Согласно данным портала "Росспецмаш-Стат", который объединяет информацию о компаниях, выпускающих 80% от общего объема производимой в Российской Федерации строительно-дорожной техники (СДТ), за первый квартал 2024 года российские заводы данного сектора произвели продукцию на сумму 20 миллиардов рублей, что на 1,4% превышает аналогичный показатель за тот же период 2023 года.
Отгрузки строительно-дорожной техники на внутренний рынок Российской Федерации за этот период составили 18,8 миллиарда рублей, что на 9,2% выше уровня за аналогичный период предыдущего года.
В количественном выражении за первые три месяца 2024 года отгрузки следующих типов строительно-дорожной техники увеличились: экскаваторов-погрузчиков - в 3,2 раза, кранов-трубоукладчиков - на 23%, катков - на 20%, бульдозеров - на 13%, кранов-манипуляторов - на 3%.
В январе-марте 2024 года отгрузки экскаваторов сократились на 71%, погрузчиков - на 6%, а автогрейдеров - на 1,4%.
На сегодняшний день основными проблемами для отрасли являются агрессивный импорт, высокие ставки по коммерческим кредитам и лизингу, растущие производственные издержки и нестабильное обеспечение ключевыми компонентами, производство которых в России либо только начинается, либо не имеет достаточного масштаба.
Импорт продукции преобладает в нескольких ключевых сегментах. Например, доля отечественных заводов на внутреннем рынке экскаваторов, дорожных катков, фронтальных и телескопических погрузчиков составляет от 3 до 10%. В этих сегментах доминирующее положение занимают продукция китайских компаний.
За счет масштаба производства и поддержки государства в сфере экспорта китайские производители предлагают потребителям более низкие цены. Часто эти цены находятся на грани рентабельности или даже ниже.
В условиях, сложившихся на рынке, отечественные заводы продолжают инвестировать, осуществляя инвестиционные проекты в различных регионах России, частично благодаря эффективной государственной поддержке.
Защита рынка с помощью тарифных инструментов, как это делается за рубежом, становится все более важной. Ассоциация "Росспецмаш" предлагает активнее использовать государственный контроль за техническим регулированием продукции и импортеров. Это позволит следить за соблюдением сертификации и предотвращать поступление на рынок продукции низкого качества. Такой подход поможет защитить инвестиции отечественных заводов, которые вкладывают средства в инновационные технологии и производство высокопроизводительной продукции. Такая стратегия направлена на стимулирование прогресса.
Необходимо также направлять гранты на развитие производства компонентов для строительно-дорожной техники, активно использовать имеющиеся меры поддержки со стороны государства, углублять сотрудничество между производителями и потребителями комплектующих, а также обеспечивать российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%.
Источник : Пресс-служба Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»)