Итоги автодорожного строительства в 2010 году
Вторым по значимости событием 2010 года для автодорожной отрасли РФ стало то, что практически полностью достроена Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга. Как только в 2011 году закончится сооружение перемычки, связанной с комплексом защитных сооружений, это будет означать, что автомобильное кольцо вокруг Питера замкнулось.
Был полностью выполнен запланированный капремонт шоссейных дорог – Росавтодор осуществил все намеченные на 2010 год планы в соответствии с программой, утвержденной Правительством России. Сданы в эксплуатацию 6 мостовых переходов, заменивших ремонтонепригодные искусственные сооружения.
На объектах олимпийского строительства в Сочи построено 60 км автомобильных дорог, в том числе, более 40 км дорог для обеспечения строительства с асфальтобетонным и бетонным покрытием. Открыт первый участок автомобильной дороги Адлер – Красная Поляна (Альпика-Сервис), по которой участники и гости Игр смогут добираться до горных спортивных объектов. Его запуск облегчил организацию автомобильного движения в районе олимпийского строительства.
На федеральной дороге М-4 «Дон» были введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 42 км. На территории Северо-Кавказского федерального округа построены участки дороги М-29 «Кавказ» общей протяженностью 20 км в Чеченской Республике и в Дагестане, а также пятикилометровый участок на подъезде к Ставрополю.
И это далеко не все достижения российских автодорожников. Еще закончено строительство значительных участков современных объездных дорог вокруг Новосибирска и Иркутска.
Планы работы строителей автодорог на 2011 и последующие годы
На 2011 год из федерального бюджета на строительство и ремонт российских дорог выделено 387 млрд. рублей. Все эти деньги будут направлены в федеральный дорожный фонд. Кроме бюджетных денег, финансирование фонда будет осуществляться за счет дополнительных акцизов на бензин и дизельное топливо. Значительная часть этих денег будет направлена на ремонт дорог, пострадавших от аномально жаркого лета.
По поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина будет приводиться в нормативное состояние, соответствующее современным требованиям, дорога
М60 «Уссури». В 2011 году на реконструкцию данной автомагистрали запланировано около 4 млрд. рублей. Здесь самым важным событием 2011 года должен стать ввод в эксплуатацию участка трассы «Уссури» – дороги из Владивостока в аэропорт Кневичи. Также будет строиться автомобильный обход города Уссурийска. Хотя по плану его ввод должен состояться в 2012 году, но сегодня рассматривается возможность ускорить строительство и ввести его в 2011 году.
В 2011 году увеличены объемы ремонта и капитального ремонта дорог – планируется привести в порядок свыше 5500 км федеральных трасс.
Продолжится реконструкция участков дороги между Иркутском и Красноярском, чтобы исключить здесь масштабные заторы, подобные тому, который произошел осенью 2009 года. Планируется ввод участков на федеральных трассах М5 «Урал» и М7 «Волга». Строится автомобильный мост через реку Сура на границе Чувашии и Нижегородской области.
На период 2011-2013 годов запланирована замена 30 ремонтонепригодных искусственных сооружений, из них в 2011 году будет построено 18 новых мостовых переходов.
Для строительства сельских дорог на 2011 год выделено 5 млрд. рублей. Этой суммы хватит на 600 километров автодорог с твердым покрытием. В течение следующих двух лет планируется расходовать на эти цели по 6-7 млрд. рублей.
В 2011 году немало внимания будет уделено дальнейшему развитию транспортной схемы Московской области. Намечено строительство объезда Тарасовки и расширение въезда на МКАД на трассе М8 «Холмогоры». Займутся, наконец-то, пробками в Балашихе – будет отлажено светофорное регулирование, в некоторых местах отменят левые повороты, построят карманы для автобусов.
Основной инфраструктурный проект в автодорожной сфере – мост на остров Русский во Владивостоке к саммиту АТЭС – должен быть сдан в 2012 году.
К 2014 году в Сочи будет построено более 367,3 км дорог и мостов, модернизировано 47 объектов транспортной инфраструктуры. Одним из главных проектов олимпийской транспортной инфраструктуры является совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – Альпика-Сервис. Здесь параллельно железной дороге будет проложена новая двухполосная автотрасса. Это позволит обеспечить доставку 20 тысяч пассажиров в час, что соответствует потребностям Игр. Полностью дорога протяженностью 48 км будет сдана в 2013 году.
Проблемы российской автодорожной отрасли
В связи с кризисной ситуацией Правительством Российской Федерации были приняты решения о концентрации выделенных ресурсов на переходящих и вводных объектах, вынужденно были изменены приоритеты финансирования автомобильных дорог. Это не могло не привести к нарушению ритмичности реализации программ дорожных работ. В 2010 году число вновь начинаемых строек было сведено к минимуму. Более 37% объемов финансирования из федерального бюджета строительства и реконструкции федеральных дорог было сконцентрировано на олимпийских стройках и объектах подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Уменьшение технологических заделов в строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений вызывает существенное падение объемов ввода объектов в эксплуатацию в 2011–2013 годах. Так, если в 2009 году общая протяженность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения составила 409 км (без учета вторых очередей и вторых стадий строительства общей протяженностью 749 км) и 16 243 пог. м искусственных сооружений, то в 2011 году общий объем ввода в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения ожидается в размере 142 км и 5852 пог. м искусственных сооружений. Учитывая, что большинство строек на федеральных дорогах имеет продолжительность 2-3 и более лет, ситуация с вводом в эксплуатацию федеральных дорог в 2012 году также будет весьма напряженной.
Большой проблемой является постоянная дискуссия о высокой стоимости строительства автодорог в России. В сети Интернет можно найти данные, что стоимость строительства 1 километра дорог в РФ выше, чем в Европе, в два с половиной раза, выше, чем в Америке, в три раза, выше, чем в Китае, в восемь раз.
А ведь цена сооружения объекта складывается из многих факторов. По российским правилам бухучета в балансовую стоимость дороги входят все затраты: и проектирование, и выкуп земли, и перенос коммуникаций, вплоть до высадки зеленых насаждений. В Европе считают только стоимость строительства самой дороги на подготовленной площадке. Уровень НДС (налог на добавленную стоимость) тоже различается в разных странах. НДС в России составляет 18%, а, например, в США – всего 5,9%. Словом, надо сравнивать сравнимые вещи. Кстати, ширина автодорожной полосы в РФ – 3 метра 75 сантиметров, а в Европе – 3 метра 25 сантиметров.
Никто не регулирует сегодня на законодательном уровне «аппетиты» владельцев коммуникаций. Автодорожники порой вынуждены за свой счет прокладывать совершенно новые водопроводные трубы, взамен тех, которые пролежали на этом месте лет 50-60. Причем большего диаметра и из более качественного материала, чем тот, что был. Наверное, если владелец коммуникаций хочет обновить инфраструктуру, он должен тоже вложиться, а не пользоваться средствами федерального бюджета, выделенными совершенно по другой статье.
Что касается дальнейших перспектив развития российской дорожной сети, то нужно всегда помнить, что автодороги с асфальтовым покрытием стали активно строиться в нашей стране в 50-60-х годах, чтобы связать города и другие населенные пункты. Трафик тогда был небольшой, и дороги проектировались двухполосными, что привело сегодня к сложной дорожно-транспортной ситуации. Конечно, можно строить обходы вокруг городов, но следует помнить, что земля в пригородных районах очень дорогая и полностью строительство обходов проблемы не решает. Целесообразнее и проще строить новые направления. К примеру, дорогу от Санкт-Петербурга до Челябинска через Кострому и Киров. Тогда поток грузового транспорта от портов Прибалтики пойдет на Урал и дальше, минуя Москву, что будет способствовать решению проблемы не только московских пробок.
Перспективы строительства в РФ платных автомагистралей
Привлечение частных инвесторов и, как следствие, строительство платных дорог на концессионной основе может изменить в лучшую сторону ситуацию с дорожной инфраструктурой. Вместе с тем, надо понимать, что платные дороги – не панацея. Потому что во всем мире их протяженность составляет не больше 1-1,5% суммарной дорожной сети. То есть, платные трассы решают только самые острые проблемы на самых трудных участках. По российскому законодательству платной дороге всегда должна быть альтернатива в виде бесплатного проезда, который может быть не более, чем втрое, длиннее платного (за исключением районов Крайнего Севера и участков, где много тоннелей и мостов).
К настоящему времени в России разработаны шесть проектов на основе государственно-частного партнерства в дорожной отрасли, они прошли необходимые этапы и уровни утверждения, одобрено их финансирование. Два из них уже запущены в реализацию – это новая платная трасса Москва – Санкт-Петербург и северный объезд г. Одинцово.
Также идет проектирование центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы. Планируется, что это будет полностью платная автомагистраль протяженностью 520 км. Строиться она будет участками, и в зависимости от их окупаемости будут приниматься решения о строительстве новых участков. Предполагается, что ЦКАД пройдет на расстоянии 30-40 км от центра города. Это неплохое решение, оно снимет с Москвы достаточно много транзитного трафика. У нас ведь радиально-кольцевая транспортная система не только в Москве, но и в России в целом, и чтобы проехать, например, из Санкт-Петербурга в Челябинск, необходимо ехать через Москву. Если появится такая кольцевая дорога, конечно, по ней сразу же начнут объезжать пробки на МКАД.
Есть намерения, что реконструкция двух участков на федеральной трассе «Дон» будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства. Это участок в Воронежской области, с 633-го по 715-й километр, и строительство пятикилометрового тоннеля в районе Джубгы.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы Федерального дорожного агентства