Любое технически сложное оборудование перед началом эксплуатации нуждается в проверке, и компрессор не исключение. О том, какие подготовительные мероприятия необходимо произвести перед запуском и на что обратить внимание при дальнейшем обслуживании, рассказывает Максим Миронов, продавец-консультант «Леруа Мерлен», Ярославль.
Этап первый: визуальный осмотр
Наружный осмотр установки начинается с проверки целостности корпуса. На нем не должно быть вмятин, трещин и иных деформаций, которые могут негативно повлиять на работу оборудования. При этом возможные потеки масла не всегда свидетельствуют о наличии дефектов, поскольку смазка могла пролиться при транспортировке. В любом случае, при обнаружении масла на корпусе необходимо удалить потеки и проверить, не появляется ли течь вновь.
Необходимо также проверить силовые кабели на отсутствие перегибов, порезов, признаков плавления изоляционного слоя. Помимо этого, осматриваются вилка и контактный разъем. При выявлении дефектов оборудование подлежит ремонту или замене.
После этого необходимо убедиться в герметичности пневматической магистрали. Поскольку подача воздуха осуществляется под высоким давлением, любое, даже незначительное нарушение целостности шланга может привести к снижению производительности установки. Если магистраль имеет внешние повреждения, но оценить их серьезность при визуальном осмотре не получается, шланг можно погрузить в воду и определить состояние изделия по наличию/отсутствию пузырьков, указывающих на утечку.
Если компрессор имеет ременной привод, то перед первым запуском необходимо проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении происходит проскальзывание ремня, появляется вибрация, возникает перегрев шкивов и поршневого блока с последующим снижением КПД. Напротив, когда ремень перетянут, возрастает нагрузка на подшипники, а также происходит перегрев электродвигателя. Для проверки натяжения нужно снять защитное ограждение, надавить на ремень перпендикулярно к середине и измерить прогиб – для большинства моделей он не должен превышать 5-6 мм.
Этап 2: проверка и корректировка уровня масла
Прежде чем начинать проверку, необходимо правильно установить компрессор. При наличии транспортных колес их следует смонтировать на корпус и застопорить. Также важно, чтобы агрегат располагался на ровной поверхности – это позволяет исключить неравномерную смазку рабочих элементов. Если агрегат используется внутри помещения, то расстояние до стены или другого оборудования должно быть не менее одного метра. Это обеспечит свободный приток воздуха к двигателю.
Проверить уровень масла можно при помощи смотрового окна, которое располагается на поршневом блоке. Ориентиром выступает метка на стекле. Если масла недостаточно, необходимо отвинтить пробку заливного отверстия и долить масло выше уровня отметки. В дальнейшем – уже в ходе эксплуатации – необходимо будет также следить за цветом масла. Его побеление указывает на присутствие в составе воды, потемнение – на сильный перегрев. В обоих случаях масло рекомендуется заменить.
Этап 3: подготовка к запуску
Компрессор нужно установить на горизонтальную, ровную площадку, чтобы исключить неравномерную смазку узлов и рабочих элементов. Если агрегат используется внутри помещения, то расстояние до стены или другого оборудования должно быть не менее одного метра. Это обеспечит свободный приток воздуха к двигателю и облегчит обслуживание.
Далее требуется установить воздушный фильтр заменить заглушку на сапун в маслозаливном отверстии и соединить компрессор с потребителем сжатого воздуха, используя соответствующие трубопроводы и пневмоарматуру. Также важно проверить резервуар с конденсатом – для этого нужно открыть кран слива конденсата, а затем закрыть его.
Первый запуск компрессора происходит в холостом режиме, при котором еще раз проверяются давление масла, равномерность подачи смазки ко всем участкам (при работе оборудования не должны слышаться посторонние шумы). После того как все этапы проверки работоспособности выполнены, компрессор можно включать в штатном режиме с рабочей нагрузкой.
Периоды обслуживания компрессора и нюансы ухода
Через 1-2 часа после первого запуска следует остановить компрессор и дать поршневому блоку охладиться до температуры окружающей среды. У остывшего оборудования нужно подтянуть болты головок цилиндров – это позволит компенсировать температурную усадку. Момент затяжки зависит от резьбы, ниже приведена таблица для наиболее распространенных вариантов:
Резьба |
Мин. момент затяжки |
Макс. момент затяжки |
М6 |
9 Н*м |
11 Н*м |
М8 |
22 Н*м |
27 Н*м |
М10 |
45 Н*м |
55 Н*м |
М12 |
76 Н*м |
93 Н*м |
Что касается дальнейшего обслуживания, то здесь стоит выделить следующие рекомендации:
Ежедневно:
- Контроль и корректировка уровня масла.
- Проверка плотности соединений воздухопроводов. Производится на выключенной установке при давлении в ресивере не более 0,5-0,7 МПа. При обнаружении шумов необходимо подтянуть соединение.
- Слив конденсата из ресивера. При выполнении обслуживания компрессор должен быть выключен, давление в ресивере – не более 0,2-0,3 МПа. Если процедурой пренебрегать, то образовавшийся конденсат будет попадать в пневмолинию, а детали самого ресивера будут корродировать и покрываться ржавчиной.
- Очистка устройства от пыли и загрязнений.
После первых 50 часов работы:
- Проверка натяжения ремня.
- Проверка усилия затяжки болтов головок цилиндров.
После первых 100 часов работы (и каждые последующие 100 часов):
- Замена масла.
- Проверка всасывающего воздушного фильтра. Снижение его пропускной способности вследствие загрязненности не только увеличивает расход электроэнергии, но и может привести к поломке всасывающего, нагнетательного или обратного клапанов, поэтому очистку фильтра следует производить регулярно.
После первых 300 часов работы (и каждые последующие 300 часов):
- Проверка натяжения ремня
- Проверка прочности болтовых соединений поршневого блока, электродвигателя, платформы. Важно, чтобы шкивы электродвигателя и поршневого блока всегда находились в одной плоскости.
После первых 600 часов работы (и каждые последующие 600 часов) – замена всасывающего воздушного фильтра.
После первых 1200 часов работы (и каждые последующие 1200 часов) – очистка обратного клапана от загрязнений.
О чем важно помнить при работе с компрессором
- Температура воздуха в помещении, в котором работает компрессор, должна быть в пределах от +5°С до +35°С. Не допускается эксплуатация оборудования в неотапливаемых помещениях в зимний период.
- Для заправки компрессора рекомендуется использовать специальные компрессорные масла вязкостью 100 мм2/с при 40°С. Маркировка такой продукции, как правило, включает в себя аббревиатуры 100 VDL или 100 ISO. Не допускается заливать в компрессор автомобильные моторные масла. Кроме того, для поршневых компрессоров не подходят смазочные материалы, предназначенные для винтовых компрессоров (и наоборот).
- При работе с компрессорным оборудованием необходимо использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, очки).
Заключение
Своевременное обслуживание компрессоров так же важно, как покупка оборудования в проверенных местах (фирменных магазинах, строительных гипермаркетах). При соблюдении этих правил устройство может бесперебойно служить на протяжении многих лет даже при интенсивной эксплуатации профессиональными строителями.