Венецианскую штукатурку можно наносить практически на любую поверхность (на которую наносится обыкновенная штукатурка). Исключение составляют металл и дерево в чистом виде. Если же дерево предварительно оббивается дранкой и штукатурится, а металл закрывается специальной сеткой, то металлический или деревянный «столб» можно легко превратить в мраморную колонну.
Подготовка поверхности под нанесение венецианской штукатурки — одна из основных составляющих конечного результата. Если поверхность (обычная штукатурка, гипсокартон и т. д.) подготовлена плохо — то все дальнейшие старания мастеров займут намного больше времени, а результат работы не всегда будет устраивать. Ранее оштукатуренные поверхности, как правило, должны армироваться мелкоячеистыми сетками, затем они обрабатываются эластичной шпатлевкой и грунтуются. Поверхность, подготовленная под венецианскую штукатурку, должна быть безукоризненно гладкой и однотонной. Следует помнить, что венецианская штукатурка плохо поддается ремонту и реставрации, а основные проблемы возникают при плохо подготовленной поверхности стен, потолков и т. д.
Перед нанесением венецианской штукатурки для более лучшего контакта поверхность обрабатывается специальными грунтовками (например Suprim 100). Перед тем как приступить к работе, штукатурке нужно придать необходимый тон, чаще всего в состав штукатурки добавляется пигмент. Возможно также нанесение пигмента сверху.
Суть технологии заключается в нанесении нескольких тончайших слоев покрытия, состоящих из хаотически расположенных пятен материала. Для работы используется обычный шпатель из нержавеющей стали.
Первый слой штукатурного состава рекомендуется наносить в строго заданном направлении (чаще всего это делается по диагонали поверхности). После высыхания его шлифуют «нулевой» наждачкой, затем наносят еще несколько цветных слоев, с помощью которых и достигается имитация покрытия под натуральный камень («мазки» выполняют несимметрично в разных направлениях). Последний слой — выравнивающий, заполняющий пустоты предыдущих слоев — определяет окончательный рисунок обрабатываемой поверхности.
Специалисты по декоративной отделке рекомендуют соблюдать следующие правила при работе с «венецианскими» составами:
- минимальное количество слоев — два;
- чем больше слоев, тем лучше выражен мраморовидный эффект;
- многослойный «пирог» из мраморной пыли необходимо спрессовать до толщины слоя около 1 мм;
- положительный результат достигается при создании очередного слоя, если в процессе работы нагревается инструмент и в результате его трения о материал происходит полимеризация — на поверхности штукатурки образуется прочная тонкая корочка;
- после нанесения завершающего слоя поверхность покрывают слоем воска (который наносится шпателем);
- если используется натуральный воск, то поверхность обретает теплый матовый оттенок, синтетический воск дает блеск;
- наилучшим качеством «венецианской» штукатурки считается, когда поверхность кажется полупрозрачной, а рисунок «прочитывается» вглубь.
Венецианская штукатурка —достаточно дорогое покрытие, большая часть стоимости которого составляет работа. (В среднем мастера запрашивают за квадратный метр 500 руб.). На строительном рынке в настоящее время можно встретить огромное количество материалов, именуемых «венецианской штукатуркой». Покупателю следует знать, что из этого ряда можно выделить четыре группы: «венецианские краски», «венецианские шпатлевки», «венецианские штукатурки», подделки под «венецианскую штукатурку». Краски, без учета работ, стоят около 60 руб. за кв. м (например латексная краска Sigmatex Superlatex). Шпатлевки как более сложное покрытие (где эффект достигается за счет просвечивания слоев) стоят намного дороже — в пределах 200-250 руб. за кв. м. Стоимость венецианских штукатурок колеблется в пределах 150-200 руб. за кв. м.
С. Иванов