Еще сравнительно недавно поиск таких деталей напоминал погоню за фата-морганой: найти что-либо интересное было редкой удачей. Но сегодня большинство серьезных производителей отделочных материалов хорошо понимают важность «безделиц» и вкладывают в такие элементы много времени и творческих сил своих дизайн-бюро. Возьмем, к примеру, такую базовую вещь, как керамическая плитка...
«Черепки тонкостенного счастья...»
Сказать, что керамическая плитка является популярной, - значит ничего не сказать. Сегодня это материал не просто хорошо известный, но незаменимый, более того, определяющий «лицо» целых городов. Несмотря на кажущуюся незамысловатость (в сущности, плитка - просто плоский керамический черепок, покрытый разноцветной глазурью), сегодня такая традиционная отделка требует высочайшего уровня технологий и разрабатывается с привлечением весьма серьезных ученых и дизайнеров. И особое место в такой работе отводится именно «украшениям».
Надо сказать, что до сравнительно недавнего времени декору, как самостоятельному элементу, при составлении промышленных коллекций особого внимания не уделялось. То есть, такие элементы выпускались, но весьма ограниченно, и стоили очень дорого. В общем, плитка воспринималась неким фоновым, утилитарным материалом, который не может определять интерьерный замысел. Интересно, но во многом поспособствовали перелому этой скучной тенденции... российские производители, причем совсем недавно -чуть более 10 лет назад.
«До 97-го года мы фактически учились производить качественный товар, - говорит Лариса Новикова, генеральный директор компании Kerama Marazzi, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита. - К этому времени сформировалась идея - нужно продавать не плитку как технически удобный товар, но определенное качество жизни. Эта идея стала толчком к развитию декоров. Надо сказать, что «первые ласточки» были еще очень простенькими и дешевыми. Итальянцы, законодатели интерьерной моды, удивлялись, почему мы продаем такие элементы так дешево, ведь в Италии бордюр стоит, как метр плитки, а в России - как одна пятая метра! Я отвечала им - поэтому у вас и покупают мало!
Время доказало нашу правоту. Сегодня ни одна ванная, которая облицована нашей плиткой, не обходится без декора. Бордюры ставят и в два ряда, десятками покупают вставки, тем более что сейчас есть любые варианты - от металлизированного хай-тека до «африканского» примитивизма. И теперь итальянцы очень внимательно смотрят на то, что мы делаем, а без большого количества декора не обходится сейчас ни одна мировая коллекция».
Причина этого взрыва популярности очевидна: хорошо это или нет, но интерьерная мода перестала быть уделом узкого круга богатых избранных. Жить не просто комфортно, но красиво, хотят все, вне зависимости от страны и достатка. А массовое явление требует такого же обеспечения, и неслучайно, что одними из первых это поняли именно в нашей стране, многие годы испытывавшей недостаток в красивых вещах.
Базовые элементы
Как и любые интерьерные элементы, керамические декоры подвержены веяниям моды. Несколько лет назад популярными стали декоративные элементы с фотоизображениями произведений искусства, цветов и пр. Тенденция к натуральности побудила компанию Archeo Ceramica создать вставки, узор на которых образован натуральными морскими камнями и раковинами, покрытыми прозрачной глазурью. Есть керамика с настоящими металлическими вставками (заклепками), которая востребована в интерьерах хай-тек. Появились даже высокотехнологичные декоры, позволяющие... освещать помещение. Для этого в толщу черепка вводятся светодиоды, а затем плитка покрывается высокопрочным прозрачным полимером. Такие элементы дают возможность достичь весьма необычных эффектов. В целом же понятие «декор» в отношении керамической плитки подразумевает сочетание нескольких разных элементов, без минимального набора которых сегодня не выпускается практически ни одна коллекция. Перечислим их:
- декоративные плитки-вставки (плитки с рисунком (рельефом), отличающим их от фоновой плитки). Иногда они представляют собой так называемые «тоцетти» (от итальянского tozzetto), небольшие (100x100, 50x50 и 40x40 мм), обычно контрастные элементы, которые позволяют создать эффект укладки со сдвигом. Это дает возможность добиться необычного визуального эффекта - помещение кажется больше;
- бордюры, уголки, карнизы и плинтусы -практически это обязательные части любой коллекции, позволяющие решать не только декоративные, но и чисто утилитарные задачи. Например, бордюр может обрамлять ванну, являясь «герметизирующим» элементом. Вообще такие варианты декора имеют очень широкое применение, начиная от визуального зонирования и заканчивая, скажем, рамами для зеркал;
- розоны (наборные панно, которые служат визуальным центром пола или стены). Чаще всего представляют собой композицию, вписанную в окружность или многоугольник;
- декоративные панно (своеобразные картины. Могут изготавливаться в виде плит большого формата или небольшими композициями из нескольких плиток).
Следует заметить, что избыток декора легко может перегрузить интерьер, сделав его аляповатым и эклектичным. Общее правило (хотя и из него есть исключения) - чем ярче и необычнее украшения, тем меньше их должно быть. То есть, яркий розон на полу потеряется в обрамлении пестрых стен. И, напротив, сплошной неяркий тон требует дополнительных эффектов - либо ярких бордюров и вставок, либо зеркал в контрастных рамах, тем более что их использование позволит визуально корректировать размеры помещения.
Зрительно зонировать помещения поможет вертикальная укладка бордюра. Если же такие элементы расположить в шахматном порядке, это даст возможность обыграть трудные участки - сантехнику, выступающие короба и т.д. Интересный эффект дает и комбинирование нескольких видов декора.
Как сделать красиво...
Сделать красиво на самом деле очень непросто. Дело в том, что для получения необычного, запоминающегося декора, да еще и соответствующего определенной коллекции, нужно приложить много усилий - от разработки картинки до строительства и наладки соответствующей производственной линии.
Над первой задачей работают, как правило, крупные дизайнерские агентства (большинство из них - итальянские). Так, в разработке популярных коллекций упоминавшейся выше компании Kerama Marazzi принимали участие такие известные бюро, как миланская Tecnografica и веронская Arte Grafica.
При этом учитываются тысячи составляющих. Например, модные тенденции (которые еще нужно угадать), национальные цветовые предпочтения, возможности техники. При этом всегда есть доля риска, что коллекция не пойдет. Тем не менее, серьезные производители на такой риск идут. «Мы частично следуем тенденции, - говорит Лариса Новикова, - а частично создаем их сами. Людей надо удивлять. Они должны видеть то, чего ни у кого нет. Например, декоры коллекции Варан -под кожу рептилии - поначалу вызвали у наших итальянских коллег недоумение - им казалось, что такие элементы слишком специфичны. Тем не менее, на сегодня это одна из самых востребованных коллекций, пользующаяся неизменной популярностью именно из-за необычности. Можно отметить металлизированные декоры, которые иногда используют для сплошного покрытия, например, для интерьеров хай-тек. Или имитацию меха, необработанного дерева - все они позволяют расширить границы привычных дизайнерских приемов».
Технологически создание декоративных элементов тоже непросто. Как правило, большинство эффектов - рисунок, блеск, рельеф - требуют неоднократной обработки, иногда вручную (для эксклюзивных коллекций), что объясняет их дороговизну. В самом простом варианте производится двойной обжиг - «бикоттура», характерный для базовых, фоновых плиток коллекций. Для дополнительных же эффектов применяется особая техника прессования, глазурования и обжига. Например, перламутрового или металлического эффекта достигают при помощи техники «люстр», когда черепок (его еще называют «бисквитом») поверх первого слоя глазури покрывают специальными металлическими смоляными мылами (резинатами) и снова обжигают, в результате чего образуется тонкая надглазурная пленка, преломляющая лучи света. Такой обжиг, называемый декоративным, обязательно делается для закрепления росписи над-глазурными красками, в т.ч. люстровыми, и препаратами благородных металлов.
Именно его применяют при производстве декоративных элементов. Часто декоративный обжиг называют третьим (по порядку), но это название условно. Декоративный обжиг может быть и четвертым, и пятым, и шестым. Число помещений декора, бордюра или вставки в печь зависит от сложности воспроизводимого орнамента, состава используемых препаратов.
Получить рисунок на декоре тоже можно разными способами. Наиболее распространенный, используемый и для фоновой плитки, - это шелко-графия. В этом случае рисунок наносится на изделие продавливанием краски через сетчатый трафарет. Через один трафарет можно наносить лишь одну краску. Для многоцветной печати применяют два, три и более трафаретов. Благодаря этому способу плитки, выполненные шелкографией, похожи одна на другую - как оттиски с одного негатива.
Сами по себе глазури также являются способами создания нужного эффекта для элементов декора. Например, такова «кристаллина», покрытие, благодаря которому плитка приобретает исключительно ровную глянцевую поверхность, становясь похожей на стекло. До недавнего времени этот вариант обработки практиковали только зарубежные производители, и лишь сравнительно недавно ее освоили на российском заводе «Велор» в Орле.
«Мал золотник, да дорог!» - это высказывание в полном смысле можно отнести и к таким «мелочам», как керамический декор. На практике без него в наши дни уже невозможно представить ни один плиточный интерьер. Благо, что возможностей по его подбору сегодня предостаточно и ограничиваются они лишь личным вкусом.
Н. ФИДАНЯН, компания KERAMA MARAZZI