По мнению разработчиков этого нормативного акта, данный закон является основой комфортного проживания москвичей.
В пресс-конференции приняли участие главный архитектор города Москвы Александр Викторович Кузьмин и член-корреспондент Академии строительных наук, заместитель директора НИиПИ Генплана г. Москвы Георгий Семенович Юсин.
А. Кузьмин: Градостроительные нормы и правила – основа комфортной городской среды
Именно от градостроительных норм и правил зависит жизнь конкретной территории. Генеральный план Москвы определил возможность развития той или иной функции на разных территориях города, определил емкости, которые связаны с транспортным развитием города, с инженерным развитием, учел такие вопросы из смежных законодательств, как охрана исторического наследия, особо охраняемые природные территории. А теперь мы «спускаемся на землю» – как дальше проектировать и как жить «на земле».
Генеральный план – это общий документ по всему городу, а теперь на каждой конкретной территории мы должны обеспечить безопасность жителей и их комфорт. Причем этот комфорт бывает трех видов. Первый – транспортная доступность. Мы в своих нормах и правилах оговариваем то время, которое должно быть затрачено жителями для того, чтобы добраться до различных объектов. Второе – комфорт проезда. Это вопросы, связанные с развитием улично-дорожной сети. Третий вопрос – инженерное обеспечение. И также очень важны показатели обеспеченности жителей социально-культурными объектами, причем здесь уже вступает не только комфорт времени, но и комфорт емкости тех или иных социальных сетей города: это детские сады, школы, поликлиники и ряд других объектов шаговой доступности.
Но мы не должны забывать, что у нас город. И мы на транспорте должны комфортно доезжать до объектов периодического спроса, например, торговых центров. Нас должны вовремя обслуживать «скорая помощь», пожарные и т.д.
Градостроительные нормативы в целом федеральным законодательством разделены на 2 основные части. Есть нормы и правила, которые связаны непосредственно с комфортом проживания, и они будут утверждаться Московской городской думой. И есть инструкции по градостроительному проектированию в городе Москве. Эта часть нормативов относится уже не к комфорту проживания, а к грамотности проектировщиков и разрабатывается как «памятка молодого творца». Когда по закону в конкурсе на разработку строительных проектов могут участвовать практически любые проектировщики, в этой ситуации данные инструкции особенно важны. Здесь даются инструкции не только по конкретному зданию, а именно по градостроительному проектированию: как учитывать демографию при размещении детского сада, какими должны быть радиусы перекрестков и т.д.
Г. Юсин: Проектировщикам следует учитывать интересы жителей Москвы
Нормы и правила градостроительного проектирования – это документ, который адресован, прежде всего, рядовому москвичу. Генплан в силу своей общности, глобальности, масштабности не может показать конкретному москвичу его дом, сквер или детский сад. Правила землепользования и застройки больше ориентированы на правообладателей и инвесторов, осуществляющих свою деятельность в области градостроения. Нормы и правила градостроительного проектирования должны сказать каждому москвичу, какой уровень комфорта должен быть достигнут на каждом этапе реализации Генплана, при осуществлении любой градостроительной инициативы непосредственно на той территории, где он проживает.
Если речь идет о жилых территориях, то это, прежде всего, доступность социально значимых объектов, непосредственно связанных с местом жительства: это детский сад, это магазин шаговой доступности, это другие объекты социальной сферы, которые необходимы нам в повседневной жизни. Любое действие, связанное с градостроительством, должно последовательно наполнять ближайшую к каждому жилому дому и кварталу территорию необходимыми объектами, обеспечивая также их доступность (пешеходную или транспортную).
Есть еще один принципиально важный момент, принципиально новый взгляд на практику градостроительного нормирования. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда все больше и больше территорий города переходит во владение юридических и физических лиц (предпринимателей, ТСЖ и др.). И каждый объект недвижимости, каждый жилой дом приобретает сегодня в соответствии с федеральными законами свой земельный участок. Этот процесс должен быть сбалансирован с процессом выделения необходимого количества территорий общего пользования, доступных для всех и каждого. Это улицы и дороги, это скверы, сады, бульвары, внутриквартальные коммуникации, по которым люди могут свободно передвигаться, не натыкаясь на заборы и шлагбаумы частных собственников. И, конечно, в значительной мере это зеленые насаждения – не просто как масса зелени, а благоустроенные для целей рекреации и отдыха. В этом случае нормативы также жестко устанавливают требования доступности таких территорий общему пользованию. Если это жилые территории, то мы должны обеспечить пешеходную доступность сквера или бульвара; расширяя границы жизненного пространства, мы должны обеспечить доступность садов, парков разного типа и т.д.
Ответы на вопросы участников пресс-конференции
– Газета «Время новостей». А сейчас есть некие стандарты при строительстве жилья, какое должно быть количество развязок, дорог и социальных объектов, соблюдаются ли они?
Ответ А. Кузьмина: Разделим вопрос на транспорт и социальные объекты – это разные подразделы в нормах и правилах. Первое – вопрос доступности, второе – вопрос комфортности проживания. Каждый год мы даем отчет по актуализации Генплана 1998 года, а теперь будем давать по Генплану-2010. К сожалению, есть хорошие показатели обеспеченности, есть – не очень. Есть хороший процент выполнения по школам. Было бы еще лучше, если бы в последнее время не менялись некоторые нормативы в сторону увеличения площадей. По детским садам: в этом году их сдано около 50, в следующем году запланировано 100 (в работе 134, 100 – на ввод). Немного улучшилось положение по ФОКам.
Когда мы говорим о нормативах, мы говорим о том, что необходимо с их помощью улучшать жизнь горожан. Например, особое внимание уделяется поликлиникам – это вопрос не количества, а размещения. Например, на Ленинском проспекте часть домов относится к префектуре не Центрального округа, а Южного. И жителям неудобно оттуда добираться в поликлинику, которая находится в другой части Ленинского проспекта в Южном округе. Поэтому мы сейчас рассматриваем поликлиники и по специализациям, и с точки зрения доступности и комфорта.
К сожалению, нам исторически досталась очень разреженная сеть улиц. В новом Генплане мы утвердили 400 км новых магистральных сетей – это и есть норматив, их надо построить обязательно.
– Телеканал РЕН. После нынешнего лета наблюдается настоящий бум установки кондиционеров. При этом люди экономят и пускают шланги по фасаду. Планирует ли Москомархитектура установить какие-то правила на этот счет? И второй вопрос: когда пошла в Новокосино проходческая установка «Людмила», то в некоторых СМИ обнародовали схему линии метрополитена до Кожухово. Не очень понятно, почему она такая зигзагообразная, и окончательно ли решены вопросы по станциям в самом Кожухово?
Ответ А. Кузьмина: Мы постараемся в типовых домах найти место для кондиционеров. Уже есть положительные примеры. На Новочеремушкинской улице на доме «Авангард» архитектор Киселев вместо французских балкончиков сделал одинаковые ящички, куда житель может вставить кондиционер. Архитектор Юрий Григорьев сейчас пытается сделать то же самое на новом доме в районе метро «Университет»: вдоль эркеров пропускается вертикальная ферма, куда тоже можно вставлять кондиционер. Уже вносятся изменения в типовые проекты. Кроме того, мы сейчас обсуждаем возможность решения этой проблемы в проектах реконструкции. При сдаче индивидуальных домов этот вопрос решается легче, сложнее всего с исторической застройкой. В некоторых случаях положение может спасти система центрального кондиционирования, но это очень дорого и сложно технически.
А те, кто пускает шланги по фасадам, не уважают ни себя, ни свой дом, да и просто ленятся.
Ответ Г. Юсина: Сейчас подготовлен законопроект о внесении в действующий московский Градостроительный кодекс новой главы, которая навела бы порядок в таких инициативных изменениях внешнего вида застройки. Предусмотрено выработать общие правила, направленные, с одной стороны, на то, чтобы город разрабатывал типовые решения и общие «правила игры», а с другой стороны, чтобы инициаторы таких изменений несли определенную ответственность.
Продолжение ответа А. Кузьмина: Первый поворот метро, о котором Вы спрашивали, связан с тем, что мы надеемся увеличить там объемы жилищного строительства. Вопрос по станциям в Кожухово окончательно не решен, хотя в 9-й микрорайон завернуть очень тяжело из-за речки Рудневки.
– Журнал «Недвижимость и цены». Существуют ли стандарты некомфортного жилья, и что будет с домами, жилье в которых признано таковым? И второй вопрос: в некоторых районах от одной магистрали до другой нет возможности добраться иначе как пешком или на машине, а расстояние приличное, как будет решаться эта проблема?
Ответ А. Кузьмина: К сожалению, в ближайшее время мы не будем вести активную работу с некомфортным жильем. Это связано с тем, что у нас осталось еще 1 млн. 200 тыс. м² пятиэтажек сносимых серий – эту программу надо завершить. Из-за кризиса ее реализация отодвинулась. На сегодняшний день у нас 3 префектуры, где все старые пятиэтажки снесены (ЦАО, ЮАО, Зеленоград), там можно подумать о некомфортном жилье. Если посмотреть в действующий Жилищный кодекс (глава 46.1), то там говорится о том, что эта процедура – уже дело не исполнительной власти, а законодательной. Должна быть сформирована адресная программа, проведено согласование с жильцами и т.д. Скорее всего, мы начнем эту программу как эксперимент.
Что касается транспорта. Некоторые узлы так и останутся нерешенными, к сожалению. Я не говорю о главных магистралях. Так сложилась историческая застройка. Мы неоднократно пытались разукрупнить сеть дорог на периферию города. Ведь как у нас шла застройка: жилые дворы, далее жилые кварталы, далее микрорайоны, далее межмагистральные кварталы 800х800 м². Эти огромные кварталы строились за счет сокращения дорожной сети. Мы неоднократно пытались провести там дополнительные дороги, но ни разу жители нам это не согласовали. Пока это неразрешимая проблема.
– «РБК-ТВ». Жители сносимых пятиэтажек хотят остаться в своих районах, но мы часто видим тенденцию отселения в другие районы, где строится больше жилья. Как эта проблема решается?
Ответ А. Кузьмина: По закону города Москвы, жители Черемушек должны остаться в Черемушках. Но когда начинается отселение, начинается работа с населением. Всегда находятся люди, которые готовы уехать куда угодно. И первые предложения даются туда, где много строят: Бутово и т.д. Я рекомендую жителям знать закон, и если дают не по закону – не соглашаться.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА