ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Всероссийский жилищный конгресс состоится в Сочи с 7 по 11 апреля 2025 года

Деловое мероприятие в сфере недвижимости пройдет с 7 по 11 апреля 2025 года в Университете «Сириус» – на конгрессно-выставочной площадке федерального уровня. Возможности Университета позволят организовать более 350 мероприятий деловой и культурной программы и принять порядка 10 000 участников рынка со всех регионов России. Приглашаем всех заинтересованных в профессиональном развитии стать св...

Утвержден новый порядок предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции

Минпромторг России утвердил решение о порядке предоставления компенсации затрат экспортеров на транспортировку промышленной продукции в 2025 году. Российский экспортный центр (Группа ВЭБ.РФ) выступает агентом Правительства, реализующим данную меру поддержки. С 2025 года предоставление господдержки будет осуществляться по результатам конкурса исходя из заявленных компаниями показателей результат...

Минстрой России проводит комплексную работу по нормативно-техническому регулированию строительной отрасли

В рамках этой деятельности в 2024 году было разработано и утверждено 147 документов. «Нормативное-техническое регулирование строительной отрасли является фундаментом ее развития в том числе в рамках реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на достижение целей, определенных Президентом России в Указе №309. В этом году Минстроем России подготовлено и утве...

Москва стала первым городом в России, заключившим специальные контракты на поставку лифтового оборудования

Карачаровский и Щербинский лифтостроительные заводы обеспечат поставку более 45 тысяч лифтов в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. «В рамках выполнения специальных контрактов заводы проведут масштабную модернизацию, построят новые производстве...

Ростех формирует девелоперскую компанию для решения жилищных проблем специалистам компании

Ростех создает дочернюю компанию «РТ-Девелопмент». Одной из ее задач станет обеспечение доступным корпоративным жильем работников, в том числе молодых специалистов. Это актуальная задача в условиях растущей производственной нагрузки и высоких кадровых потребностей Корпорации, с учетом высокой ключевой ставки и удорожания ипотеки. Курирует работу новой структуры заместитель главы Ростеха, предсе...

Возрождение Сибири: RODINA Hotels формирует новый взгляд на Иркутск как на туристическое направление

Альянс отелей RODINA Hotels объявляет об официальном открытии RODINA Grand Hotel & SPA Irkutsk - первого отеля сети в Иркутской области. Расположенный в возрожденном здании Курбатовских бань на набережной Ангары в центре Иркутска, этот пятизвёздочный отель знаменует новый этап развития гостеприимства Сибири. Инициатором воссоздания объекта культурного наследия несколько лет назад выступил мецен...

27 Сентября 2012

Каналы страны Советов (часть 2)

Каналы страны Советов (часть 2)
Тем не менее, опыт строительства Беломоро-Балтийского канала был признан успешным. И рабочих стали отправлять на строительство нового гиганта, канал Москва-Волга (или канал имени Москвы).

Эта водная артерия строится с 1932 по 1937 год. Начинается этот канал от правого берега Волги, там, где позже возникнет город Дубна, проходит Дмитров, Долгопрудный и Химки. На пути водоканала создано 7 водохранилищ, множество гидроузлов, включающих 9 шлюзов и 8 ГЭС. Протяженность канала - 128 километров. Весь путь до Москвы вода проделывает не самотеком, а с помощью насосных станций, поднимающихся на Клинско - Дмитровскую гряду на 50 метров выше уровня моря.

Еще до того, как сделать Москву портом пяти морей, столицу нужно было напоить. Прежде склоны Москвы-реки были покрыты бурьяном, единственная водная артерия растущего города являла собой жалкое зрелище. Ручеек метра 1,5 глубиной, половину своей влаги отдающий городским нуждам. Водопроводом были оснащены меньше половины столичных домовладений. Именно поэтому необходимо было заставить Волгу течь мимо Кремля.

Почти в половину короче Беломора, канал Москва-Волга превосходит своего предшественника по объему воды в 7 раз. Он задуман глубже почти на метр, шире в два раза, с просторными шлюзами. Над его убранством трудится дюжина лучших советских архитекторов. Консультантом назначен мэтр отечественной промышленной архитектуры, Виктор Веснин. Автор грандиозного ДнепроГЭСа, Веснин был идеологом русского конструктивизма, архитектуры будущего. Но другой консультант, сапожник по профессии, Лазарь Коганович, отправил архитектора за вдохновением в далекое прошлое. Гидротехника Римской Империи – вот наиболее подходящий пример, решил первый секретарь Московского комитета партии большевиков. Было принято решение сделать так же, как в Римской Империи, только из бетона. Башни управления шлюзами были украшены беседками, в которых никто никогда не беседовал.

Попасть туда можно только приставным лестницам.  Единственным общедоступным местом канала Москва-Волга стал Северный Речной вокзал.

Шпиль вокзала, оснащенный кремлевской звездой, был задуман как сигнальная мачта, она раздвигается, как подзорная труба, символизируя начало и конец навигации. Но за все эти годы никто мачту-шпиль так и не раздвинул.

Принцип опоры на собственные силы, вмененный строителям Беломорканала, был отброшен. Канал Москва – Волга строила вся страна. Заводы всего Союза отдавали этой стройке свой металл, свои механизмы и труд своих людей. Для того, чтобы обеспечить механизацию на этом канале в НКВД передали Ковровский пулеметный завод. В строительстве участвовала настоящая, а не деревянная техника, отделочный камень всех мастей, одних только ступенек для лестниц 9 каменных километров. Затраты на столичный канал многократно превысили затраты на Беломоро – Балтийский. Если деревянный канал обошелся стране в 80 миллионов рублей, то бетонированный – в 1,5 миллиарда рублей, что в 19 раз дороже. И это при том, что экономию никто не отменял! В начале 1935 года руководство строительства сообщило, что финансирование стройки сокращено на четверть.

По официальным данным ГУЛАГа, с 14 сентября 1932 по 31 января 1938 на строительстве канала Москва – Волга погибло 22842 человека. Многие из этих людей лежат по трассе канала в безымянных братских могилах, ведь возможности произвести нормальное захоронение, особенно зимой, не было.

Всего же стройку прошли 700 000 заключенных. Лагерь канала стал крупнейшим в стране. Центр его располагался на середине трассы канала, в подмосковном Дмитрове. Отсюда и название лагеря – Дмитлаг НКВД СССР. Перевезенная из Карелии система хозяйствования под боком у столицы только добавила лоска. В перечне должностей лагеря были и актер, и акушерка, и бутафор тетра, гриммировщик, капельмейстер дирижер, клубный и музейный работник, мыловар, няня, научный сотрудник, официантка, пчеловод, работница по очистке белья от гнид, режиссер, суфлер, трубач, фотограф., часовой мастер, шапочник, ювелир, и даже юрисконсульт.

Лагерь имел свою киногруппу, развлекавшую заключенных своими постановками.  Спорт на строительстве канала был представлен собственным отделением общества Динамо. Общество было столь мощное, что в 35 году целых 300 заключенных динамовцев участвовали в физкультурном параде на Красной площади! Все эти не вполне необходимые на производстве вещи легко оправдывались требованиями перековки. По итогам строительства 55 000 заключенных были досрочно освобождены и наделены паспортами. Для многих тысяч трасса канала стала трассой в новую жизнь. Развитой ГУЛАГ стал государством в государстве.

27 марта 1937 волжская вода стала заполнять русло канала Москва - Волга. Члены правительства, Сталин, Ворошилов, Молотов и Ежов посетили канал 22 апреля без особой помпы. Официальное открытие канала, сделавшее Москву портом трех морей, обошлось водным праздником без участия руководства. Волжская вода оживила Москву-реку, наполнила московские ванны. Но канал был слишком мелок для лайнеров. Судоходным, а не только водопроводным канал стал спустя 10 лет, в 1947, когда налились два огромных водохранилища, Угличское и Рыбинское. Осенью 1941, когда Москва спешно эвакуировалась, канал к этому оказался непригоден. К тому времени не был готов Угличский шлюз, и выйти на Волгу не представлялось возможным. Ввиду фашистского наступления часть оборудования канала Москва-Волга эвакуировали, часть – взорвали.

Беломоро – Балтийский канал тоже принес больше опасности, чем пользы. Это из-за него погибали в болотах пятеро девчонок и старшина из книги Васильева «А зори здесь тихие». К тому моменту канал уже полгода бездействовал. Весь его южный склон наши войска взорвали еще в 1941, чтобы остановить наступление финнов, обрушив на их  танки тонны воды.

К амбициозному превращению Москвы в порт пяти морей вернулись немедленно после войны, в 46 – м году. В июне этого года был дан старт Волго–Дону, который должен был стать судоходным и оросительным каналом. Его назначением стало обводнить засушливые земли Ростовской и Сталинградской областей. Волго–Донской канал строился с 1948 по 1952 год в месте наибольшего сближения двух великих рек. Трасса канала начиналась южнее Волгограда и заканчивалась у города Калач – на - Дону. На протяжении 101 километра было создано 13 шлюзов, 3 насосные станции, подававшие воду в канал из Дона, устроено 4 водохранилища. Крупнейшее из них, Цимлянское в ширине достигает 38 километров, а сеть его оросительных каналов в длину составляет более 300 километров. Плотина, удерживающая Цимлянское озеро-море занесена в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшее сооружение из песка. Ее длина почти 13 километров, а высота – 32 метра. На ней одновременно с каналом выстроена Цимлянская ГЭС.

От всех предыдущих строек эту отличала полная механизация процесса. На Волго - Доне не было ни лопат, ни тачек, только машины. А предметом гордости был шагающий экскаватор, напоминающий железное чудище. Его ковш по размерам приравнивался к целому экскаватору предыдущего поколения, а экипаж насчитывал 17 человек. Кроме того, у этого экскаватора был собственный парторг. Для создания машин на Волго-Донское строительство трудился весь Уралмаш. Эту стройку называли «великой стройкой коммунизма» Молодежь почитала за счастье попасть на эту стройку, но награждали такой поездкой только самых талантливых. Какая ирония: то, что раньше считалось каторгой, превратилось в привилегию.

Но чудес не бывает. Строительство третьего канала, как и первых двух велось силами все того же ГУЛУГа. Через Волго–Дон прошло около 300 000 заключенных. Вольную же молодежь, прибывшую на стройку коммунизма по зову партии называли комсомольцами.

В мае 1949 сроки строительства Волго-Дона сокращаются на целых два года. Канал необходимо сдать уже не в 53-м, а в 51-м. Вроде бы такое ускорение было вызвано желание открыть новую водную магистраль. Помимо орошения она была бы еще и удобным путем для экспорта на запад. Особенно для доставки грузов в страны социалистического лагеря, которыми приросла страна после войны. Но была еще и внутренняя причина спешки: потеряв в войне около 20 миллионов граждан, Союз нуждался в рабочих руках, как никогда. Помимо Волго–Дона рабочие были нужны еще во многих местах полуразрушенной, но готовящейся к новой атомной войне стране. Также ускорение строительства объяснялось небывалой его механизацией – один шагающий экскаватор заменял 10 000 землекопов. Уже через полгода после объявленного ускорения пересматриваются устаревшие и заниженные нормы выработки. Особо ударно трудящихся награждали званиями героев труда.

В сроки строительство не уложилось. Канал открыли не в 1951, а летом 1952 года. Сталин на открытие  не приехал и имени своего каналу не пожаловал. Волго–Дону досталось имя Ленина, хотя вся его архитектура говорила о генералиссимусе…


Д. Третьева

Кол-во просмотров: 14145
На правах рекламы
Яндекс.Метрика