В последнее время все чаще поднимаются вопросы, связанные с необходимыми преобразованиями в столице. Этим изменениям и был посвящен круглый стол, призванный обеспечить диалог специалистов разного профиля, которые придерживаются современных взглядов на инновационные технологии и методы в проектировании. Базой для будущих преобразований является принцип экоустойчивой архитектуры: защита окружающей среды, бережное использование природных ресурсов, создание дружественной к людям среды обитания, уменьшение стоимости эксплуатации, гарантия экономической выгоды.
О необходимости придерживаться принципов экоустойчивой архитектуры говорилось в мае этого года на профессиональной выставке АрхМос-ква в рамках первого Дискуссионного клуба по теме «Архитектура и ю Новицкий и природа». Итогом этой дискуссии стал конкурс для молодых архитекторов по применению принципов экоустойчивости на примере Парка Дружбы в САО г. Москвы. Перед молодыми архитекторами была поставлена задача выявить точки притяжения района и предложить план преобразования Парка Дружбы, исходя из принципов формирования культуры человеческого общежития, создания бесконфликтных общественных зон и гармоничного сосуществования с природным окружением.
Конкурс вызвал живой интерес среди молодых архитекторов из разных городов и стран, приславших самые разнообразные и интересные проекты. Самые лучшие были отобраны и представлены кураторами форума «Архитектура и природа» и секции МОСАР по «зеленому проектированию» Полиной Ефимовой и Ярославом Усовым в рамках круглого стола. О значимости подобных мероприятий говорила и Екатерина Львовна Чугунова, директор Информагентства СА России и СМА «АРХИТЕКТОР».
Как же молодые архитекторы предлагают преобразовать Парк Дружбы?
Вероника Синякевич, Евгения Каретникова, Александра Столярова, Алена Бурдюг и Алексей Подобе-дов называют основной идеей своего проекта внимание к детям, детской психологии, детским развлечениям, влиянию игры на развитие детей. Однако первой темой их работы стала историческая реставрация территории у Речного вокзала для организации Дворца бракосочетания. Авторы предложили превратить парк и речные катания в главную достопримечательность столицы - парк для влюбленных. Центром композиции должен стать пешеходный мост для прогулки на другую сторону Москвы-реки, оборудованный альтернативными источниками энергии - ветряками. Все остальные элементы организованы в виде игры в пазлы, где каждый элемент разрабатывается в соответствии с его функцией в общей композиции - детская или спортивная площадка, выгул собак, переработка и сортировка мусора, стоянки велосипедов, остановки и транспортные пересадки и другое.
Дмитрий Фомичев, Виктория Тупицина, Наталья Кузьмина в своем проекте дали четкое зонирование для парка и набережной и предложили для района новую сетку альтернативного ЭКОтранспорта с конкретными точками подзарядок и маршрутов движения. Дизайн павильона с двухуровневыми обзорными площадками выполнен из доски разных пород дерева, продуман для реализации. Эргономичные и необычные формы конструкции должны определить фирменный стиль парка. Авторы предложили собственный дизайн светильников и конструкций с солнечными элементами, что, по их мнению, должно обеспечить освещение и станции подзарядки для стоянок ЭКОтранспорта.
Для Асии Мидовой, Елизаветы Челик и Елены Штыкарь главной темой проекта стала «экоментальность». Молодые архитекторы определили, что на всех уровнях должно быть выработано отношение к общественным пространствам города. Они предложили начать работу в этом направлении с демонстрации архитектурных и дизайнерских ЭКОрешений. Мобильные конструкции из дерева сложных оригинальных форм, продуманные до мелочей, предлагается разместить на территории парка и переходов, оборудовать во дворах и других общественных зонах. Покрытие из солнечных панелей и встроенные ветровые генераторы привлекут вечерним освещением и организованным безопасным пространством в любом уголке, который раньше был некомфортным и заброшенным.
Иван Кравцов, Сергей Фадеев и Антон Польский работали над проектом по нескольким направлениям: «Север столицы должен стать ЭКОцентром Москвы», «Новая альтернативная карта города - карта велосипедных и пешеходных маршрутов». Все зонирование города должно отталкиваться не от основных транспортных магистралей, а от этих зон передвижения человека. В рамках проекта были разработаны основные транспортные многоуровневые пересадочные узлы по принципу: «точка, линия, пространство». В общественных пространствах нашлось место для всех видов общения, работы и отдыха.
Андрей Ромашов и Анна Давыдова предложили, основываясь на рассмотрении культурно-исторического слоя выбранной территории, разработать общественно-транспортные пути, ведущие к выявленным историко-культурным пунктам, которые оказались интересными и с точки зрения организации зон отдыха для жителей округа.
Свое архитектурное решение авторы С. В. Миндрул назвали «Новая урбо-экологическая структура обитания человека». Это крытые транспортно-обще-ственные энергоэффективные пространства, где на нижнем уровне проходят маршруты транспорта, тепло и выхлопы от которого очищаются и используются вторично. Пространства организованы в виде бионических конструкций с панелями из разных экологических материалов. На среднем и верхнем уровнях конструкций размещаются кафе, оранжереи, внешняя поверхность отдана пешеходам и зеленым общественным зонам для всепогодных видов отдыха и спорта.
Основная тема проекта Ильи Семенова, Натальи Стеценко и Марины Рукавишниковой - децентрализация с помощью создания культурных центров притяжения. По мнению авторов, это должны быть: Речной вокзал, Тимирязевская академия, Химкинский лесопарк, Лихоборка и др. Для каждого места разрабатывается оформление городской среды в соответствии с идентификацией и выбранной идеей места. Для Речного вокзала авторы предложили создать Музей подводного мира, Музей растений -на основе дендрария и питомников Тимирязевки, культурно-общественное пространство сформировать на месте промзоны в Лихоборке. Для каждого места авторы создают свою экологически-культурную легенду, которая, став промо-идеей, легла бы в основу развития округа.
Вопросы, касающиеся необходимых преобразований в столице, не могли оставить равнодушными участников круглого стола. Так, Александр Николаевич Ремизов, Председатель правления НП «Российский совет по «зеленому строительству» и Совета СА России по экоустойчивой архитектуре, эксперт конкурса «Архитектура и природа» не только дал оценку работам молодых архитекторов, но и подчеркнул необходимость участия представителей власти, в том числе муниципалитетов в решении назревших вопросов по планировке и развитию территорий.
Генеральный директор ОАО «Моспроект» Святослав Викторович Миндрул обратил внимание на серьезные проблемы в развитии Москвы. В Генплане 1971 года были предусмотрены «зеленые клинья», то есть зеленые зоны, обеспечивающие комфортное проживание горожан. Сейчас эти жизненно необходимые территории застроены, ведется строительство в Подмосковье, и столица «лишается воздуха». Москва продолжает развиваться «кольцами», что характерно для небольшого средневекового города, но никак ни для огромного мегаполиса с численностью населения 10,5 млн., а по некоторым данным 18-20 млн. человек в дневное время. На сегодняшний день система развития города по радиально-кольцевой системе себя исчерпала, и требуется поиск более оптимальных решений для развития огромного мегаполиса.
Практикующий архитектор Константин Борисович Маркус привел пример других стран, в которых, по закону, заказчик, решивший строить в исторически и культурно значимом месте, не может делать, что захочет, как это зачастую происходит у нас.
Практикующий архитектор Юрий Геннадьевич Виссарионов высказал идею децентрализации Москвы, использования мирового опыта, развития других городов России.
Илья Игоревич Поночевный, глава Управы Левобережного района САО г. Москвы, постарался привлечь внимание к придомовым территориям, на которые попадает житель при выходе из своего дома и которые должны обеспечивать максимальный комфорт.
Тема дворов вызвала новую волну обсуждений: остался вообще двор как таковой? Ведь сейчас это не просто место для прогулок, но и территория для парковки транспорта, как «местного», так и «гостевого», необходимое пространство для временной остановки машин «Скорой помощи» и пр., перекрыть который просто нельзя. Проблема решается в дорогих домах, где используются нижние уровни для временной парковки и гаражей, но стоят такие проекты очень дорого.
Темы, обсуждавшиеся за круглым столом, вызвали большой интерес не только маститых метров, но и молодых архитекторов. Представители нового поколения неравнодушны к тому, что происходит с Москвой, готовы предложить свои решения сложных проблем. Будем надеяться, когда-нибудь их услышат, и тогда жить в нашем общем городе станет лучше, легче, экологичнее и комфортнее.
О. ИСАЕВА
Фото автора