ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил на Международном научно-практическом симпозиуме, организованном НИУ МГСУ

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин принял участие в Международном научно-практическом симпозиуме «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития – 2024», который состоялся в Московском государственном строительном университете. В рамках мероприятия Министр Ирек Файзуллин осмотрел выставочную экспозицию, принял участие в заседании Попечительского совета НИУ МГСУ, который прошел...

Запущен новый курс профессиональной переподготовки для владельцев дальневосточных и арктических «гектаров»

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с Приморским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) инициировали курс профессиональной переподготовки для участников программы «Гектар». Цель курса — содействовать запуску предпринимательских и сельскохозяйственных проектов на предоставленных участникам земельных уча...

Якутия, Хабаровский край и компания «Порт Эльга» заключили соглашение о совместной реализации проекта по строительству Тихоокеанской железной дороги

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционного проекта «Тихоокеанская железная дорога». Документ подписали Глава Якутии Айсен Николаев, врио Губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин и генеральный директор компании «Порт Эльга» Евгений Диев. Проект «Тихоокеанская железная дорога» соединит угольный морской те...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики примет участие в строительстве морского порта Найба в Якутии

В рамках Восточного экономического форума-2024 было подписано соглашение о сотрудничестве между Якутией и КРДВ. Документ скрепили своими подписями премьер-министр Якутии Кирилл Бычков и заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев. «Создание глубоководного порта Найба в Булунском районе Якутии обеспечит круглогодичную безопасность судоход...

На сайте Минстроя России запущена информационная страница по искусственному интеллекту в строительной отрасли

В рамках страницы можно ознакомиться с реестром самых эффективных ИИ-решений, разработанных с учетом потребностей строительной отрасли, образовательными программами в сфере искусственного интеллекта для специалистов строительной отрасли, методологией оценки проникновения ИИ в строительную отрасль. Также здесь будут публиковаться новости о развитии искусственного интеллекта в строительстве и жилищн...

«Остров Мечты» начинает строительство малого концертного зала для театральных постановок и мюзиклов с бюджетом в 2,5 миллиарда рублей

Культурно-развлекательный кластер «Остров Мечты» продолжает масштабное развитие своей территории и анонсирует начало строительства третьего концертного зала, который сможет вместить 1300 зрителей. На новой сцене будут проходить театральные постановки и мюзиклы, как собственного производства, так и от внешних партнеров. Зал будет построен по уникальной "театральной" технологии и оборудован современ...

27 Июня 2013

Человек и архитектура. Создание среды жизнедеятельности

Человек и архитектура. Создание среды жизнедеятельности
В конце XX века попытки осознать, для кого проектирует архитектор, вылились в идею создания особого метода, названного средовым подходом. Он был ориентирован на индивидуальные аспекты жизнедеятельности человека, проявления его личности в составе определенного сообщества людей и в конкретном месте. Разрушение прошлых социальных идей и непривлекательность новых требуют обновления идеологии архитектуры, предопределяя возрастающую актуальность средового подхода, который, к сожалению, еще слабо освоен практикой. Хотя его суть состоит в проектировании для блага человека, в современном проектном деле связка «объект + субъект + среда» традиционно устремлена работать в первую очередь на объект, тогда как человек (субъект) - второстепенен, если, конечно, речь не идет об индивидуальном особняке, а среда часто вообще не принимается во внимание.

В конце XX века попытки осознать, для кого проектирует архитектор, вылились в идею создания особого метода, названного средовым подходом. Он был ориентирован на индивидуальные аспекты жизнедеятельности человека, проявления его личности в составе определенного сообщества людей и в конкретном месте. Однако методологические подходы к формированию среды обитания человека находились, в основном на уровне интуиции. Средовой подход в архитектуре, выделившийся из возникшего во второй половине XX экологического движения, остался непонятым для применения в реальном проектировании. Метод средового подхода в архитектуре, означающий на деле переориентацию проектирования с достижения экономико-политических целей на социально-психологические и  эколого-физиологические ценности, фактически использовался только для публичных деклараций, призванных показать приверженность актуальным идеям устойчивого развития. Сегодня средовой подход представляет собой привлекательную общую идею, в рамках которой фактически не найдены базовые критерии, которые направляли бы архитекторов-исследователей и архитекторов-практиков по пути, отличному как от трудно реализуемого стремления удовлетворить каждого индивидуума, так и от малоэффективной ориентации на некое расплывчатое коллективное.

Для человека, занятого конкретной деятельностью, в общую среду его жизнедеятельности включаются, как минимум, две локальные среды - проживания и деятельности. Наряду с ними среду также составляет то городское пространство, которое человеку приходится пересекать при перемещениях из одного ареала в другой. При этом следует подчеркнуть, что ансамбли городских улиц и площадей человеком лишь эпизодически воспринимаются активно и осознанно. Это происходит, преимущественно, в рекреационные периоды его жизнедеятельности, когда повседневные причины озабоченности отходят на задний план.

Некоторые исследователи архитектуры предполагают, что средовой подход в проектировании должен каким-то образом отмежеваться от биологических истоков, экологии, физиологии человека и базироваться на неопределенных «небиологических» механизмах взаимодействия людей со своим социальным и физическим окружением. В этой концепции фундаментальной категорией восприятия архитектурного объекта являются эмоции, а их не всегда можно применить к реальной действительности. Предполагается, что практические нужды людей непременно скучны и бесцветны для архитекторов, которые в своей работе опираются на творческую интуицию. Человек обычно рассматривается как личность, которая должна воспринимать архитектуру в аспекте произведения искусства.

   1-1
Контраст жилой и общественной среды Сан-Франциско

2
Детский сад в Волфартсвайер, Германия. Это довольно таки устрашающего вида здание в виде кота, через пасть которого дети должны попадать вовнутрь, создано фантазией архитектора, любящего, по-видимому, кошек больше, чем детей.

Презрение к физиологическим аспектам жизнедеятельности, пренебрежение функциональными аспектами проектирования, а также игнорирование инженерной инфраструктуры города и его отдельных зданий, способствуют проектному невежеству и истощению источников архитектурных идей. В прикладном плане для проектирования одной интуиции недостаточно. Архитектуроведение при характерном для него искусствоведческом подходе фактически не работает на практику, для этого нужна более твердая и формализованная основа, чем интуиция. Понимание архитектуры, как деятельности по созданию среды, должно принять в себя все разнообразие природы и деятельности человека. Выразить требования к среде своего пребывания, проживания, трудовой или творческой деятельности могут не все и не каждый, да и не всегда это возможно организационно-технически. В то же время, нынешний архитектор не владеет субъектным методом проектирования. Он, в сущности, не знает людей, для которых должен проектировать, и опирается либо на интуицию, либо на воображение, подменяя конкретного человека абстрактным и идеальным, или собственной персоной. Архитектор мысленно воображает себя на месте ребенка, если планирует детский сад; болельщика, если создает стадион; президента и его свиту - если проектирует здание парламента; режиссера и зрителя, если выдумывает театр и т.п. Кто все это может вообразить, примерить на себя, воодушевиться, утвердиться в своем замысле и осуществить его(если дадут на это деньги) в полной и беспрекословной уверенности в своей правоте? Конечно - Творец!

3   4
Своеобразие архитектурной среды на улицах различных городов мира. Слева Лондон, справа - Оклэнд Новая Зеландия

 Вероятно, что понятие «архитектор - творец» генетически заложено в профессии. Многочисленные сменявшие друг друга поколения архитекторов - от жрецов египетских фараонов (первых по рангу, так как знали, как строить храмы и усыпальницы фараонов) до современных создателей «городов будущего» были творцами,

5   6
 Своеобразие архитектурной среды на улицах различных городов мира. Слева Оклэнд Новая Зеландия, справа - Чикаго

зодчими или хотя бы архитекторами-художниками. Всего каких-нибудь полтора века назад архитектору было проще проектировать, чем сейчас. Он твердо знал, что дворцы возводятся для правящей верхушки, виллы строятся для состоятельных людей, соборы воздвигаются для священников, театры создаются для праздной публики и актеров, музеи устраиваются для произведений искусств и их ценителей, образцовые (типовые - в

7   8
В современной застройке высотными зданиями ориентацию в пространстве дают только те из них, которые имеют необычную форму или завершение, отличающие их от других небоскребов

9   10
В европейских городах, сформировавшихся в средние века, вертикали церквей или башен ратушей обеспечивали четкую ориентацию в пространстве, как это наблюдается в маленьком английском городке или жилом районе г. Порту, Португалия

современном понимании) одноэтажные домики и лавки ставятся для так называемого подлого сословия.

Создать приемлемое объемно-планировочное решение конкретного здания без точных и подробных знаний об окружающей среде и элементах инфраструктуры невозможно. Для того чтобы среда и все ее составляющие были полноценными и действительно учитывали интересы человека, необходимо точное и подробное знание, сконцентрированное, в том числе, в научно обоснованных правилах и нормах. Вызывают сожаление потраченные впустую творческие силы проектировщика, часто безрезультатно сопротивляющегося как будто неожиданно возникающим требованиям, связанным с вентиляцией или пожарной безопасностью здания, и проектирующего без должного знания этих требований и понимания последствий для архитектурно-строительной части, которые из них вытекают. Однако, архитектору еще в период обучения внушили, что нормы - это путы для проектировщиков. Ограничения, установленные в различных правилах, якобы неправомерно сдерживают творческий процесс. Это распространенное мнение на самом деле не соответствует действительности, так как именно нормы во многом обеспечивают средовой подход к проектированию.

Например, необходимые элементы средового похода можно усмотреть даже в далеких от архитектуры нормах по пожарной безопасности зданий и сооружений. Классификация зданий и помещений по так называемой функциональной пожарной опасности, ориентирована на особенности той или иной категории людей. В нормах учитывается время пребывания основного контингента людей в зданиях: постоянно или посещение их периодически, работа в зданиях различного назначения в течение определенного времени суток или круглые сутки. Кроме того, в этой классификации здания, помещения и группы помещений, функционально взаимосвязанные друг с другом, также подразделяются на классы с учетом количества людей основного контингента, их физического состояния и возраста, возможности пребывания в состоянии сна, возможности ориентироваться в пространстве здания.

Для зданий и помещений, например, класса Ф1.1 нормы и правила рассчитаны на наиболее физически слабых людей. Эти здания предназначены для постоянного проживания и временного (в том числе - круглосуточного) пребывания людей различного возрасте и физического состояния. К ним относятся: детские дошкольные учреждения, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений. Другие виды зданий подразделяются на классы Ф2, ФЗ и Ф4 в зависимости от количества людей и от степени и быстроты их ориентирование в структуре здания. Например, зрелищные учреждения (класс Ф2) характеризуются массовым пребыванием посетителей, в большинстве своем не знакомых с планировкой здания, и сравнительно небольшим числом работников этих учреждений, ориентирующихся в здании. Другая группа общественных зданий, в том числе предприятия питания и торговли, поликлиники и т.п. (класс ФЗ) характеризуется также преобладанием посетителей над обслуживающим персоналом, но не в такой степени, как у зрелищных учреждений. При этом хотя бы часть обслуживающего персонала, хорош ориентирующегося в здании, находится вместе с посетителями, плохо ориентирующимися. Еще одна групп общественных зданий административного назначения (класс Ф4) характеризуется наличием постоянного контингента людей, привычных к местным условиям хорошо ориентирующихся в здании и небольшим количеством посетителей, слабо ориентирующихся.

Составом, физическим состоянием и количество основного контингента определяются необходимые правила по обеспечению безопасности при эвакуации и спасению людей в случае возникновения пожарной опасности. Эти правила влияют на объемно-планировочные решения зданий, их частей и элементов, в том числе: этажность, ширину и протяженность здания, его конструктивную систему, площади этажей и групп помещений, типы и расположение лестниц, длину и ширину коридоров, габариты дверных проемов, размещение и габариты наружных выходов и др.

Архитектура, как деятельность по организации пространства и созданию среды, должна принимать в себя все разнообразие природы и деятельности человека. Одна из задач архитектуры - обеспечение органичной связи конкретного места пребывания человека с его потребностями, возникающими при различных видах жизнедеятельности. Особенности места дают систему ощущений, чувств, знаний, указывающих проектировщику степени свободы и объем ограничений, а также возможные координаты творчества, создающие так называемый дух места, то есть - среду в архитектурном контексте.

Конкретное место можно еще назвать локальной средой, входящей в общую среду жизнедеятельности. Локальная жилая среда - это индивидуальное место, человек стремится к уединению, релаксации, общению со своей семьей или к кабинетному творчеству. Локальная среда трудовой жизнедеятельности - это коллективное место человека: офис для менеджеров, фабрика для инженеров и рабочих, театр для актеров. Лекальная общественная среда - это различные общественные пространства, в которых осуществляются управленческие, торговые, развлекательные, образованные и другие общественные функции, в итоге работающие на человека. Городская среда - это общая среда жизнедеятельности, где локальные среды: жилая, трудовой деятельности и общественная взаимодействуют и связываются друг с другом сетью улиц, магистралей, площадей, иных видов коммуникаций.

Разрастание крупных городов в мегаполисы создает кризис градостроительства, выражающийся в потере целостности среды жизнедеятельности. Локальные среды удаляются друг от друга, увеличиваются протяженность и объемы транспортных и инженерных инфраструктур в пространстве городской среды. Новое строительство в городах сейчас ведется без учета взаимосвязей локальных сред конкретных людей и последствий удлинения передвижений между этими средами, что привело к «кризису» градостроительства.

Чересполосица и пространственное смещение локальных сред, потеря целостности городского пространства усугубляют потребность человека в ориентации, которую традиционно обеспечивали вертикали сооружений, горизонтали транспортных магистралей и улиц, перепады рельефа и характер природного ландшафта. В европейских городах, созданных на базе средневековых поселений, вертикаль собора и башни над ратушей давали четкую ориентацию в пространстве. Градостроительные уставы, оберегая эти ориентиры, запрещали при строительстве превышение их высоты. В современных городах набор ориентиров значительно разнообразнее: торгово-развлекательные центры, группы высотных офисных зданий в деловых центрах, театры и другие объекты общественных локальных сред, в которых предполагается не только наличие оригинального по архитектуре объекта, но и пространства, соответствующего его влиянию.

Сопряжение двух компонентов: субъект (человек) + среда, принятое в теории средового подхода, недостаточно для формирования структуры архитектурного произведения. Для проектирования методом средового подхода в архитектурном процессе необходимо взаимодействие трех компонентов: объекта, субъекта и среды. «Объект» - это здание, сооружение или комплекс сооружений, спроектированные для конкретного субъекта. «Субъект» трактуется как конкретный человек, его семья, или сообщество, группа людей, объединенных конкретным видом жизнедеятельности. Тогда «среда» - это архитектурно организованное пространство для размещения объекта, спроектированного для конкретного субъекта. В каждом конкретном месте сочетаются: среда, объекты, наполняющих среду, и люди, жизнедеятельность которых протекает в этих объектах и в среде в целом. Значение каждого из трех составляющих меняется  в зависимости от местных особенностей.

В жилой среде главенствует человек. Его потребностям и общественному статусу подчинен архитектурный характер и среды и составляющих ее объектов. Поэтому формула жилой среды: среда + СУБЪЕКТ + объект.
В общественной среде главным обычно является объект, обращающий на себя внимание своими архитектурными формами и претендующий на соответствующее его функции пространство. Значение здания как объекта часто подчеркивается его оригинальными, экспрессивными или даже помпезными формами. Для данной категории среды важно эстетическое оформление прилегающей территории, так как здание организует пространство и наполняет его символическим контекстом. Здесь формула среды: среда + ОБЪЕКТ + субъект.
В среде трудовой деятельности доминирует функция, которая определяет основные характеристики среды, и ей же подчинены размещенные здесь объекты. Поэтому формулу среды трудовой жизнедеятельности целесообразно представить в виде: СРЕДА + объект + субъект.


11   12
Своеобразие жилой среды слева г.Порту, справа - г.Эдинбург

Преобладание того или иного из трех элементов, составляющих среду, зависит от их характеристики, в том числе и функциональной.

Средовой подход как концепция проектирования, по-видимому, должен включать в себя наряду со многими составляющими признание права потребителя влиять на характер той среды, в которой происходит его жизнедеятельность. Особенно сложно это осуществить при проектировании промышленного предприятия, где имеет место взаимодействие работника и техницизированной производственной среды. Организация процесса проектирования промышленных предприятий исключает возможность контакта архитектора с потребителем его продукции (заказчика в данном случае нельзя считать потребителем, так как - это или государство, или частный владелец). Поэтому отношение работника к характеру окружающей его среды проектировщиками не принималось во внимание. Считалось, что человек, работающий на производстве, как и случайный прохожий, архитектуру предприятия воспринимает в основном с внешних примыкающих к нему улиц, подъезжая или подходя к входу на завод. Далее эстетические потребности работника ограничивались в лучшем случае интерьерами цеха, гардеробных помещений и столовой.

Работники на предприятии появляются уже после его введения в эксплуатацию и не могут предъявлять свои предпочтения. В то же время работники промышленных предприятий заинтересованы в эстетическом качестве своего рабочего места, помещения, цеха и завода в целом. На обозримом историческом отрезке в архитектуре эстетика всегда была связана с поисками гармонии, в том числе гармонии человека с его предметным окружением. В античной эстетике гармония рассматривалась как категория бытия человека. В эпоху Просвещения понятие гармонии дополнилось новым принципом: «единство в многообразии». Этот принцип чрезвычайно актуален в современном сложном мире форм, окружающих человека в сфере его деятельности, и особенно на промышленных предприятиях.

13   14
Особенности места дают систему ощущений, чувств, знаний, создающую так называемый дух места -неповторимый характер жилой среды различных городов, слева - в Эдинбурге, справа - в Лондоне

Опираясь на недостаточную в настоящее время определенность путей развития промышленной архитектуры, и на способность людей, хотя и далеких по роду своих занятий от искусства и архитектуры, воспринимать достаточно заинтересованно авангардные направления в них, позволим предположить, что потребители архитектуры могут иметь предпочтения, отличные от предпочтений ее создателей. Не исключено, что, находясь в течение рабочего дня в технической среде, которую составляют окружающие его станки, агрегаты, автоматические линии, различные коммуникации и транспортные средства, технически бразованные современные рабочие и инженеры будут эстетически удовлетворены, если все объекты среды их жизнедеятельности будут выдержаны в техническом стиле. Только отсутствие технического дизайна приводит к примитивному украшательству своего рабочего места станочником или кабины грузовика водителем.

15
Городская среда, созданная ностальгирующими иммигрантами
из Нидерландов, Калифорния США


Традиционно долгие годы считалось, что производство на человека может оказывать только отрицательное влияние и даже стрессовое. Поэтому в теоретических работах по архитектуре промышленных предприятий, как правило, решалась проблема «снижения» влияния технической среды на человека. Практически у всех исследователей проблемы взаимодействия работника и производственной среды отмечалась необходимость введения в архитектуру производственных зданий элементов человеческого масштаба, а архитектуру административно-бытовых и других зданий, формирующих предзаводские площади, предлагалось рассматривать как элемент переходного масштаба от селитебной застройки к промышленной. Однако такой подход к рассматриваемой проблеме нельзя считать универсальным. Люди технических профессий, по всей вероятности, среду своей деятельности могут воспринимать по-другому, чем архитекторы, ее проектирующие. И для них наличие или отсутствие элементов переходного масштаба не имеет значения, а элементы человеческого масштаба важны только с функциональной точки зрения. Поэтому при формировании среды трудовой жизнедеятельности человека на производстве можно исходить из посылки, что работники технических профессий отдают предпочтение технически эстетической среде, не обязательно корреспондирующейся с селитебной застройкой. При этом не предлагается исключать архитектурную увязку промышленной и селитебной застройки, но рассматривать как всего лишь один из приемов проектирования, применяющихся в градостроительстве, а не как непременное условие.

16   17
В общественной локальной среде необходимо наличие не только оригинального с точки зрения архитектуры объекта, но и пространства, соответствующего значимости сооружения и обеспечивающего его влияние на окружение.

Изучение материалов по методике средового подхода применительно к градостроительству не дало сколько-нибудь убедительных примеров. Градостроители предлагают подразделение жителей города на активных и пассивных. При этом образ пассивного человека уподобляется роботу, поведение которого определяется внешними средовыми стимулами. Образ активного человека происходит из предположения, что внешние стимулы не могут объяснить человеческое поведение, так как сущность человека - в его активной деятельности. Поэтому средовой подход должен ориентироваться на изучение человека в его средовой деятельности, а в приложении к практическим задачам проектирования - на изучение точек соприкосновения человеческой деятельности со средой. В качестве таких точек предлагаются поведение и восприятие, осуществленное через познание среды, а не спонтанные ощущения.
18   19
Интереснейшее по своей архитектуре сооружение Френка Гери, которое должно было оживить скромную застройку центра Лос-Анжелеса.
не получило достаточного пространства, и потому, на наш взгляд, не выполняет поставленной градостроительной задачи


В процессе реконструкции существующей городской среды подвергаются изменениям сочетания трех средовых компонентов, что можно проиллюстрировать на примере создания пешеходных улиц в крупных исторических городах. Придание улице статуса пешеходной изменяет в первую очередь ее среду, которая становится существенно развлекательной. Эту метаморфозу, например, претерпел московский Арбат. В проекте превращения этой улицы в пешеходную не были приняты во внимание интересы осуществляющих здесь свою -деятельность людей, то есть - проживающих или работающих. Изменения среды проявились в том, неподходящие для развлекательной среды офисы и жилища уступили место сувенирным магазинам и предприятиям общественного питания. На месте бывшей проезжей части стихийно образовалась центральная с открытой торговлей, бродячими музыкантами и художниками. Время от времени гонимые властями, упорно возвращались и задавали основной тон преображенной для развлечений и досуга среде Арбата.

Жителей и работников разнообразных учреждений вытеснила развлекающаяся толпа, под воздействием которой они уже не смогли ни жить, ни работать на улице, где ежедневно с утра до поздней ночи бурлит праздник. Изменились и объекты этой улицы: исчез транспорт и другие элементы инфраструктуры, от бывших жилых домов и конторских помещений остались старинные фасады, а функции их изменились. Из деловых и жилых они превратились в декоративное обрамление улицы, предназначенной для праздных прогулок. Надо заметить, что архитекторы, проектировавшие пешеходный Арбат, не предвидели последствия изменения среды, приведшие к смене не только функционального назначения объектов, но и субъектов - обитателей данной среды.

20   21
В производственной среде, как правило, доминирует функция, которая определяет характер среды, где обычно не чувствуется присутствие человека

22
Современный этап цивилизационного развития часто именуют научно-технической революцией, поскольку бурное развитие техники и технологий на базе научных достижений оказывает существенное влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности, в том числе на архитектурное формообразование в общественной среде городов

Несомненно, что проектирование и строительство должны вестись с учетом реальной ситуации, соответствующей конкретному пространству и конкретной локальной среде. Но перед началом этих важных процессов преобразования среды обитания человека необходимо осознать и проанализировать исходные данные и ситуацию в целом как сложную совокупность взаимосвязанных факторов. Архитектор, освобождающий себя от ограничений, обусловленных необходимыми связями, теряет чувство места, ощущение особенностей той или иной локальной среды, доминирования в ней тех или иных объектов, потребностей человека, или самой среды в силу ее характера. В том числе по этой причине наблюдается архитектурный разнобой объектов, составляющих застройку современных загородных поселков вокруг Москвы и других крупных городов России.

Современные минивиллы с колоннадами и мини-замки с башенками, тесно заполонившие территории вокруг крупных городов и раздражающие своей убогой претенциозностью и бестолковостью - это следствие взаимовлияния нескольких причин. Во-первых, крошечные участки земли величиной 6-10 соток раздавались в прежнем социалистическом государстве гражданам с подспудной целью частичного решения продовольственного обеспечения их семей собственными руками. В связи с ограниченным функциональным назначением этих участков для садоводства и огородничества ограничивалась величина второго «рекреационного» жилища, прежде всего - габариты так называемых «садовых домиков», как в плане, так и по высоте. Ограничение по площади мотивировалось нуждой больше земли отдать под огород, а нормирование высоты вызвано стремлением не затенять посадки. В начале 1990-х годов эти ограничения, хотя их официально не отменяли, были забыты как наследие «тоталитарного режима». Кроме того, участки земли все чаще стали использовать не столько для выращивания сельскохозяйственной продукции, сколько для отдыха. У некоторой части населения завелись свободные деньги, расширился рынок стройматериалов, и дома стали трехэтажными и просторными. Специфическая среда садово-дачных кооперативов разрушилась, она стала практически неуправляемой со стороны местной администрации. В развитии пригородных территорий стал преобладать сиюминутный и несистемный объектный подход.

Архитекторы, получая частные заказы на «виллы», старались, чтобы проект просто понравился заказчику, и не заботились о проблемах создания благоприятной и и целостной среды. В большинстве случаев заказчик начинал диктовать свои архитектурные предпочтения, что можно посчитать реализацией методики средового подхода, хотя и непрофессиональной, поскольку при таком субъектно-объектном методе проектирования интересы конкретных людей в какой-то степени учитывались. Однако в подобной практике полностью отсутствует градостроительный аспект, что предопределяет неполноценность результатов.

Среда должна соответствовать не только нуждам и предпочтениям конкретного человека - потребителя, как это предполагают теоретики. Она, как бы с этим не спорили, также представляет собой физическое и историческое окружение объекта. Например, вилла - это объект, спроектированный для конкретного субъекта учетом его эстетических предпочтений и обеспечива-:-:>щий нормальный уровень комфорта. Но расположенную на шести сотках виллу трудно, не греша против . ввести, числить в категории произведений архитектуры. Для этого она должна стоять на участке значительных размеров и с такими ландшафтными особенностями, которые позволяли бы композиционно разделять соседние дома и особенно виллообразные, если таковые возводятся рядом. Если псевдовиллы терзают архитектурный вкус при восприятии застройки новых подмосковных поселков, то в ландшафте Финляндии они смотрятся совсем неплохо. В стране многочисленных островков, протоков и озер можно чуть ли не каждую виллу расположить на отдельном острове со скалами, деревьями и своим причалом. Это позволило сформировать благолепные пейзажи, несмотря на видимое вторжение артефактов в природу, что обусловлено сбалансированностью соседствующих элементов.

Направленность архитектурного творчества в основном на создание «ликвидных объектов недвижимости» и отсутствие средового подхода при проектировании застройки пригородных зон крупных городов привели к массовому строительству псевдодворцов и лжекрепостей, украшенных башенками, куполами, ампирными фронтонами. Такие «произведения архитектуры» тесно натыканные на небольших участках земли, создают хаотичную и ущербную градостроительную ткань, неоправданно заменившую собой природный
23
В крупном промышленном городе, каким в самом деле является Лас Вегас, на одной из самых известных улиц мира создана неповторимая среда для развлечений

24   25
Архитектурно-художественный характер жилой среды и составляющих ее сооружений должен быть подчинен функциональным потребностям а также соответствовать социальному статусу жителей и другим социально-психологическим параметрам. В случае несоблюдения этих требований результаты проектирования могут быть сомнительны. Планировка небольшого поселка из домов претендующих на звание палаццо, с градостроительной точки зрения неудовлетворительна, поскольку не позволяет сформировать вокруг каждого особняка среду, адекватную ему по критериям просторности, наличия обязательных элементов благоустройства и других объектов, обеспечивающих нормальную жизнь в роскошном доме

ландшафт. Заказчик - владелец небольшого клочка земли, воздвижением такого рода особняка публично демонстрирует индивидуальное представление о своей микросреде, почерпнутое из иллюстраций к сказкам братьев Гримм и оставшееся в памяти с детских времен. Исполнителями воли заказчика часто выступают начинающие архитекторы, студенты архитектурных факультетов, или строительные фирмы, специализирующиеся на изготовлении комплектов конструкций для коттеджей. Это явление нельзя назвать средовым подходом, хотя здесь на первом месте интересы субъекта. Это - скорее всего отсутствие градостроительной деятельности, потеря архитектурного контроля над формированием среды. Это - игнорирование среды как единого целого заказчиком (субъектом) с его индивидуальными предпочтениями и проектировщиками, создающими объект по воле заказчика.

После завершения застройки многих элитных подмосковных поселков выявилось, что получилась не столько жилая среда, сколько демонстративная выставка объектов - шедевров, так как каждый загородный дом имитирует либо дворец XVIII столетия, либо модернистскую виллу 1930-х годов, или средневековый замок, размещенных на небольших участках. Однако настоящий дворец требует вокруг себя большого пространства, присущего общественной, а не жилой среде. Дворец - объект доминирующий, ему должны подчиняться и человек и среда. В средние века функционально дворец или замок были по существу общественными зданиями с жилыми помещениями для владельца, его свиты и слуг, в котором осуществлялись как жилые, так и общественные функции.

Таким образом, в застройке некоторых элитных поселков явно просматривается несоответствие объектов среде, хотя учет интересов человека в принципе соответствует методу средового подхода. При создании поселков из зданий, спроектированных в едином стиле, но с разными фасадами и планировками влияние субъектов на среду сни

Кол-во просмотров: 24446
На правах рекламы
Яндекс.Метрика