Мартин Шаккум
|
Не все в работе прежнего дорожного фонда было плохо
«Прошедшие годы показали, что эффективность использования средств дорожных фондов была выше в сравнении с бюджетным финансированием. Даже в тяжелое для экономики время, при максимальном уровне падения ВВП, ежегодно в стране строилось 6-7 тысяч километров новых дорог. Сейчас мы вводим ежегодно около двух тысяч километров региональных и 400 километров федеральных дорог», – отметил в своем вступительном слове на пресс-конференции Мартин Шаккум.
Напомним, что существовавшая в Российской Федерации с 1992 года система дорожных фондов (ДФ) была ликвидирована в 2002 году. Главной причиной упразднения ДФ стали как многочисленные коррупционные скандалы, так и факты нецелевого использования накопляемых в них финансовых ресурсов властями субъектов РФ. Тогдашние региональные дорожные фонды формировались за счет транспортного налога, подчинялись федеральному фонду, но инвестиционная и кадровая политика определялась в администрациях каждого субъекта Федерации. Такое двойное подчинение создавало простор для вышеперечисленных злоупотреблений. После ликвидации системы дорожных фондов была введена следующая схема финансирования дорожного строительства – деньги на дороги стали выделять федеральный или региональный бюджеты. Но она оказалась ничуть не лучше прежней: к проблемам нецелевого использования дорожных средств, коррупции добавилась еще и практика запоздалого финансирования дорожных проектов.
По словам главы Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, после изменения схемы финансирования в 2002 году средства на строительство дорог стали поступать в отрасль с таким большим опозданием, что большую часть года дорожные строители просто сидели без работы.
«Раньше деятельность дорожного фонда была привязана к логике работы по строительству дорог, – сказал М. Шаккум. – После изменений финансирование дорожного ведомства подчинили логике бюджета. Нередко основная доля финансирования осуществлялась, когда выпадал уже первый снег, и строить становилось не то чтобы проблематично, но и вовсе невозможно. Это привело к тому, что сократился горизонт планирования строительных организаций, поскольку неизрасходованные в течение года деньги перечислялись обратно в бюджет».
После долгой дискуссии, подчеркнул депутат Госдумы, было принято решение о воссоздании федерального и региональных фондов, которые будут наполняться за счет транспортного налога и акцизов на ГСМ, а неизрасходованные средства перенесут на следующий год.
Напомним, правительственный законопроект об основах создания дорожных фондов был внесен в Госдуму 9 февраля 2010г. Документ дополняет Бюджетный кодекс РФ новой статьей, которая будет определять правовые основания создания дорожных фондов. В данной статье предлагается закрепить понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности. Объем бюджетных ассигнований федерального ДФ предлагается определять при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Также законопроект предусматривает создание дорожных фондов субъектов РФ.
По словам Шаккума, законопроект по дорожным фондам принимается с отставанием из-за затянувшегося согласования в правительстве. Тем не менее, депутат уверен, что проблем с финансированием региональных дорог возникнуть не должно – деньги проводятся по прежней схеме. Формирование федерального дорожного фонда уже началось – процесс был запущен после внесения соответствующих поправок в бюджет.
Законопроект предлагает закрепить в Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2014г. следующие нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей: в федеральный бюджет – 28%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации – 72%.
Нужна развитая система дорожных фондов
«Было крайне необходимо добиться, чтобы в субъектах РФ в обязательном порядке создавались дорожные фонды, – заявил Мартин Шаккум. – Министерством финансов предлагалась формулировка: «Региональные власти могут создавать дорожные фонды». Депутаты настояли на обязательном создании региональных дорожных фондов».
«Большинство регионов поддерживают нашу инициативу. При этом размер дорожного фонда в каждом регионе будет разный, закон определит только минимальный порог», – сообщил М. Шаккум.
Председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям отметил, что главного эффекта депутаты Госдумы ждут не от увеличения объемов финансирования дорожного строительства, а от эффективности использования бюджетных средств, так как дорожные фонды не будут обязаны, как прежде, использовать все средства, выделенные из бюджета, до конца года. Кроме того, работа фондов будет «более маневренной» в части финансирования работ.
М. Шаккум считает, что после того, как будут созданы региональные дорожные фонды, нужно идти дальше и создавать специализированные фонды для содержания муниципальных дорог. Он подробно рассказал присутствующим журналистам о подготовленной им лично поправке о наделении муниципалитетов правом создавать собственные дорожные фонды: их средства будут использоваться для ремонта местной дорожной сети. Поправка уже направлена на обсуждение в Министерство транспорта РФ. В качестве источников финансирования депутат предлагает использовать собираемый сегодня в бюджеты муниципалитетов земельный налог, а также планируемый к введению в будущем налог на недвижимость. Как и в случае с федеральным и региональными дорожными фондами, могут применяться другие источники: например, средства внебюджетных фондов муниципальных образований.
Кроме поправки, связанной с муниципальными дорожными фондами, комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям предложил ряд других корректировок законопроекта о ДФ. Главной из них М. Шаккум назвал индексацию средств дорожного фонда. По его мнению, год от года меняться должна как базовая величина бюджетных ассигнований в ДФ, так и индексация ставок на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Если этого не предусмотреть, объем дорожного фонда в долгосрочной перспективе может сократиться в реальном выражении.
Также депутаты собираются ввести законодательное регулирование отношений между федеральным и региональными дорожными фондами. В законопроекте не решены вопросы формирования, распределения и предоставления субсидий из центра в субъекты федерации. Но именно эти средства зачастую являются основным источником финансирования региональных и муниципальных дорог, имеющих межрегиональное значение.
Откуда деньги на дороги?
Для пополнения дорожного фонда запланировано ежегодное повышение акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. С 1 января 2011 года акциз с одного литра бензина уже увеличился на один рубль. Предполагается, что в 2012 году существующие тарифы проиндексируются на 6 процентов и снова увеличатся на один рубль. В 2013 году ставки 2012 года проиндексируются на 5,4 процента и увеличатся еще на один рубль с литра. Большая часть акцизов пойдет в региональные бюджеты с постоянным сокращением федеральной доли.
Федеральный дорожный фонд станет пополняться за счет платы от возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Плату введут с 1 января 2012 года. По предварительным расчетам, начисления на 1 кг массы транспортного средства составят 24 копейки в год. В зависимости от типа транспортного средства владельцы автомобиля заплатят от 4200 до 13700 рублей в год. Штраф за несвоевременную оплату – от 5 до 50 тысяч рублей.
Как подчеркнул Мартин Шаккум, введение нового налога позволит в 2012 году собрать 3 миллиарда рублей, а в 2013-м – уже 10 миллиардов. После создания специальной системы учета платежей Министерство финансов планирует выйти на показатель до 60 миллиардов рублей в год.
Основными постоянными пользователями федерального дорожного фонда будут федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и госкомпания «Автодор». Росавтодор будет финансировать ремонт и строительство федеральных трасс. «Автодор» продолжит развитие платных участков на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон» и М-10 - дорога на Санкт-Петербург. Также на деньги дорожного фонда будет осуществляться проектирование Центральной кольцевой автодороги в Московской области.
Что еще рассказал Шаккум
На состоявшейся пресс-конференции глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям также отметил, что сейчас в России действует не самая эффективная система конкурсов и подрядов на сооружение дорожных объектов. По словам депутата, все подобные аукционы должны начинаться с конкурса на проектную документацию. Однако ее должны оценивать специалисты-эксперты, а не ведомства-заказчики.
В этой связи М. Шаккум рассказал еще об одной инициативе депутатов. Дело в том, что от печально известного закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ) уже открестились даже его творцы-инициаторы. Поэтому сейчас в Госдуме готовится новый законопроект о госзакупках. Депутаты считают, что не стоит вносить поправки в существующий закон о госзакупках, а необходимо написать принципиально новый. Причем при проведении торгов обязательно нужно уходить от системы, которая существует сейчас, когда есть только одна схема электронного аукциона.
«Это приводит к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям, – сказал М. Шаккум. – В других странах есть не менее двух десятков сценариев проведения государственных конкурсов. И только на товары, где заранее известны свойства продукции, проводят электронный аукцион. В остальных случаях прописывается большое количество параметров и критериев, в том числе учитывается деловая репутация участников торгов».
По мнению депутата, наличие подобного условия должно отсеивать от участия в тендерах не только фирмы-однодневки, но и недобросовестных подрядчиков.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА