II Международный форум «Алюминий в архитектуре и строительстве» собрал на своей площадке в Технопарке «Сколково» представителей профессионального сообщества из многих стран Европы, Азии и Америки. Среди звезд мировой величины, несмотря на антиковидные ограничения приехавших на AlumForum 2021, был бельгийский архитектор сэр Филипп Самин, основатель и руководитель архбюро Philippe Samyn and Partners. В кулуарах Форума маэстро рассказал о том, чем для него притягателен алюминий, почему архитекторы и производители материалов не враги друг другу, и какую роль в его карьере сыграли хвост кита и лоскутное одеяло.
– Что привело вас на AlumForum 2021?
– Мне интересно встречаться с представителями строительной отрасли, обсуждать с ними новейшие технологии и материалы. И форум дает мне такую возможность.
Будучи инженерами и архитекторами, мы не должны забывать, что в конечном счете наши продукты и разработки предназначены для строительной отрасли. Это значит, что строители и поставщики материалов партнеры, а не противники, как иногда почему-то считают. Они на самом деле партнеры. Что до меня, то я черпаю вдохновение, обсуждая возможности различных материалов с производителями или представителями отрасли. В таких дискуссиях я многому учусь.
Индустрия становится полноправным игроком, а не наблюдателем за архитекторами с их сумасшедшими идеями... Отраслевики имеют свой взгляд на происходящее, размышляют и генерируют рациональные предложения. Я прислушиваюсь к ним, и это дает мне вдохновение, так что это, действительно, командная работа.
– Какая самая важная характеристика алюминия?
– Я много работал с алюминием и могу сказать, что это очень пластичный материал, ему можно легко придать любую форму.
В самом начале карьеры я занимался созданием Офиса лесного хозяйства в Валлонии (регион в Бельгии – прим. ред.), который представляет собой облицованный деревянный купол со стеклянными перегородками. Изначально я хотел использовать прозрачную ПВХ-мембрану из-за ее низкой стоимости. Поделился идеей с моим другом, а тот в ответ предложил вместе разработать что-то недорогое. Я начал проектировать нечто наподобие Т-образного алюминиевого профиля, который можно было бы обрезать так, чтобы он дополнял деревянные детали и напоминал по форме хвост кита.
Только представьте – сбылась места строителя: вы заказываете литейщику изготовление придуманной вами вычурной композиции из алюминия, а он выполняет заказ, да еще и недорого!
Отливка алюминиевых деталей по заданным параметрам позволяет не только воплощать в жизнь самые смелые идеи, но и давать изящные ответы на конкретные вопросы в логике симбиоза строительства и алюминия. Это действительно самое потрясающее, что есть в алюминии…
– Как вы используете алюминий в своих проектах?
– Я мог бы бесконечно рассказывать об алюминиевых решениях от бюро Philippe Samyn and Partners. Например, о проекте преобразования здания школы-интерната Collegetoren. Долгое время оно не использовалось по назначению, а сейчас это жилые апартаменты возле реки, представляющие собой башню с большим количеством балконов. Стоимость этого проекта не была высокой, потому что клиент был застройщиком и подрядчиком. Нам удалось построить в известном смысле культовое здание по стандартной цене.
Необходимо было интегрировать высотную башню в средневековый готический город эпохи Возрождения. Я предложил облицовку здания из алюминия, так как было дешевле. Мой партнер, настоящий волшебник, придумал выход. Он сказал «мы могли бы сделать его алюминиевым» и показал мне образцы полированного алюминия, зеркального алюминия и сатинированного алюминия, которые можно было покрыть лаком. Я решил использовать белые сатинированные панели, а также зеркальные панели и расположить их в виде лоскутного одеяла, так сказать. Эффект был потрясающим!
Давно ли алюминий, как материал, стал доступен архитекторам? В исторической перспективе сравнительно недавно – 100-120 лет назад. Австрийский архитектор Отто Вагнер (1841 – 1918 гг., основатель новой венской школы архитектуры периода модерна – прим. ред.) одним из первых стал использовать алюминий в своем творчестве. Он говорил: «Это материал, который будет всем интересен!» И это правда, ведь работать с алюминиевыми листами гораздо легче, чем со стальными.
Что касается повторного использования алюминия, вы знаете, это удивительно, ведь на его переработку тратится меньшее количество энергии. По данному показателю он лучший среди всех прочих материалов.
– У вас и вашей студии обширное портфолио реализованных проектов. Какой из них, по вашему мнению, самый главный?
– Самый главный проект? Тот, о котором я пока ничего не знаю! Он еще в будущем, может быть случится завтра. Вот он и будет самым важным.
– От чего зависит будущее алюминия в архитектуре и строительстве?
– Алюминий больше, чем материал – он можно сказать партнер. Сегодня его используют недостаточно из-за нехватки воображения, но индустрия должна повлиять на это. Забавно наблюдать различие в подходах между машиностроителями и производителями материалов с одной стороны и архитектурно-строительным сообществом с другой. Для первых очень важны инновации, тогда как вторые отличаются консервативностью. Нужно менять положение дел. Именно этим я и занимаюсь на Форуме. Давайте работать вместе чтобы изобретать что-то новое!
СПРАВКА
Сэр Филипп Самин – бельгийский архитектор и инженер-строитель, чей стиль характеризуется широким использованием стекла, металла и дерева. Начав свою деятельность в 1972 году в качестве консультанта по архитектурным и инженерным проектам, в 1980 году Филипп Самин основал бюро Philippe Samyn and Partners. Сегодня сэр Филипп Самин отстаивает концепцию «эффективности», которая подразумевает рациональное использование свойств материалов. Он считает, что при создании нового гармоничного объекта необходимо учитывать множество факторов: историю, культуру и экологию. Его технические исследования были удостоены Глобальной премии за устойчивую архитектуру в 2008 году.