ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

27 Сентября 2012

Каналы страны Советов (часть 2)

Каналы страны Советов (часть 2)
Тем не менее, опыт строительства Беломоро-Балтийского канала был признан успешным. И рабочих стали отправлять на строительство нового гиганта, канал Москва-Волга (или канал имени Москвы).

Эта водная артерия строится с 1932 по 1937 год. Начинается этот канал от правого берега Волги, там, где позже возникнет город Дубна, проходит Дмитров, Долгопрудный и Химки. На пути водоканала создано 7 водохранилищ, множество гидроузлов, включающих 9 шлюзов и 8 ГЭС. Протяженность канала - 128 километров. Весь путь до Москвы вода проделывает не самотеком, а с помощью насосных станций, поднимающихся на Клинско - Дмитровскую гряду на 50 метров выше уровня моря.

Еще до того, как сделать Москву портом пяти морей, столицу нужно было напоить. Прежде склоны Москвы-реки были покрыты бурьяном, единственная водная артерия растущего города являла собой жалкое зрелище. Ручеек метра 1,5 глубиной, половину своей влаги отдающий городским нуждам. Водопроводом были оснащены меньше половины столичных домовладений. Именно поэтому необходимо было заставить Волгу течь мимо Кремля.

Почти в половину короче Беломора, канал Москва-Волга превосходит своего предшественника по объему воды в 7 раз. Он задуман глубже почти на метр, шире в два раза, с просторными шлюзами. Над его убранством трудится дюжина лучших советских архитекторов. Консультантом назначен мэтр отечественной промышленной архитектуры, Виктор Веснин. Автор грандиозного ДнепроГЭСа, Веснин был идеологом русского конструктивизма, архитектуры будущего. Но другой консультант, сапожник по профессии, Лазарь Коганович, отправил архитектора за вдохновением в далекое прошлое. Гидротехника Римской Империи – вот наиболее подходящий пример, решил первый секретарь Московского комитета партии большевиков. Было принято решение сделать так же, как в Римской Империи, только из бетона. Башни управления шлюзами были украшены беседками, в которых никто никогда не беседовал.

Попасть туда можно только приставным лестницам.  Единственным общедоступным местом канала Москва-Волга стал Северный Речной вокзал.

Шпиль вокзала, оснащенный кремлевской звездой, был задуман как сигнальная мачта, она раздвигается, как подзорная труба, символизируя начало и конец навигации. Но за все эти годы никто мачту-шпиль так и не раздвинул.

Принцип опоры на собственные силы, вмененный строителям Беломорканала, был отброшен. Канал Москва – Волга строила вся страна. Заводы всего Союза отдавали этой стройке свой металл, свои механизмы и труд своих людей. Для того, чтобы обеспечить механизацию на этом канале в НКВД передали Ковровский пулеметный завод. В строительстве участвовала настоящая, а не деревянная техника, отделочный камень всех мастей, одних только ступенек для лестниц 9 каменных километров. Затраты на столичный канал многократно превысили затраты на Беломоро – Балтийский. Если деревянный канал обошелся стране в 80 миллионов рублей, то бетонированный – в 1,5 миллиарда рублей, что в 19 раз дороже. И это при том, что экономию никто не отменял! В начале 1935 года руководство строительства сообщило, что финансирование стройки сокращено на четверть.

По официальным данным ГУЛАГа, с 14 сентября 1932 по 31 января 1938 на строительстве канала Москва – Волга погибло 22842 человека. Многие из этих людей лежат по трассе канала в безымянных братских могилах, ведь возможности произвести нормальное захоронение, особенно зимой, не было.

Всего же стройку прошли 700 000 заключенных. Лагерь канала стал крупнейшим в стране. Центр его располагался на середине трассы канала, в подмосковном Дмитрове. Отсюда и название лагеря – Дмитлаг НКВД СССР. Перевезенная из Карелии система хозяйствования под боком у столицы только добавила лоска. В перечне должностей лагеря были и актер, и акушерка, и бутафор тетра, гриммировщик, капельмейстер дирижер, клубный и музейный работник, мыловар, няня, научный сотрудник, официантка, пчеловод, работница по очистке белья от гнид, режиссер, суфлер, трубач, фотограф., часовой мастер, шапочник, ювелир, и даже юрисконсульт.

Лагерь имел свою киногруппу, развлекавшую заключенных своими постановками.  Спорт на строительстве канала был представлен собственным отделением общества Динамо. Общество было столь мощное, что в 35 году целых 300 заключенных динамовцев участвовали в физкультурном параде на Красной площади! Все эти не вполне необходимые на производстве вещи легко оправдывались требованиями перековки. По итогам строительства 55 000 заключенных были досрочно освобождены и наделены паспортами. Для многих тысяч трасса канала стала трассой в новую жизнь. Развитой ГУЛАГ стал государством в государстве.

27 марта 1937 волжская вода стала заполнять русло канала Москва - Волга. Члены правительства, Сталин, Ворошилов, Молотов и Ежов посетили канал 22 апреля без особой помпы. Официальное открытие канала, сделавшее Москву портом трех морей, обошлось водным праздником без участия руководства. Волжская вода оживила Москву-реку, наполнила московские ванны. Но канал был слишком мелок для лайнеров. Судоходным, а не только водопроводным канал стал спустя 10 лет, в 1947, когда налились два огромных водохранилища, Угличское и Рыбинское. Осенью 1941, когда Москва спешно эвакуировалась, канал к этому оказался непригоден. К тому времени не был готов Угличский шлюз, и выйти на Волгу не представлялось возможным. Ввиду фашистского наступления часть оборудования канала Москва-Волга эвакуировали, часть – взорвали.

Беломоро – Балтийский канал тоже принес больше опасности, чем пользы. Это из-за него погибали в болотах пятеро девчонок и старшина из книги Васильева «А зори здесь тихие». К тому моменту канал уже полгода бездействовал. Весь его южный склон наши войска взорвали еще в 1941, чтобы остановить наступление финнов, обрушив на их  танки тонны воды.

К амбициозному превращению Москвы в порт пяти морей вернулись немедленно после войны, в 46 – м году. В июне этого года был дан старт Волго–Дону, который должен был стать судоходным и оросительным каналом. Его назначением стало обводнить засушливые земли Ростовской и Сталинградской областей. Волго–Донской канал строился с 1948 по 1952 год в месте наибольшего сближения двух великих рек. Трасса канала начиналась южнее Волгограда и заканчивалась у города Калач – на - Дону. На протяжении 101 километра было создано 13 шлюзов, 3 насосные станции, подававшие воду в канал из Дона, устроено 4 водохранилища. Крупнейшее из них, Цимлянское в ширине достигает 38 километров, а сеть его оросительных каналов в длину составляет более 300 километров. Плотина, удерживающая Цимлянское озеро-море занесена в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшее сооружение из песка. Ее длина почти 13 километров, а высота – 32 метра. На ней одновременно с каналом выстроена Цимлянская ГЭС.

От всех предыдущих строек эту отличала полная механизация процесса. На Волго - Доне не было ни лопат, ни тачек, только машины. А предметом гордости был шагающий экскаватор, напоминающий железное чудище. Его ковш по размерам приравнивался к целому экскаватору предыдущего поколения, а экипаж насчитывал 17 человек. Кроме того, у этого экскаватора был собственный парторг. Для создания машин на Волго-Донское строительство трудился весь Уралмаш. Эту стройку называли «великой стройкой коммунизма» Молодежь почитала за счастье попасть на эту стройку, но награждали такой поездкой только самых талантливых. Какая ирония: то, что раньше считалось каторгой, превратилось в привилегию.

Но чудес не бывает. Строительство третьего канала, как и первых двух велось силами все того же ГУЛУГа. Через Волго–Дон прошло около 300 000 заключенных. Вольную же молодежь, прибывшую на стройку коммунизма по зову партии называли комсомольцами.

В мае 1949 сроки строительства Волго-Дона сокращаются на целых два года. Канал необходимо сдать уже не в 53-м, а в 51-м. Вроде бы такое ускорение было вызвано желание открыть новую водную магистраль. Помимо орошения она была бы еще и удобным путем для экспорта на запад. Особенно для доставки грузов в страны социалистического лагеря, которыми приросла страна после войны. Но была еще и внутренняя причина спешки: потеряв в войне около 20 миллионов граждан, Союз нуждался в рабочих руках, как никогда. Помимо Волго–Дона рабочие были нужны еще во многих местах полуразрушенной, но готовящейся к новой атомной войне стране. Также ускорение строительства объяснялось небывалой его механизацией – один шагающий экскаватор заменял 10 000 землекопов. Уже через полгода после объявленного ускорения пересматриваются устаревшие и заниженные нормы выработки. Особо ударно трудящихся награждали званиями героев труда.

В сроки строительство не уложилось. Канал открыли не в 1951, а летом 1952 года. Сталин на открытие  не приехал и имени своего каналу не пожаловал. Волго–Дону досталось имя Ленина, хотя вся его архитектура говорила о генералиссимусе…


Д. Третьева

Кол-во просмотров: 13914
На правах рекламы
Яндекс.Метрика