ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

После 8 лет разбирательств было принято решение в пользу жильцов многоквартирных домов

27 марта 2024 года был принят законопроект в третьем чтении, который дает жильцам возможность самостоятельно выбирать провайдера в многоквартирных домах (МКД), что станет еще одним важным шагом к свободному подключению домашнего интернета. С 2016 года отрасль связи активно выступала за честную конкуренцию. За это время стоимость размещения оборудования операторами росла, а отсутствие конкуренци...

В России 759 городов признаны благоприятными для проживания

По результатам расчета индекса качества городской среды для 1 117 городов за 2023 год благоприятными для проживания признаны 759 городов при плановом значении 603 города. Среднее значение индекса составляет 200 баллов при плановом значении 198 баллов. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составил 18% при плановом значении 17%. «Индекс качества городской сре...

15 Февраля 2011

Дорожный фонд возвращается: что ждет Россию на дорогах?

Дорожный фонд возвращается: что ждет Россию на дорогах?

  Мартин Шаккум
Состоявшаяся в начале февраля в пресс-центре РИА Новости пресс-конференция председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума была посвящена одной из самых актуальных российских проблем – автодорожному строительству. После долгих лет борьбы представителей дорожно-строительной отрасли за возвращение дорожного фонда все же удалось добиться положительного политического решения по данному вопросу. До конца марта нынешнего года депутаты Государственной Думы рассчитывают принять правительственный законопроект о создании системы дорожных фондов. Закон вступит в силу с 2012 года, однако средства для воссозданного Федерального дорожного фонда в размере 254 миллиардов рублей уже предусмотрены в бюджете на 2011 год. Всего же на дорожное строительство в ближайшие годы предполагается выделить полтора триллиона рублей. Соответствующие цифры записаны в бюджетных планах на 2011-13 годы.


Не все в работе прежнего дорожного фонда было плохо

«Прошедшие годы показали, что эффективность использования средств дорожных фондов была выше в сравнении с бюджетным финансированием. Даже в тяжелое для экономики время, при максимальном уровне падения ВВП, ежегодно в стране строилось 6-7 тысяч километров новых дорог. Сейчас мы вводим ежегодно около двух тысяч километров региональных и 400 километров федеральных дорог», – отметил в своем вступительном слове на пресс-конференции Мартин Шаккум.

Напомним, что существовавшая в Российской Федерации с 1992 года система дорожных фондов (ДФ) была ликвидирована в 2002 году. Главной причиной упразднения ДФ стали как многочисленные коррупционные скандалы, так и факты нецелевого использования накопляемых в них финансовых ресурсов властями субъектов РФ. Тогдашние региональные дорожные фонды формировались за счет транспортного налога, подчинялись федеральному фонду, но инвестиционная и кадровая политика определялась в администрациях каждого субъекта Федерации. Такое двойное подчинение создавало простор для вышеперечисленных злоупотреблений. После ликвидации системы дорожных фондов была введена следующая схема финансирования дорожного строительства – деньги на дороги стали выделять федеральный или региональный бюджеты. Но она оказалась ничуть не лучше прежней: к проблемам нецелевого использования дорожных средств, коррупции добавилась еще и практика запоздалого финансирования дорожных проектов.

По словам главы Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, после изменения схемы финансирования в 2002 году средства на строительство дорог стали поступать в отрасль с таким большим опозданием, что большую часть года дорожные строители просто сидели без работы.

«Раньше деятельность дорожного фонда была привязана к логике работы по строительству дорог, – сказал  М. Шаккум. – После изменений финансирование дорожного ведомства подчинили логике бюджета. Нередко основная доля финансирования осуществлялась, когда выпадал уже первый снег, и строить становилось не то чтобы проблематично, но и вовсе невозможно. Это привело к тому, что сократился горизонт планирования строительных организаций, поскольку неизрасходованные в течение года деньги перечислялись обратно в бюджет».

После долгой дискуссии, подчеркнул депутат Госдумы, было принято решение о воссоздании федерального и региональных фондов, которые будут наполняться за счет транспортного налога и акцизов на ГСМ, а неизрасходованные средства перенесут на следующий год.

Напомним, правительственный законопроект об основах создания дорожных фондов был внесен в Госдуму 9 февраля 2010г. Документ дополняет Бюджетный кодекс РФ новой статьей, которая будет определять правовые основания создания дорожных фондов. В данной статье предлагается закрепить понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности. Объем бюджетных ассигнований федерального ДФ предлагается определять при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Также законопроект предусматривает создание дорожных фондов субъектов РФ.

По словам Шаккума, законопроект по дорожным фондам принимается с отставанием из-за затянувшегося согласования в правительстве. Тем не менее, депутат уверен, что проблем с финансированием региональных дорог возникнуть не должно – деньги проводятся по прежней схеме. Формирование федерального дорожного фонда уже началось – процесс был запущен после внесения соответствующих поправок в бюджет.

Законопроект предлагает закрепить в Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2014г. следующие нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей: в федеральный бюджет – 28%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации – 72%.


Нужна развитая система дорожных фондов

«Было крайне необходимо добиться, чтобы в субъектах РФ в обязательном порядке создавались дорожные фонды, – заявил Мартин Шаккум. – Министерством финансов предлагалась формулировка: «Региональные власти могут создавать дорожные фонды». Депутаты настояли на обязательном создании региональных дорожных фондов».

Автострада«Большинство регионов поддерживают нашу инициативу. При этом размер дорожного фонда в каждом регионе будет разный, закон определит только минимальный порог», – сообщил М. Шаккум.

Председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям отметил, что главного эффекта депутаты Госдумы ждут не от увеличения объемов финансирования дорожного строительства, а от эффективности использования бюджетных средств, так как дорожные фонды не будут обязаны, как прежде, использовать все средства, выделенные из бюджета, до конца года. Кроме того, работа фондов будет «более маневренной» в части финансирования работ.

М. Шаккум считает, что после того, как будут созданы региональные дорожные фонды, нужно идти дальше и создавать специализированные фонды для содержания муниципальных дорог. Он подробно рассказал присутствующим журналистам о подготовленной им лично поправке о наделении муниципалитетов правом создавать собственные дорожные фонды: их средства будут использоваться для ремонта местной дорожной сети. Поправка уже направлена на обсуждение в Министерство транспорта РФ. В качестве источников финансирования депутат предлагает использовать собираемый сегодня в бюджеты муниципалитетов земельный налог, а также планируемый к введению в будущем налог на недвижимость. Как и в случае с федеральным и региональными дорожными фондами, могут применяться другие источники: например, средства внебюджетных фондов муниципальных образований.

Кроме поправки, связанной с муниципальными дорожными фондами, комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям предложил ряд других корректировок законопроекта о ДФ. Главной из них М. Шаккум назвал индексацию средств дорожного фонда. По его мнению, год от года меняться должна как базовая величина бюджетных ассигнований в ДФ, так и индексация ставок на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Если этого не предусмотреть, объем дорожного фонда в долгосрочной перспективе может сократиться в реальном выражении.

Также депутаты собираются ввести законодательное регулирование отношений между федеральным и региональными дорожными фондами. В законопроекте не решены вопросы формирования, распределения и предоставления субсидий из центра в субъекты федерации. Но именно эти средства зачастую являются основным источником финансирования региональных и муниципальных дорог, имеющих межрегиональное значение.


Откуда деньги на дороги?

Для пополнения дорожного фонда запланировано ежегодное повышение акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. С 1 января 2011 года акциз с одного литра бензина уже увеличился на один рубль. Предполагается, что в 2012 году существующие тарифы проиндексируются на 6 процентов и снова увеличатся на один рубль. В 2013 году ставки 2012 года проиндексируются на 5,4 процента и увеличатся еще на один рубль с литра. Большая часть акцизов пойдет в региональные бюджеты с постоянным сокращением федеральной доли.

Дорожное строительствоФедеральный дорожный фонд станет пополняться за счет платы от возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Плату введут с 1 января 2012 года. По предварительным расчетам, начисления на 1 кг массы транспортного средства составят 24 копейки в год. В зависимости от типа транспортного средства владельцы автомобиля заплатят от 4200 до 13700 рублей в год. Штраф за несвоевременную оплату – от 5 до 50 тысяч рублей.

Как подчеркнул Мартин Шаккум, введение нового налога позволит в 2012 году собрать 3 миллиарда рублей, а в 2013-м – уже 10 миллиардов. После создания специальной системы учета платежей Министерство финансов планирует выйти на показатель до 60 миллиардов рублей в год.

Основными постоянными пользователями федерального дорожного фонда будут федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и госкомпания «Автодор». Росавтодор будет финансировать ремонт и строительство федеральных трасс. «Автодор» продолжит развитие платных участков на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон» и М-10 - дорога на Санкт-Петербург. Также на деньги дорожного фонда будет осуществляться проектирование Центральной кольцевой автодороги в Московской области.


Что еще рассказал Шаккум

На состоявшейся пресс-конференции глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям также отметил, что сейчас в России действует не самая эффективная система конкурсов и подрядов на сооружение дорожных объектов. По словам депутата, все подобные аукционы должны начинаться с конкурса на проектную документацию. Однако ее должны оценивать специалисты-эксперты, а не ведомства-заказчики.

В этой связи М. Шаккум рассказал еще об одной инициативе депутатов. Дело в том, что от печально известного закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ) уже открестились даже его творцы-инициаторы. Поэтому сейчас в Госдуме готовится новый законопроект о госзакупках. Депутаты считают, что не стоит вносить поправки в существующий закон о госзакупках, а необходимо написать принципиально новый. Причем при проведении торгов обязательно нужно уходить от системы, которая существует сейчас, когда есть только одна схема электронного аукциона.

«Это приводит к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям, – сказал М. Шаккум. – В других странах есть не менее двух десятков сценариев проведения государственных конкурсов. И только на товары, где заранее известны свойства продукции, проводят электронный аукцион. В остальных случаях прописывается большое количество параметров и критериев, в том числе учитывается деловая репутация участников торгов».

По мнению депутата, наличие подобного условия должно отсеивать от участия в тендерах не только фирмы-однодневки, но и недобросовестных подрядчиков.


Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА

Кол-во просмотров: 12619
На правах рекламы
Яндекс.Метрика