяя самые различные приемы, чтобы поделиться своими практическими навыками. В условиях, когда система профессионального образования в данной сфере еще окончательно не сложилась, это, пожалуй, наиболее эффективный путь повышения квалификации работников отрасли.
Учеба в хорошей компании
«У нас есть два варианта обучения, - говорит Юлия Евстифеева, зам. начальника коммерческого отдела компании «САЗИ», производящей материалы для монтажных работ. - Один из них – это презентация в офисе нашей фирмы: она проходит в виде семинара, в ходе которого мы знакомим своих клиентов с технологией монтажа, отвечаем на их вопросы, показываем макеты смонтированных окон, фотографии с объектов. Но учебных образцов, на которых можно было бы продемонстрировать весь процесс монтажа, у нас, к сожалению, нет. Второй вариант – это выезд на объект клиента, где наши сотрудники объясняют, как производится монтаж с использованием материалов компании».
В Группе компаний "ПРОПЛЕКС", крупнейшем российском производителе ПВХ-профиля по австрийским технологиям, существуют свои формы обучения. Здесь организуют занятия для специалистов главным образом потому, что понимают: каким бы качественным не был сам материал, неквалифицированный монтаж окна может свести все усилия по его созданию на «нет».
Первая форма обучения, принятая в компании, - это специальные фильмы, рассказывающие о технологии замера оконного проема, изготовлении и сборке конструкции и иных «рабочих моментах». «Мы работаем более чем с 1 000 фирмами - переработчиками нашего профиля, - отмечает Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании. - Каждой из них мы готовы предоставить обучающие фильмы. На них записан весь процесс монтажа с комментариями и рекомендациями специалиста».
Второй формой «подачи знаний» в "ПРОПЛЕКСЕ" является организация бесплатных тематических семинаров и тренингов для сотрудников компаний-партнеров. Их проводят специалисты, имеющие большой стаж работы и специальную подготовку. Занятия организуются не только в головном офисе производственной компании в подмосковном Подольске, но и в регионах. Наряду с теоретической частью, предусматриваются и практические занятия. По окончании учебы участники проходят аттестацию, получают именные дипломы. График занятий заранее «вывешивается» на корпоративном сайте, чтобы партнеры компании могли заранее спланировать повышение квалификации своих сотрудников.
Особенно острая потребность в обучении возникает в случае вывода на рынок нового товара, с которым ранее никто не работал. Например, немецкая компания «Илльбрук» в конце 90-х годов приступила к поставкам на российский рынок комплексной системы материалов собственной разработки для энергосберегающих технологий уплотнения и герметизации оконных и фасадных стыков. Одновременно представительство фирмы стало проводить обучение персонала строительных организаций по технологии монтажа оконных и фасадных швов. Также им предлагается консультационная и практическая помощь при внедрении и освоении технологий.
Разумеется, такой подход ведет к росту квалификации персонала, что, в свою очередь, способствует успешному продвижению того или иного строительного материала на современном рынке.
Знать, как продать
Традиционно, говоря о проблеме образования персонала оконных компаний, имеют в виду «рабочее» звено: монтажников, бригадиров, замерщиков. В то же время офисные сотрудники, в первую очередь, менеджеры по продажам, упускаются из виду. Видимо, предполагается, что реализовывать окна - гораздо проще, чем их устанавливать.
Между тем данные отраслевого маркетингового центра «О.К.Н.А Маркетинг» позволяют сделать вывод о том, что профессиональный уровень менеджеров некоторых компаний находится на довольно низком уровне. Следствием неумения сотрудников общаться с заказчиками является снижение прибыли и доли рынка, которую фирма могла бы занять при правильной организации сбыта.
По мнению специалистов маркетингового центра, квалифицированный менеджер не продает окна; он предлагает решения. Например, если дом клиента располагается вблизи от трассы, можно рекомендовать установить стеклопакет с различными дистанционными рамками для увеличения шумоизоляции. В этом и других случаях менеджер продемонстрирует свои знания рынка и сумеет расположить к себе клиента.
Исследования показывают, что в большинстве случаев нет даже попыток проявить инициативу и предложить варианты, благоприятные для заказчика.
В такой ситуации стоит перефразировать крылатое выражение: «профессионалами не рождаются, ими становятся». Это значит, что снова встает вопрос обучения. Однако вплоть до настоящего времени в этой сфере наблюдается определенный вакуум. В частности, функцию обучения берут на себя некоторые кадровые агентства. Например, «Дъартс», специализирующееся на подборе персонала в области строительства. Его директор Дарья Лукина рассказывает: «С недавнего времени мы начали предоставлять услуги по обучению персонала. Основные направления обучения - это тренинги по продажам, корпоративные тренинги и семинары для фирм на заданную тематику».
С учетом того, что интерес оконных компаний к повышению квалификации своих сотрудников растет, недавно в России появилась фирма «Бизнес-Креатив», первая тренинговая компания на отечественном рынке светопрозрачных конструкций. Организация занимается как обучением менеджеров, так и их аттестацией.
«Обычно аттестация сотрудников проводится в трех основных случаях. Это плановая аттестация, которая входит в систему работы с персоналом на предприятии. Цель - оценка компетентности сотрудника и дальнейшего его продвижения по службе, составление рекомендаций по повышению квалификации, понижение или увольнение. Также аттестация проводится перед началом обучения, для того чтобы оценить уровень знаний и компетенцию сотрудников, понять, где есть пробелы, на какие моменты в обучении необходимо обратить особое внимание. И, наконец, аттестация после обучения оценивает уровень остаточных знаний сотрудников», - рассказывает Ирина Антипина, директор «Бизнес-Креатив».
Как и в случае с монтажниками и замерщиками, помочь офисному персоналу могут специализированные центры и сами компании-партнеры, предложив им не только организацию семинаров, но и те или иные практические разработки, которые позволили бы трудиться более эффективно.
Например, в сентябре 2007 года Группа компаний "ПРОПЛЕКС" завершила деятельность по созданию программы, помогающей рассчитывать ветровое давление на окна и статические нагрузки. Ранее подобные операции выполнялись исключительно инженером-конструктором, должность которого предусмотрена в штате далеко не каждой компании - производителя окон. Между тем данная разработка не требует от менеджеров специальных знаний и навыков. Пособие включает программу расчетов прочности оконной конструкции и допустимой деформации профиля при давлении ветра в зависимости от региона России.
«Нам удалось не только объединить теоретические и практические знания по вопросам усиления окон при ветровом давлении, но и адаптировать эти знания для менеджеров. Стоит отметить, что данный вопрос очень важен для потребителя, так как правильно выполненный расчет окна гарантирует надежность и безопасность конструкции, а также позволяет оптимизировать ее стоимость», - сообщил Рафик Аликперов, руководитель отдела по работе с клиентами.
Постоянное совершенствование своих навыков в условиях растущей конкуренции - насущная необходимость для оконных компаний. Это должны понимать все: руководители и персонал. Увеличивающееся число специализированных учебных центров, а также семинаров и курсов, проводимых самими отраслевыми предприятиями, показывает: интерес к повышению квалификации и получению новых знаний растет. А, значит, уменьшается количество ошибок и становится всё больше довольных клиентов.