Планируем ремонт потолка в квартире. Дом новый, монолитный. Высота потолка около 3 м. Хотелось бы найти необычное дизайнерское решение, например, установить скрытую подсветку или сделать светящийся рисунок с помощью специальной краски и ультрафиолетовых ламп. Есть множество идей, например, устроить на потолке подиум или выступ со светильниками по краям вдоль стен. Вопрос в том, как это сделать? Не могли бы вы дать несколько дельных советов?
Высокие потолки позволяют воплотить практически любые, даже довольно смелые решения. Их выбор ограничен несущей способностью перекрытия, размерами помещения и технической целесообразностью. Если, например, для возведения подиума по определенной технологии придется усиливать перекрытие, от этой идеи разумнее будет отказаться и выбрать другой, менее затратный способ.
Сложнее всего удалить масляную краску. Есть старый проверенный рецепт: негашеная известь смешивается с поташем в соотношении 3:1 и с водой до получения сметанообразной консистенции. Основание покрывается полученной смесью на 12 часов, после чего очищается шпателем и тряпкой.
Если потолок готовится под покраску, поверхность потолочного перекрытия должна быть идеально ровной.
Чтобы не допустить возникновение трещин, на влажную шпаклевку наклеивают серпянку.
Если перепады по высоте составляют более 5 мм, лучше использовать «Ротбанд» – сухую штукатурную смесь на основе гипсового вяжущего с добавками, обеспечивающими повышенную адгезию. Перекрытие предварительно обрабатывается грунтовкой, например Бетоконтакт, и высушивается.
Чтобы получить поверхность достаточно ровную для окраски, оштукатуренную поверхность затирают мелкозернистой наждачной бумагой или металлической теркой. Чтобы добиться глянцевой поверхности, через 2 часа после окончания штукатурных работ потолок увлажняют и затирают повторно.
Пока штукатурка не схватилась, ей можно придать фактуру или нанести на нее рельефный рисунок.
Чем жестче щетина кисти, тем более глубокий след она будет оставлять. Мазки можно наносить короткие, длинные, прямые, кривые, параллельные, либо крест накрест. Шпатель оставляет более глубокие следы. Можно сначала создать глубокий рельеф, а потом его равномерно смазать, придав ему эффект оплавленности.
Поверхность штукатурки можно раскрасить. Создать четкий красивый рисунок под силу только художнику. Если есть желание украсить свой потолок фреской, лучше обратиться в фирму, оказывающую такие услуги. Практика показывает, что некоторых навыков требует даже обычная равномерная покраска.
Есть несколько приемов, позволяющих создать на поверхности оштукатуренного потолка разводы с помощью красок.
Наиболее простой состоит в том, что красящие составы наносятся на поверхность полосами, а затем размазываются шпателем. Есть и более оригинальные решения. Краска наносится на тонкий слой штукатурки, а затем покрывается вторым, который, в свою очередь, разрыхляется шпателем. В полученных углублениях краска проявляется, придавая рельефу особый колор. Существуют специальные шпатели, имеющие несколько граней с разными рельефами.
Разводы можно делать с помощью перчатки, смоченной в воде или окрашенной. Многие дизайнеры используют морскую или искусственную губку. Потолок промокается либо размывается. В итоге получается рисунок, напоминающий небо с облаками. При обработке тканью можно добиться разных эффектов. Для создания размытого узора краску размазывают, чтобы рисунок приобрел более четкие очертания, тканью оставляют отпечатки.
Для получения капельного эффекта краску наносят капельным пистолетом с регулятором давления, позволяющим варьировать размер капель и напор в сопле.
Упростить процесс декорирования потолка можно с помощью рельефного валика.
При использовании обычной штукатурки поверхность требует дополнительного выравнивания с помощью шпаклевки. Декоративные штукатурки такой доработки не требуют. Они могут иметь разный состав и способны создавать самые разнообразные эффекты. Материал этого класса можно изготовить в домашних условиях, смешав белую штукатурку с краской. Окрашенные составы продаются в строительных магазинах и имеют стандартные цвета, соответствующие зарубежным каталогам. Если представленный ассортимент не удовлетворяет заказчика, можно воспользоваться колеровальной машиной и смешать несколько тонов для получения желаемого результата.
Сейчас очень популярны структурные штукатурки, отличающиеся добавками различных минералов – мрамора, гранита и т. д. Минеральные гранулы в разных составах варьируются по размеру. Мелкозернистые смеси при нанесении образуют практически ровную поверхность.
Крупные зерна, входящие в состав декоративных структурных штукатурок, при нанесении на потолок оставляют бороздки, что является одной из особенностей материала.
Внутри помещения удобнее применять штукатурки на водной основе, поскольку другие растворители, как правило, имеют резкий неприятный запах.
Для укладки структурных составов используются та же технология, что и для обычных. Чтобы улучшить адгезию, бетонное основание следует пропитать специальной грунтовкой с кварцевым песком. При использовании перемешивающего аппарата его лучше не включать на высокие обороты, иначе шнек повредит наполнитель. Смесь наносится шпателем. При круговых движениях создается эффект морских раковин. Через день после нанесения штукатурки поверхность можно затирать и окрашивать.
Среди декоративных отделочных смесей особое место занимает венецианская штукатурка, представляющая собой прозрачную основу с добавлением муки кварца, малахита, мрамора, оникса и других ценных минералов.
Степень помола определяет декоративные свойства материала - чем мельче пыль, тем глаже поверхность. В качестве основы используется гашеная известь либо акриловое связующее. В последнем случае штукатурное покрытие более эластично и устойчиво к образованию трещин. Нужный оттенок придают пигменты – натуральные и искусственные.
Покрытие не отличается высокой прочностью, а заделать трещину в нем практически невозможно, поэтому бетонное основание требует тщательнейшей подготовки. Перекрытие армируется серпянкой, обрабатывается эластичной шпатлевкой и покрывается грунтом глубокого проникновения.
Ориентировочная стоимость потолочных работ компании «7 гномов»
Наименование работ
|
Ед. изм.
|
Цена, руб.
|
Расшивка меж-плиточных швов
|
м п.
|
230
|
Демонтаж потолка реечного (без сохранения)
|
м²
|
75
|
Удаление штукатурки с потолка (без сохранения)
|
м²
|
175
|
Удаление шпаклевки с потолка (без сохранения)
|
м²
|
165
|
Снятие старой побелки (без сохранения)
|
м²
|
220
|
Снятие старой краски (без сохранения)
|
м²
|
300
|
Снятие обоев (без сохранения)
|
м²
|
65
|
Грунтовка потолков (за слой)
|
м²
|
30
|
Грунтовка стены глубокого проникновения
|
м²
|
60
|
Выравнивание потолков (штукатурка до 3 см)
|
м²
|
590
|
Выравнивание потолков (свыше 3 см, за слой 1 см)
|
м²
|
190
|
Укладка малярного бинта
|
м. п.
|
120
|
Укладка штукатурной/шпаклёвочной сетки
|
м²
|
130
|
Шпаклевка и шлифовка потолка (не выравнивание)
|
м²
|
360
|
Заделка и герметизация меж.плиточных швов
|
м п.
|
250
|
Покраска потолка (за слой)
|
м²
|
100
|
Оклейка потолка обоями
|
м²
|
250
|
Монтаж потолочного плинтуса
|
м п.
|
90
|
Монтаж реечных потолков
|
м²
|
580
|
Монтаж пластиковых панелей с изготовлением каркаса
|
м²
|
630
|
Облицовка потолка пенопластовой плиткой
|
м²
|
310
|
Монтаж подвесных потолков «Армстронг»
|
м²
|
550
|
Монтаж подвесного потолка из гипсокартона
|
м²
|
570
|
Перепад высот на потолке, откосы, ниши из гипсокартона (криволинейнный край)
|
м п.
|
1 280
|
Зашивка гипсокартоном труб и т. д.
|
м п.
|
830
|
Монтаж зеркального потолка
|
м²
|
1 000
|
Обшивка вагонкой
|
м²
|
480
|
Монтаж пенопластовой лепнины под люстру
|
шт.
|
290
|
Монтаж звукоизоляции (пенопласт) или теплоизоляции
|
|
|
Состав наносится послойно хаотически расположенными пятнами. При изменении толщины слоя меняется его тон. В процессе нанесения венецианской штукатурки пятна растягиваются шпателем, имеют разную толщину в центре и по краям. Такая техника позволяет достичь эффекта глубины, что было бы невозможно при применении других материалов.
Пятна и слои могут быть как одного цвета, так и нескольких.
Возможно создание налета патины, придание поверхности блеска, роспись. Фреска выполняется по влажному последнему слою специальными пигментами, который проникает во все ранее нанесенные слои, после чего не стирается, не выгорает и приобретает все свойства покрытия.
Материал, как правило, имитирует фактуру мрамора. Состав наносится послойно треугольным шпателем, а после высыхания натирается пчелиным воском, усиливающим блеск покрытия и придающим ему влагостойкость. Некоторые фирменные смеси содержат вещества, выполняющие функции воска, и в натирании не нуждаются.
Венецианской штукатуркой могут обрабатываться любые материалы кроме металла и древесины.
Грунт представляет собой слой штукатурки. Цветной слой следует наносить, пока предыдущий не затвердел. Толщина «цветной подготовки» составляет 7-8 мм. Затем наносят цветные накрывочные слои на основе известково-песчаных цветных растворов. Для нанесения контура рисунка на поверхность, подготовленную под сграффито, изготовляют трафарет на прочном неразмокаемом картоне, пропитанном олифой. Контур рисунка накалывают шилом и через отверстия припорашивают цветной пылью, перенося рисунок на верхний цветной слой. Затем штукатурку процарапывают по контуру рисунка специальными стальными инструментами (лопатками, прямыми и полукруглыми долотами, скобликами). Выцарапывать следует по неокрепшему раствору не позднее чем через 5-6 часов после его нанесения. Оставлять эту работу на следующий день не рекомендуется, так как штукатурка становится хрупкой.
Если потолок отделан обычной штукатуркой, его необходимо покрасить.
Хорошо себя зарекомендовали водоэмульсионная и вододисперсионная краски, отличающиеся влагостойкостью. Водоэмульсионная боится воды и применяется только в сухих помещениях. Вододисперсионная обладает более высокой влагостойкостью и допускается к эксплуатации на кухне и в ванной. Покрытие можно мыть. Еще одно достоинство заключается в том, что потолок, окрашенный «вододисперсионкой», не притягивает грязь, например копоть от плиты или табачный дым.
В этом случае не обойтись без колеров - красящих добавок. Смешивая их с основной краской в определенной пропорции, можно получить любой оттенок. Пропорции всегда указаны на емкости.
Широким спектром цветов обладает алкидная эмаль, обладающая не только высокими декоративными качествами, но и хорошей влагостойкостью.
Состав наносится круговыми движениями кистью с длинным ворсом. Эффект потертости проявляется при сильном надавливании кистью. После нанесения краски потолок затирается губкой, тканью, мелкой наждачной бумагой или щеткой.
Когда покрытие «под старину» окончательно высохнет, его обрабатывают белым воском для придания гладкости и блеска.
Такой потолок моется водой и мыльным раствором. Химические моющие средства применять не рекомендуется.
Основание не требует тщательной обработки перед нанесением. Потолок должен быть сухим и чистым, не иметь повреждений, бугров и трещин. Шпаклевать поверхность необязательно. Достаточно нанести один слой специальной грунтовки, которая должна сохнуть около 4 часов.
Хорошо себя зарекомендовало покрытие «под старину» с эффектом ручной работы Intuel с мягкой шероховатой поверхностью. Материал позволяет реализовывать практически любые цветовые вариации, сочетая базовые цвета и цвета финишного слоя. Благодаря простой технике нанесения покрытие позволяет менять форму и глубину текстуры и степень ее шероховатости. Такая краска не имеет запаха и отличается легкостью в нанесении и ремонте.
Подвесные потолки можно разделить на несколько подвидов. Самыми популярными являются конструкции из металлического каркаса, обшитого гипсокартонными листами. И металлический профиль, и гипсокартон прекрасно гнутся, что позволяет придавать им любые очертания. Подвесная конструкция может либо занимать всю поверхность потолка, либо оставлять его часть открытой, например создавая рамку вокруг фрески или части перекрытия, отделанной декоративной штукатуркой. Такая рамка может иметь любую форму, и в нее можно вписать всё, что угодно, лишь бы это соответствовало общей концепции интерьера.
Металлический каркас собирается на полу и крепится к потолку на проволоку или с помощью подвесов.
В системе используется два вида профилей – потолочные и направляющие. Потолочные крепятся к перекрытию. На них монтируются направляющие и обшиваются гипсокартоном. Потолочные профили выпускаются шириной 60 мм и имеют полки шириной 27 мм. На них укладываются направляющие шириной 28 мм с двумя полками по 27 мм. Края полок потолочного профиля загнуты внутрь.
Каркас подвесного потолка крепится к перекрытию с помощью подвесов, входящих в комплект системы.
Вес 1 кв. м конструкции составляет 13 кг. Расстояние между подвесами – до 900 мм, шаг между основными профилями – не более 1000 мм, расстояние между несущими профилями – не менее 500 мм. Зазор между стеной и крайним основным профилем – 100 мм.
Выпускаются каркасы, в которых направляющие и потолочные профили располагаются в одной плоскости по отношению к гипсокартонным листам. Расстояние между подвесами в этом случае принимается до 1000 мм, между потолочными профилями – 1200 мм.
Профили соединяются между собой с помощью одноуровневых ПП-соединителей, представляющих собой плоские металлические пластины с отверстиями для шурупов.
Перед монтажными работами производится разметка по периметру стен, на потолке намечаются места установки подвесов и потолочных профилей.
Подвесы крепятся к перекрытию на анкера, после чего на них монтируются потолочные профили.
Гипсокартонные листы устанавливаются с шагом не более 170 мм перпендикулярно к несущим профилям. Швы должны совпадать с потолочными профилями. Их шпаклюют с использованием серпянки либо заклеивают скотчем.
Если планируется изготовление подвесного потолка, закрывающего лишь часть перекрытия, работы лучше начать с изготовления эскиза с указанием всех размеров. Каркас устанавливается по периметру подвесной конструкции. Для придания дугообразной формы металлическому профилю на его полках делаются надрезы. Чем сильнее будет изгиб, тем ближе их следует располагать друг к другу.
Описанный принцип используется при создании многоуровневых потолков. Параллельные направляющие профили можно скрепить между собой металлическими скобами. Это придаст каркасу дополнительной прочности.
Подвесные потолки различаются по материалам облицовки, их форме и размерам, а также способам соединения. Панели для облицовки каркаса изготавливаются не только из гипсокартона, но и из минерального волокна, металла, гипса, древесных материалов и пластика. Изделия из минерального волокна, металла и деревосодержащих материалов рекомендуется использовать только в сухих помещениях.
Готовые подвесные потолочные системы подразделяются на скрытую и открытую. В первом случае металлический профиль скрыт за панелями, во втором он открыт и выполняет не только конструктивные, но и декоративные функции.
Перед нанесением раствора поверхность обрабатывается проникающей грунтовкой. Подойдет P-PRIMER – проникающий грунт для первичной обработки различных материалов. Обрабатывать поверхность следует до появления блеска. Обычно для этого хватает 2-3 слоев. Концентрированный P-PRIMER следует предварительно развести водой в пропорции 1:4. Время высыхания – 3 часа.
Подвесной каркасный потолок в процессе эксплуатации может изгибаться и выпрямляться, поэтому при нанесении штукатурки и шпаклевки поверхность необходимо армировать сеткой.
В емкость с клеем STYROBOND засыпается цемент М400 в соотношении 1:1, после чего полученная сухая смесь перемешивается с водой до получения сметанообразной консистенции. После этого 2-3 кг полученной смеси перекладывается в другую емкость и разбавляется водой до жидкой консистенции. Этим раствором промазываются швы в гипсокартонном покрытии, после чего к ним крепится армирующая лента: на ее рельефную сторону с помощью кисти наносится раствор, затем обработанной стороной лента прикладывается к шву и вдавливается металлической гладилкой. Неровности замазываются STYROBONDом, разведенным до консистенции шпаклевки.
При поведении шпаклевочных и штукатурных работ шляпки гвоздей, которыми гипсокартонные листы крепятся к каркасу, должны быть закрыты раствором.
Если предполагается создание многоуровневых потоков из гипсокартона, «ступени» конструкции необходимо скрепить уголками. Для криволинейных углов используются специальные арочные перфорированные профили. Все внутренние углы укрепляются армированным слоем STYROBOND.
Фриз следует устанавливать до финишной шпаклевки потолка и стен. Чтобы ровно отрезать угловые профили, можно использовать стусло – инструмент, представляющий собой лоток с отверстиями для лезвия пилы, расположенными под углом 45 и 90о. Фриз крепится на специальный клей, продающийся с ним в одном комплекте.
При кривизне стен больше 5 мм изделие можно приклеить вплотную, при большем искривлении рекомендуется произвести следующие действия: приклеенный профиль фриза в месте внутреннего прогиба стены необходимо оттянуть шпателем и в полученный зазор вставить выравнивающие клинья из того же материала, что и фриз. Время высыхания клея составляет 1-2 часа. Когда клей схватится, образовавшиеся щели и стыки между фризами следует зашпаклевать.
Мастера советуют выравнивать стены по фризу, установленному по уровню и проверенному по ровной рейке.
Профиль следует красить той же краской, что и потолок.
Создать многоуровневую систему, образующую свод или ступени, можно и из натяжных потолков. Установить их своими силами не удастся, поскольку для этого необходимо специальное оборудование. Лучше для этого обратиться в специализированную фирму.
Строительно-проектировочные организации предлагают массу необычных решений. Потолок в квартире можно украсить витражом с подсветкой, мозаикой, гипсовой или полиуретановой лепниной. Это не займет много времени – мозаики, лепнина и витражи продаются уже в готовом виде и монтируются на клей, саморезы или специальные крепежи, входящи