Без денег много не построишь
Прошлый год для московских метростроевцев был не очень успешным, поскольку финансирование их строительных программ заметно сократилось. Столичный бюджет выделил всего 20 миллиардов рублей (для дорогостоящего подземного строительства это весьма скромные средства), а от федерального центра вообще никаких денег не поступило. Тем не менее, даже такие скудные финансы позволили перешагнуть новый символический рубеж в развитии московского метроузла: общая протяженность линий подземного скоростного транспорта столицы теперь составляет более 300 километров.
Случилось данное событие 19 июня, когда на Люблинской линии были открыты две новые станции: «Марьина Роща» и «Достоевская» (в перечне станций они стали 181-й и 182-й). Кстати, с вводом в строй данных объектов удалось почти полностью справиться с самыми проблемными долгостроями столичного метростроения. Строительство станции «Достоевская» началось еще в начале 90-х годов. «Марьина Роща» строилась немного побыстрее (чуть более десяти лет), но ее местоположение несколько раз менялось. К тому же, здесь еще нужно достраивать второй выход (к театру «Сатирикон»). Из-за проблем с финансами работы на этих объектах несколько раз надолго замораживались и всерьез за них метростроевцы взялись лишь пару лет назад. Да и само открытие станций «Достоевская» и «Марьина роща» неоднократно переносилось. Сначала планировалось открыть их в 2009 году, потом объявили, что срок сдачи – май 2010 года. Ну а получилось запустить поезда по новым туннелям только в июне прошлого года.
После ввода новых станций освободившиеся людские силы и производственные мощности Мосметрострой направил на дальнейшее развитие Люблинской линии. Ведь, по замыслу проектировщиков, эта новая радиальная линия должна быть продлена в обе стороны. На ее южной оконечности стали достраивать станции «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово». На севере также начали подготовку к запланированной прокладке шести новых перегонов, конечной здесь будет станция «Дегунино» на Дмитровском шоссе.
Также в 2010 году началось давно обещанное строительство линии метро в расположенный на востоке столицы район «Новокосино». Больше двадцати лет его жители ждут открытия здесь одноименной станции метрополитена. Даже финансовые средства на строительство этого нового участка Калининской линии столичного метрополитена (от нынешней конечной станции «Новогиреево» до новой станции «Новокосино») уже неоднократно закладывались в годовые инвестиционные адресные программы города Москвы. Но потом секвестирование горбюджета почему-то непременно приводило к тому, что пункт о продлении «желтой» метроветки исчезал из столичных финпланов. В 2009 году метростроители ненадолго приходили на эту стройплощадку, но быстро свернули работы из-за очередной нехватки денег в городской казне.
Однако в настоящее время на объекте метростроения «Станция «Новокосино» уже освоены все базовые и участковые строительные площадки. Это стало возможным потому, что в сентябре 2010 года сюда были передислоцированы сразу два тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) - «Светлана» и «Людмила». Они с двух сторон начали сооружение перегонных тоннелей, глубина залегания которых от 10 до 17 метров. Уже пробит второй километр тоннелей. Всего с помощью тоннелепроходческих комплексов здесь будет построено 7,5 км подземных трасс.
Побывавший в конце прошлого года на этой стройплощадке новый столичный руководитель Сергей Собянин потребовал всемерно ускорить ведение проходческих работ, поставив задачу сократить срок строительства данного участка метро с 36 до 24 месяцев. Новые сроки ввода в строй станции метро «Новокосино» - третий квартал 2012 года.
Мосметрострой-2011: нужен солидный задел на будущий период
В 2011 году на строительство столичного метро выделено 56 миллиардов рублей. По сравнению с прошлыми годами, сумма уже немалая. Но сдаточных объектов будет по-прежнему немного.
Планируется ввести в эксплуатацию три новые станции на Люблинской ветке – вышеупомянутые «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». Этот примыкающий к тупикам станции «Марьино», нынешней конечной на Люблинской линии, новый участок метролиний уже активно строится в течение последних трех лет. Его строительная длина в двухпутном исчислении составляет – 4,33 км. Кроме завершения строительства трех новых станций, будут также сооружены тупики за станцией «Зябликово» и соединительная линия протяженностью 850 метров со станцией «Красногвардейская» Замоскворецкой линии. Такая «связка» между двумя линиями метрополитена создаст дополнительные возможности для проезда жителей данных московских окраин, поскольку избавит многих из них от необходимости пользоваться перегруженными пересадочными узлами в центре столицы. Все три новые станции сооружаются по самым современным проектам. Несмотря на то, что они размещаются под существующим дорожным покрытием улиц и территориями жилой застройки, на станциях будет по два выхода. Предусмотрена установка лифтов для малоподвижных групп населения, чтобы облегчить им вход в метро и переход подуличных участков.
В 2011 году наконец-то станет полноценной станция «Сретенский бульвар», которая долгое время является безвыходной в буквальном смысле. Дело в том, что пассажиры на улицу с этой станции выходят только через соседние «Чистые пруды» и «Тургеневскую». В часы пик на переходах, естественно, толчея и давка. Через пару месяцев там станет посвободнее. На «Сретенском бульваре» строится будущая достопримечательность - самый длинный в московском метро эскалатор. Будет здесь и обязательный нынче в столичном метро лифт для инвалидов.
Кроме того, в 2011 году начнется строительство участка Калининской линии от станции «Третьяковская» до станции «Деловой центр», а также участка Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка».
Но главная задача метростроителей на 2011 год – создать солидный задел на будущие годы. Такой большой объем – одновременное строительство сразу 30,6 километров метролиний – появится в российской столице впервые. Намечено развернуть работы сразу на 93 стройплощадках. Для этого нужно не только «без лишних проволочек» разобраться с массой бюрократических вопросов (отвод земель, согласование и утверждение технической документации и др.), но и быстро решить проблему кадрового обеспечения новых объектов метростроения. Сейчас в Москве на строительстве метро занято около 3 тысяч человек, а потребуется в несколько раз больше. Нехватку нужных специалистов планируется компенсировать приглашением рабочей силы не только из других российских регионов и соседних государств (Украина и Белоруссия), но и рекрутингом высококвалифицированных работников из США, Израиля, Франции.
Прорывная трехлетка
В период 2012-2014 гг. в Москве планируется построить 53 км линий метро. За три года – объем просто колоссальный!
Помимо вышеописанных намерений продлить Калининскую линию от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (3,5 км), в 2012 году планируется построить продолжение других существующих линий метро. Так, на Замоскворецкой линии будет построен новый участок от станции «Красногвардейская» до станции «Братеево» (3 км), Арбатско-Покровская линия продолжится от станции «Митино» до станции «Пятницкая» (2 км).
К самой перегруженной линии московского сабвея – Таганско–Краснопресненской – в 2012 году добавится сразу 5,1 км и она выйдет в расположенный на юго-востоке Москвы район Жулебино. Ее продление было запланировано еще в середине 90-х годов прошлого века: на схемах метро тогда рисовался пунктир и было определено даже рабочее название станции – «Пронская». Но сроки начала строительства постоянно сдвигались. Причем не всегда по ставшей уже дежурной причине – нехватке денег у метростроевцев. Одно время намерение продлить Таганско–Краснопресненскую линию отменялось совсем, потому что, по расчетам проектировщиков, появление новых станций перегрузило бы эту ветку метрополитена еще больше. Но, в конце концов, решили все-таки построить этот отрезок. Согласно предыдущим планам, завершить сооружение этого участка намечалось в 2015 году, но в связи с заметным увеличением объемов финансирования московского метростроения теперь его сдадут на три года раньше. Скорее всего, данный перегон будет наземным. Ведь станция «Выхино» (нынешняя конечная на «фиолетовой» ветке) построена на эстакаде, все ее тупики тоже находятся на поверхности. Так что и дальше логичнее двинуться по эстакадам, а не тратить деньги на дорогостоящие подземные трассы. Первой станцией от «Выхино» станет «Лермонтовский проспект» (бывшая «Пронская»), конечной – «Жулебино». Эту станцию планируется разместить на пересечении улиц Тарханской и Генерала Кузнецова. Есть предложения построить здесь и третью станцию, но окончательная ясность наступит только после утверждения проекта строительства нового участка.
Кроме того, в 2012 году начнутся работы по строительству участка метро от станции «Нижняя Масловка» до станции «Нижегородская», планируется открыть станцию «Технопарк» на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» Замоскворецкой линии, а также расширить электродепо «Печатники».
В 2013 году предполагается продлить Бутовскую линию от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (5 км). Еще более существенно прирастет Калининская линия: от станции «Новокосино» в Кожухово (новые многоэтажные кварталы соседствующего с Новокосино другого «замкадского» московского района Косино-Ухтомское) построят более 9 километров новых метролиний. Здесь появится сразу четыре новых станции. Первой станет расположенная на самых дальних новокосинских улицах «Николо-Архангельская», еще три станции («Святоозерская», «Косино-Ухтомская» и «Руднево») разместятся уже на территории Кожухова.
Также в 2013 году планируется начать строительство еще двух новых участков столичного сабвея. Первый проложат от станции «Каширская» до станции «Нижегородская». Второй новый перегон начнут строить от станции «Раменки» в направлении района Новопеределкино.
Кроме того, в 2013 году планируется проложить метролинию между станциями «Парк Победы» и «Деловой центр» (2,4 км), а также ввести в эксплуатацию электродепо «Митино».
На 2014 год планы не менее амбициозны. Намечено существенно продлить Люблинскую линию. Сначала будет построен участок от станции «Марьина роща» до станции «Петровско-Разумовская» (5,1 км). Потом здесь же сдадут в эксплуатацию еще один перегон: от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» – 5,5 км. Будет продлена на 2,1 км Сокольническая линия: после нынешней конечной «Юго-Западной» появится новая станция – «Тропарево». Также в 2014 году предполагается открыть электродепо «Лихоборы» и ввести в эксплуатацию первый участок метро в направлении района Солнцево – перегон длиной 5,2 км от станции «Парк Победы» до станции «Раменки».
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА