По такой дороге приятно промчаться. Нет светофоров и намного меньше обычного пробок, хотя с потоком автотранспорта она все же давно не справляется, несмотря на наибольшую пропускную способность дорог в регионе!
Немного теории
МКАД – это Московская кольцевая автомобильная дорога. Является ориентировочной границей города, некоторые районы расположены за ее пределами.
Общая ее протяженность -
Ширина – 10 полос. Отсчет длины – по часовой стрелке. Начало, так называемый "нулевой километр" – пересечение шоссе Энтузиастов с МКАД.
Немного истории
Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы планировалось организацией "ГУШОСДОР" еще за три года до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году решением Государственного комитета обороны был принят упрощенный проект дороги, определен срок ее сдачи (один месяц), и строительство ее "Центродорстроем" началось. Военными строителями и народными умельцами приспосабливалась любая техника, пригодная для строительства дороги.
Дорогу разбили на восемь участков, соединяющих выходы из Москвы. Было построено
Спустя десятилетие после окончания войны, в 1956 году, на базе расформированного Дорожно-строительного корпуса было создано Управление строительства Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД).
Автодорога нуждалась в коренной реконструкции, т. к. была построена по упрощенному проекту, интенсивности движения транспорта не соответствовала, да и качество покрытия было очень низким.
Строительство МКАД продолжилось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году. Кольцо представляло собой две дороги – по две полосы в каждую сторону семиметровой ширины, разделенные 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлеными плитами.
В 1980-е годы автомобилей, особенно "Жигули", стало намного больше, количество аварий все возрастало, несмотря на расширение трассы. МКАД прозвали "дорогой смерти" – ежегодно на ней погибало около 200 человек.
Перегруженность городских магистралей и самой МКАД заставило Московское правительство заняться реконструкцией кольцевой дороги. Глобальная реконструкция кольцевой дороги началась в декабре 1994 года.
Для всех, и в первую очередь для руководителей города, стало очевидно: перспективная кольцевая трасса, важнейшая транспортная артерия Москвы, требует серьезной реконструкции. Вопрос о реконструкции носил характер и дорожного, и градостроительного проектирования, поэтому при реконструкции МКАД были внесены коррективы в проект сети автомобильных дорог Московской области, расположенных между первым бетонным кольцом и МКАД, а также в проект планировки и застройки московских округов, прилегающих к кольцевой дороге.
Первый русский автобан должен был на своем пути пересечь 14 "вылетных" дорог, 11 железнодорожных линий. Нужно было построить 37 развязок, из которых 33 - двухуровневые; "Варшавская", "Ленинградская", "Горьковская" - трехуровневые и первая в России четырехуровневая - "Ярославская". Ее четвертый «этаж» оторван от земли на
Строительство велось на основе тендеров. Выбиралась та организация, которая обещала уложиться в определенные сроки, предлагала более хорошее качество работ и меньшую стоимость, чем другие. Работы вели организации и Москвы, и ближайших районов.
Корпорация "Трансстрой" стала генеральным подрядчиком, "Центрдорстрой" – головным исполнителем. За год были пройдены первые, самые трудные,
Средняя стоимость одного квадратного метра с учетом знаков, разметки, освещения и прочего составила приблизительно 300 $ – ощутимо меньше, чем на европейских кольцевых дорогах. За первый год строительства было истрачено около трех млрд рублей (старых).
В технические условия строительства МКАД была заложена контрольная цифра – «пять лет безремонтной службы покрытия МКАД». Реконструкция велась ударными темпами. Не обходилось и без ошибок. Например, на некоторых участках до зимы не успевали положить верхний слой покрытия из мелкозернистого асфальтобетона, что приводило к разрушению – приходилось фрезеровать и укладывать по новой.
Кроме того, для расширения проезжей части пришлось перестроить 40 с лишним путепроводов, перенести множество коммуникаций. Освобождалась территория с жилыми домами, гаражами, школами.
Самым сложным было понижение проезжей части на четыре метра на Горьковской развилке. Серьезно затруднили эту работу слабые грунты и высокое залегание воды, но даже эта проблема была решена.
Многое, в том числе и с архитектурной точки зрения, на МКАД было сделано в России впервые.
Впервые в отечественной практике примыкающие к МКАДу жилые комплексы оградили шумозащитными экранами, построили водоотводы и специальные устройства для очистки ливневых стоков.
Также впервые было применено микротоннелирование – бестраншейный проход под дорогой.
Мировой новинкой оказалось принципиально новое освещение: лампы на высоких опорах, которые освещают большое пространство. На Западе они применяются для освещения городских площадей, а для дорожного строительства их адаптировали московские инженеры.
Был применен и новый метод укрепления откосов – на землю набрызгивается питательная смесь с клеящим раствором и семенами травы, трава прорастает вдвое быстрее, придорожные газоны радуют взгляд автомобилистов.
Еще одной проблемой явилась экология города – на некоторых участках приходилось вырубить деревья, но потом их количество было восстановлено. Деревьям вводили некую инъекцию, после которой они стали устойчивы к воздействию соли и выхлопов.
В 1995-1996 годы был реконструирован
В августе 1997 года корпорацией "Трансстрой" были завершены реконструкция транспортных развязок, строительство подземных и надземных пешеходных переходов, строительство шесть постов ГАИ и другие мероприятия.
В 1998 году были произведены работы по реконструкции участка автодорожного полотна от 95 до
В 2000 году ко Дню города приурочили открытие первого участка дороги, которую называют главной дорогой ХХI века - в районе Можайского шоссе вырывается 600-метровый семиполосный тоннель.
Большинство параметров МКАД европейскому уровню соответствовало. За качеством работ, соблюдением технологий тщательно следили и главный заказчик, ООО "Организатор" – представитель правительства Москвы, и разработчики проекта – Москомархитектура, корпорация "Трансстрой", "Союздорпроект". Создавались независимые экспертные комиссии, отличное качество дороги подтверждалось каждый раз, после официальной сдачи очередного участка.
Также независимые эксперты сочли, что проект реконструкции МКАД "по своим масштабам и сложности имеет мало аналогов в мировой практике". Большую роль в успехе проекта сыграла новаторская позиция мэра Москвы Юрия Лужкова и его команды.
Явных, настоящих недостатков на МКАД всего несколько. Прежде всего, это транспортная развязка на улице Горбунова. Замыслы проектировщиков оказались нарушены из-за вмешательства влиятельных посторонних лиц, и на всем протяжении кольцевой дороги именно здесь находятся два единственных светофорных объекта. Кроме того, при проектировании проблема опасности для движения по крайнему ряду в случае выхода автомобиля из строя и парковке его к обочине, конечно же, была очевидна. Но увеличение обочины означало бы намного большую стоимость строительства и проблемы с отводом земли, с границей города и области, поэтому пришлось ужаться – расстояние между проезжей частью и барьерным ограждением составляет меньше 2 метров.
Помимо всего прочего, реконструкция МКАД стала первым значительным прорывом в области страхования строительства. Именно на ее примере впервые были отработаны принципы эффективной комплексной страховой защиты строительно-монтажных работ, что выделило это направление страхования в самостоятельный, высокотехнологичный сегмент страхового рынка.
К началу реконструкции МКАД в 1995 году страхованием строительных рисков в таком значительном объеме на российском рынке не занималась ни одна страховая компания. У страховщиков еще не было ни опыта оценки технических рисков, ни технологии страхования СМР. Не было и статистики для объективной котировки рисков, и расчетов тарифных ставок. Строители же воспринимали страхование как дополнительное налогообложение, не видя в нем реальной защиты своих финансовых интересов. К тому же и правовая база была в стадии формирования. В конце 1995 года была принята вторая часть ГК РФ, в которой риск случайной гибели или повреждения объекта строительства, который раньше нес заказчик, был возложен на подрядчика.
Реконструкция МКАД стала первым масштабным градостроительным проектом, реализуемым в новых рыночных условиях. Все участники проекта - правительство Москвы, ООО "Организатор", которое выступило заказчиком строительства, генподрядчик – корпорация "Трансстрой", а также субподрядные строительные организации, которых было не менее двухсот, должны были искать новые эффективные методы работы, в том числе по управлению рисками.
С 2004 года страховое акционерное общество "Гефест" занималось страхованием работ по реконструкции участков МКАД, началось это с первых километров Киевского шоссе, а в январе 2009 года общество "Гефест" защитило строительно-монтажные работы по реконструкции дороги МКАД-Кашира с лимитом ответственности 4,5 млрд руб. и сроком договора - два года, до конца января 2011 года.
Все, кто был причастен к великой московской стройке 90-х годов, говорят о реконструкции МКАД примерно такую фразу: "Незабываемые четыре года". В тех, новых, экономических условиях это оказался первый значимый транспортный проект правительства Москвы. Его реализация продемонстрировала высокий профессиональный потенциал строительного комплекса города, талант и ответственность всех руководителей этой стройки, дала толчок к решению последующих транспортных задач крупного масштаба.
Специалисты НИИПИ Генерального плана Москвы утверждали, что успешно проведенная реконструкция МКАД стала спасением многомиллионного города.
МКАД – это как бы граница, через которую не проскочит ни один нежелательный автомобиль. Дорога оборудована электроникой по последнему слову техники. Крайние правые полосы чуть шире и предназначены для разгона и торможения, а также для вынужденной остановки. Постоянное движение по ним запрещено. Покрытие - асфальтобетон. Все развязки выполнены в нескольких уровнях. Все грамотно установленные знаки и информационные щиты соответствуют мировым стандартам, изготовлены московской фирмой "Союз-Лес", постоянно участвующей во всех выставках дорожного хозяйства.
Для сотрудников ГИБДД были построены новые посты с пуленепробиваемыми стеклами. Для более грамотной организации движения используются 90 меняющихся знаков, 18 крупных табло, 21 камера наружного наблюдения, 34 устройства регистрации нарушения скоростного режима. На каждом посту установлены мониторы, компьютеры. Посты расположены также и на каждом въезде в город.
Грузовой транспорт, следующий через Москву транзитом, в принудительном порядке направляется по МКАД.
Расчетная скорость дороги
За состоянием дороги регулярно следят специальные организации. Служба эксплуатации МКАД была создана в рамках ГУП "Доринвест" специально для обеспечения нормальной эксплуатации МКАД в условиях сложного, капризного российского климата. В то время ГУП "Доринвест" возглавлял В. Истомин.
Еще на этапе реконструкции дороги в этом направлении были проведены серьезные мероприятия. В непосредственной близости от трассы, на расстоянии 25-
Для перехода через магистраль построено множество подземных и надземных пешеходных переходов: строительство надземных обходится дешевле, и выглядят они красиво. Даже для диких животных построены специальные туннели в заповеднике "Лосиный остров".
На новой МКАД хорошо развита инфраструктура. Вдоль дороги расположено огромное количество АЗС, магазинов, ресторанов и прочих нужных в пути объектов.
Сегодня в связи с постоянно растущим числом автомобилей МКАД работает с расчетной нагрузкой 2015 года. Но ни напряженная эксплуатация дороги, ни время, ни влияние техногенных факторов не сказались на работоспособности трассы в целом и на состоянии полотна дороги и искусственных сооружений.
Со дня завершения реконструкции МКАД прошло 11 лет. За это короткое время столичному правительству и строителям удалось совершить почти невозможное: по живому телу города, в условиях постоянного транспортного движения в Москве, были построены новые современные трассы. С вводом в строй МКАД и Третьего транспортного кольца жители столицы вздохнули несколько свободнее.
Работа в этом направлении только продолжается. Были начаты работы по сооружению Четвертого кольца, в ближайшем будущем предстоит реконструкция Садового и, быть может, Бульварного кольца. Положительную роль должно сыграть и строительство сети автомобильных дорог в Московской области.
В рамках программы реконструкции МКАД архитектурной мастерской А. Асадова была разработана и реализована серия широких торгово-пешеходных мостов, а также два большепролетных моста с арочной деревянной конструкцией.
В 2004 году с начала года и до Дня города велась реконструкция главной магистрали, ведущей к западной воздушной гавани столицы – участка Киевского шоссе от МКАД до аэротерминала "Внуково-1" и до правительственного аэропорта "Внуково-2", а также Боровского шоссе.
В 2006 году начались расширение трассы Манежная площадь-МКАД и реконструкция центра. Строительство новых транспортных развязок самым непосредственным образом повлияло на стоимость близлежащей недвижимости. Грандиозная реконструкция транспортной магистрали от Манежной площади до МКАД, по мнению риэлторов, серьезно изменила цены на квартиры в домах, попавших в зону реконструкции.
"Планируя реконструкцию трассы от Манежной площади до МКАД – Тверской улицы, Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, мы не ставили себе задачи сделать ее скоростной. Цель работ – избавиться от постоянных транспортных заторов", – рассказывал М. Крестмейн, заведующий отделом транспорта и дорог НИИ Генплана Москвы.
Строительство транспортных развязок началось осенью 2006 года одновременно на нескольких проблемных участках трассы – Пушкинской площади, площади Белорусского вокзала, в районе метро "Сокол". Работы планировалось завершить в 2008 году. Соответственно, все это время магистраль Манежная площадь - МКАД представляла собой сплошную пробку.
Также в 2006 году началась реконструкция развязок от Тверской улицы до МКАД. По словам мэра Москвы, все узлы, площади стали объектом серьезной реконструкции. На Тверской улице было организовано "практически бессветофорное движение", а на Триумфальной площади создали подземный паркинг, чтобы "исключить стоянку наверху, которая существует сегодня". На площади решили разбить газоны и высадить зеленые насаждения.
Площадь Белорусского вокзала также была радикально перестроена. "Будут освоены подземные пространства, все будет сделано симпатично, красиво. Мы вернем туда Горького (памятник) и сделаем обогреваемые поверхности", – сказал столичный градоначальник.
Говоря о районе Ходынка, Лужков отметил, что его необходимо "хорошо связать с Ленинградским шоссе и Третьим транспортным кольцом". Движение с Ленинградки на Ходынку и обратно планировалось организовать без перекрещивания дорог и светофоров, это будут полутоннельные варианты, по словам мэра.
Он отметил, что развилка Ленинградского и Волоколамского шоссе самая сложная. В ее реконструкции будет использоваться эстакадно-тоннельный вариант. Только на одном второстепенном участке будет стоять светофор.
"Основные потоки не будут пересекаться. Здесь мы устроим восьмиполосное движение в каждом направлении", - сообщил Лужков. – В районе Речного вокзала, на улице Фестивальной и еще в одной точке, при реконструкции также будет использовано тоннельное или эстакадное строительство, единого решения пока нет". В районе моста через Химкинское водохранилище дорога будет расширена до шести полос в каждом направлении.
В 2007 году началась реконструкция Бусиновской и Молодогвардейской транспортных развязок на МКАД. Эти развязки впоследствии станут частями высокоскоростных платных автомагистралей: трассы Москва - Петербург и дублера Минского шоссе. Останется ли бесплатным съезд с МКАД для тех, кто не намерен уезжать так далеко, пока неясно. Необходимая конкурсная документация для выбора заказчиков на проектирование и реконструкцию развязок была разработана в первом квартале 2007 года столичным департаментом по конкурентной политике. Источник финансирования работ стал известен сразу: этим занялся департамент экономической политики и развития города Москвы за счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда.
Реконструкция Бусиновской развязки, по расчетам городских властей, закончится уже в 2010 году. Отсюда в сторону области пойдет проектируемый дублер Ленинградского шоссе. Сразу за МКАД магистраль пересечет Лихачевское шоссе в районе Левобережного района города Химки, где будет перекинут автомобильный мост через канал имени Москвы.
Затем автострада двинется в сторону Шереметьево. Участок дублера до Шереметьевского шоссе планируется построить до 2010 года. Эта трасса станет частью высокоскоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, строительство которой оценивается в 241 млрд рублей. Благодаря новой дороге добраться до Северной столицы можно будет за пять-шесть часов.
Около
Работы на Молодогвардейской транспортной развязке, по прикидкам столичных чиновников, завершатся в 2009 году. Новая развязка станет частью проектируемого дублера Минского шоссе – соединительной автомагистрали от МКАД до автодороги М-1 "Беларусь". Трасса пройдет в обход города Одинцово, а дальше, в районе Лесного городка, пересечется с существующим Минским шоссе. По мнению властей Подмосковья, новая дорога поможет разгрузить Минское и Рублево-Успенское шоссе, а также пустить в объезд транзитный транспорт, который проходит через город Одинцово.
В первом квартале 2008 года была завершена реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Щербинки. Были проведены работы по расширению количества автомобильных полос до четырех, построено шесть подземных переходов и один автомобильный тоннель.
В проекте уточненного Генерального плана Москвы до 2025 года были приведены планы развития строительной отрасли в сегменте дорожно-мостового строительства.
Приоритетные задачи таковы:
- развитие системы кольцевых и поперечных направлений - Четвертого транспортного кольца, Северной и Южной рокад;
- развитие системы радиальных направлений, в том числе: реконструкция существующих и строительство новых магистралей; обеспечение ввода федеральных автомобильных дорог в пределы МКАД, приведение в соответствие планировочных параметров магистралей Москвы и автодорог Московской области.
Первоочередные мероприятия по развитию магистральной улично-дорожной сети до 2015 года включают в себя:
- до 2008 года – ввод участка Звенигородского проспекта от Живописной улицы до МКАД, в т. ч. двух глубоких тоннелей, совмещенных с трассой Митинско-Строгинской линии метрополитена и вантового мостового перехода через реку Москву; осуществление реконструкции Ленинградского проспекта на участке от Беговой улицы до ст. м. "Сокол";
- до 2010 года – завершение формирования Звенигородского проспекта, в том числе реконструкция транспортной развязки на пересечении с МКАД, ввод участка от 3-го Силикатного проезда до Живописной ул., строительство головного участка от Садовой-Кудринской ул. до пл. Краснопресненской Заставы; завершение реконструкции Ленинградского проспекта - Ленинградского шоссе со строительством транспортных развязок у ст. м. "Сокол", на пересечении с Головинским шоссе, Фестивальной ул. и мостового перехода через Химкинское водохранилище; строительство Четвертого транспортного кольца на участке от шоссе Энтузиастов до магистрали Химки-Новокосино (Северной рокады) и участков Северной рокады (входа автомагистрали Москва-Санкт-Петербург в пределы МКАД) на участке от МКАД до Четвертого транспортного кольца и от МКАД до границ города с выходом на автодорогу Москва-Ногинск, строительство дублера Кутузовского проспекта вдоль смоленского направления МЖД (вход автодороги Москва-Бородино в пределы МКАД) на участке от Сити до МКАД.
В этот же период будет начато строительство участка магистрали Рублево-Капотня с применением горнопроходческого комплекса Herrenknecht и сооружение отрезка Четвертого транспортного кольца на участке от Коломенского проезда до дублера Волгоградского проспекта с применением горнопроходческого комплекса большего диаметра;
- до