ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Всероссийский жилищный конгресс состоится в Сочи с 7 по 11 апреля 2025 года

Деловое мероприятие в сфере недвижимости пройдет с 7 по 11 апреля 2025 года в Университете «Сириус» – на конгрессно-выставочной площадке федерального уровня. Возможности Университета позволят организовать более 350 мероприятий деловой и культурной программы и принять порядка 10 000 участников рынка со всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных в профессиональном развитии стать св...

Утвержден новый порядок предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции

Минпромторг России утвердил решение о порядке предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции в 2025 году. Российский экспортный центр (Группа ВЭБ.РФ) выступает агентом Правительства, реализующим данную меру поддержки. С 2025 года предоставление господдержки будет осуществляться по результатам конкурса исходя из заявленных компаниями показателей результат...

Минстрой России проводит комплексную работу по нормативно-техническому регулированию строительной отрасли

В рамках этой деятельности в 2024 году было разработано и утверждено 147 документов. «Нормативное-техническое регулирование строительной отрасли является фундаментом ее развития в том числе в рамках реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на достижение целей, определенных Президентом России в Указе №309. В этом году Минстроем России подготовлено и утве...

Москва стала первым городом в России, заключившим специальные контракты на поставку лифтового оборудования

Карачаровский и Щербинский лифтостроительные заводы обеспечат поставку более 45 тысяч лифтов в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. «В рамках выполнения специальных контрактов заводы проведут масштабную модернизацию, построят новые производстве...

Ростех формирует девелоперскую компанию для решения жилищных проблем специалистам компании

Ростех создает дочернюю компанию «РТ-Девелопмент». Одной из ее задач станет обеспечение доступным корпоративным жильем работников, в том числе молодых специалистов. Это актуальная задача в условиях растущей производственной нагрузки и высоких кадровых потребностей Корпорации, с учетом высокой ключевой ставки и удорожания ипотеки. Курирует работу новой структуры заместитель главы Ростеха, предсе...

Возрождение Сибири: RODINA Hotels формирует новый взгляд на Иркутск как на туристическое направление

Альянс отелей RODINA Hotels объявляет об официальном открытии RODINA Grand Hotel & SPA Irkutsk - первого отеля сети в Иркутской области. Расположенный в возрожденном здании Курбатовских бань на набережной Ангары в центре Иркутска, этот пятизвёздочный отель знаменует новый этап развития гостеприимства Сибири. Инициатором воссоздания объекта культурного наследия несколько лет назад выступил мецен...

31 Мая 2010

Городская мозаика

Городская мозаика
Города, как люди, рождаются, живут и даже умирают. Соответственно, непрерывно меняется и их облик.

До сравнительно недавнего времени – как минимум до начала прошлого века – пертурбации в архитектурной среде воспринимались жителями полисов как нечто само собой разумеющееся: вряд ли кто-то всерьез протестовал, например, при возведении внутри московского Кремля Большого Екатерининского дворца или тем более при сносе Бастилии. Но с течением лет термин «исторический облик» не только стал править градостроительными концепциями, но в определенной степени оказался тормозом развития.

Баталии сторонников неизменности облика городов и поборников активного изменения исторической среды весьма серьезны и бывают даже кровопролитны – достаточно вспомнить недавние события близ Покровского бульвара в Москве. Тем не менее возможность «примирения непримиримых» все же существует – на базе современной концепции неорационализма.


Мозаичная «радуга»

Новая архитектура неорационализма предлагает воспринимать городскую среду не как консервативную «застывшую музыку», но как живой организм, который растет, развивается, изменяется в соответствии с духом времени.

В своей программной книге «Архитектура города» яркий представитель миланской школы неорационализма Альдо Росси декларировал, что город живет лишь в развитии, «прорастая» через культурные слои. Живой организм нельзя просто законсервировать, чтобы исторические достопримечательности не мумифицировались, они должны обрести новые функции. С другой стороны, современные сооружения должны органично входить в сложившуюся среду, не ломая ее. Иными словами, костяк старого города – историческая застройка – может обрасти «плотью» новых функциональных зданий.

Естественной площадкой для воплощения в жизнь этой теории стал Милан – родина современной итальянской архитектурной школы, причем, надо отметить, эксперимент оказался удачным. Возьмем, например, старый миланский район Porta Nuova – Garibaldi. Изначально это была типичная промзона, которая тем не менее включала исторический квартал Brera и фешенебельную улицу Corso Como, а также железнодорожный вокзал пригородных поездов Porta Garibaldi F. N. Кардинальное и вместе с тем бережное изменение облика района началось два десятка лет назад, когда вся Италия готовилась к Чемпионату мира по футболу 1990 года и старые города спешно приводили себя в порядок.

В стремлении сделать красиво был соблазн пойти по пути примитивного историзма – например, просто снести невыразительные на первый взгляд постройки середины прошлого века. Но миланцы нашли другое решение – превратить конструктивистские здания в артобъекты, архитектурные доминанты, подчеркивающие неповторимость городской среды. Благодаря такому подходу площадь рядом со станцией Porta Garibaldi получила новую достопримечательность – башню «Радуга».

Изначально, конечно, стандартная водонапорная башня 60-х годов ничем особенным не отличалась. Однако речь о сносе не шла – «высотка» активно использовалась по назначению. Поэтому архитекторы пошли по пути нетривиальному – башню решили декорировать. Преображение произошло по меркам строительства почти мгновенно – всего за месяц тридцатипятиметровое сооружение превратили в яркий мозаичный столп, поражающий чистотой цветов.

Для этой метаморфозы башню пришлось кропотливо готовить: укрепить основание, отшлифовать стены. Затем тысячу квадратных метров внешней поверхности облицевали разноцветной керамической плиткой.

В данном случае интерес представляло и то, что плитку не заказывали специально, а буквально купили в магазине. После анализа предложений на местном рынке выбрали керамику, которую разработали и произвели в компании MARAZZI, – популярную коллекцию Colori (в переводе – «цвет»).

Плитку брали разную по величине (10х10 и 20х20 см) и четырнадцати разных цветов. Узор сознательно делали несложным, потому что визитной карточкой новой достопримечательности стала именно раскраска. Она связала в единый ансамбль обновленную башню, знаменитый небоскреб Gio Ponti и башенки железнодорожного вокзала.


Самоорганизующаяся Россия

Добавим, что принципы неорационализма, толкующие город как самоорганизующийся объект, постепенно адаптируются и в России. Все больше новых кварталов в наших городах проектируются и строятся с учетом дальнейшего их развития. Кроме того, все чаще отечественные архитекторы применяют монументальные техники, такие как керамика и фрески. Началось это, надо сказать, достаточно давно – еще в советские времена, когда новые панельные кварталы, внешне неброские, стали активно украшать подобным декором. Достаточно отметить, например, уникальную (самую большую в Европе) мозаику на фронтонах библиотеки II Медицинского института им. Пирогова в московском Тропареве. Простое здание кубической формы благодаря многофигурной смальтовой композиции настолько необычно и ярко смотрится, что давно превратилось в достопримечательность окраинного городского микрорайона и хорошо известно специалистам во всем мире.

Если говорить о недавних «неорационалистичных» архитектурных удачах, следует вспомнить новый красноярский квартал «Южный Берег», который разрабатывался и строится с максимальным учетом сложившейся среды центра города и особенностей природных рельефов. При этом подобно миланской «Радуге» одной из главных особенностей этого района является необычная для России яркость и сочность цветового решения. «Моей задачей, – говорит Александр Янкевич, архитектор проекта, – было «задрапировать» район, сделать его необычным и запоминающимся. Выбранные цвета – яркий терракотово-желтый и сине-фиолетовый – соответствуют духу нового квартала, его названию. Цвета заката, солнца, моря в людях вызывают самые положительные чувства. Особенно сибирской зимой: Красноярск – город промышленный, все серое: дома, снег. Восемь месяцев в году темно. Хочется цвета и солнца. И мы даем эту возможность – яркое цветовое пятно в центре города».

Интересно, что, как и в Милане, керамогранитная плитка для облицовки первой очереди «Южного Берега» изготовлена на российских предприятиях компании MARAZZI, той самой, что поставляла облицовку для миланской «Радуги». Правда, в этом случае пришлось делать специальный заказ: столь яркие цвета до недавних пор в России востребованы не были.

В той же парадигме проектировался и возводился новый московский район на месте Ходынского поля, где предусмотрены не только стандартные инфраструктурные объекты, но и пространство для роста и развития. Кроме того, это, пожалуй, единственный квартал в «новой» Москве, где нашлось место гармоничному сочетанию самых авангардных «скульптурных» зданий – вроде «дома-волны» или футуристичного черно-белого «домино» – и массовой вроде бы стандартной, но интересной жилой застройки. И здесь тоже принцип неорационализма – сочетание архитектурной и художественной целостности и возможности гармоничного роста и развития – соблюден не хуже, чем в Италии.

Симптоматично, что новые тенденции коснулись не только мегаполисов вроде Красноярска или Москвы, но и малых городов. Можно упомянуть, например, старинный подмосковный Дмитров, который буквально за десятилетие превратился в своеобразный интерактивный театр-музей городского быта конца позапрошлого века. Новая застройка, соседствующая с исторической, не просто стилизована под старину, но со вкусом и долей юмора декорирована. Современные здания органично вписались в ландшафт, они стали его логическим продолжением, ненавязчиво акцентируя общий замысел. На это работают и скульптурные композиции, ставшие местной достопримечательностью и сделавшие Дмитров туристическим центром местного значения.

Не менее интересен и опыт древнего Боровска в Калужской области. Здесь, правда, новой застройки почти нет, однако усилиями местного энтузиаста – художника Владимира Овчинникова – город прогремел на всю Россию. Все благодаря фрескам, которыми расписано множество старых домов городка. Темы разные – от исторических (протопоп Аввакум) до бытовых. Фрески не просто оживляют пейзаж, они гармонизируют среду, связывают воедино смешанную, как и во множестве других российских поселений, архитектуру – старинную и конструктивистскую, советскую.

Почти сто лет назад, в начале 20-х годов прошлого века, родоначальники итальянской ветви конструктивизма (из их экспериментов родилась миланская школа) в своем «Манифесте семи» писали: «Родился «новый дух»… Доказательство того, что мы стоим на пороге эпохи, которой суждено обрести собственный, четко определенный характер, мы видим постоянно в совершенном соответствии между собой различных видов искусства. То влияние, которое они оказывают друг на друга, и есть признак эпохи, способной создать свой стиль». Судя по тому, как широко распространился этот дух, новая эпоха действительно наступила…


Н. ФИДАНЯН, компания Kerama Marazzi

Кол-во просмотров: 14218
На правах рекламы
Яндекс.Метрика