Генплан Москвы – это не просто картинка красивого будущего
Актуализированный Генплан развития Москвы до 2025 года является темой для обсуждения почти целый год. Теперь этот документ уже принят Мосгордумой и подписан мэром Москвы. Однако интерес к нему не ослабевает.
«Это важнейший закон городской жизни, своеобразная конституция, – заявил в своем вступительном слове Владимир Ресин. – Отныне все, что делает власть на территории города – это реализация Генерального плана и больше ничего. Никаких градостроительных действий без прохождения определенной процедуры, которая включает в себя общественные слушания, производить нельзя. Генплан прошел через целую череду обсуждений на разных уровнях. Он получил оценки и профессиональных архитекторов, планировщиков, и простых москвичей. Общественные слушания показали, что москвичи крайне заинтересованы в принятии Генплана. Больше всего замечаний и вопросов от жителей было по поводу отнесения конкретных районов в зону стабилизации или зону развития. Зоны стабилизации и развития – это новшество актуализированного Генплана, которое было одобрено москвичами. Горожане впервые получат законодательные гарантии того, что их микрорайоны останутся неизменными (зоны стабилизации) либо будут реконструированы (зоны развития). И то, и другое для многих жителей – важнейшие гарантии того, что их жизнь в городе станет более комфортной».
По словам главы стройкомплекса Москвы, принятый документ имеет ярко выраженную социальную направленность, он учитывает нужды и интересы всех горожан.
Вместе с тем, в последнее время, накануне принятия Генплана в третьем чтении и уже после этого, появились выступления ряда критиков, которые сводятся к тому, что Генплан не надо принимать, а надо продолжить обсуждение.
«Это совершенно неконструктивная позиция, – считает Владимир Ресин. – Стоит напомнить, что по официальным данным порядка шесть процентов населения России проживает в столице. Генеральный план развития Москвы – это не просто картинка красивого будущего. Это документ, без которого невозможно существование такого огромного города как Москва. За то время, пока действовал предыдущий Генплан, в стране изменилось градостроительное законодательство. В результате сегодня градостроители работают по неким смешанным правилам, часть норм берется из старого, часть – из нового законодательства. Да, и к новому законодательству у специалистов имеются замечания. Эти замечания необходимо обсуждать и вносить необходимые поправки. То же самое касается и Генплана. Планирование – это непрерывный процесс, это не набор нерушимых догм. Никто не мешает любым заинтересованным лицам обсуждать положения Генплана и, в соответствии с установленной законом процедурой, вносить изменения. Отдельно прописан порядок внесения изменений, касающихся памятников и природных зон. Они будут вноситься в Генплан в течение трех месяцев».
«Принятие Генплана и Правил землепользования и застройки – это требование федерального законодательства. Действительно, в декабре прошлого года Госдума продлила сроки введения в действие новых градостроительных правил для регионов, – сказал Владимир Ресин. – Но это не значит, что та огромная работа, которая была проведена нами в Москве, должна пойти насмарку. Напротив, мы имеем возможность показать положительный пример другим регионам, как это и должна делать столица».
По мнению Ресина, «теперь главная задача – подготовить план реализации положений Генплана».
«Что это означает? Сам Генплан – это наука, это то, как надо развиваться Москве. Теперь надо превратить его из науки в предметное исполнение. Вот тут надо уделить особое внимание замечаниям жителей. Ошибаться здесь нельзя», – пояснил глава Мосстроя.
Заместитель мэра заверил, что любые мероприятия по реализации Генплана будут составляться таким образом, чтобы учитывались интересы каждого микрорайона.
«Территории будут рассматриваться со всех точек зрения, в первую очередь, комфортности проживания. Речь идет о вопросах экологии, транспортной доступности, объектах торговли. В этих вопросах мы ждем предложения и замечания москвичей», – подытожил Владимир Ресин.
В свою очередь, принимавший участие в пресс-конференции главный архитектор столицы Александр Кузьмин добавил, что после официальной публикации Генеральный план города Москвы вступит в силу в сроки, указанные в распорядительном документе о публикации данного документа.
Вопросы строительства жилья и объектов соцкультбыта
Глава стройкомплекса напомнил присутствующим на пресс-конференции журналистам, что в 2010 году запланировано построить 3 млн м² жилья, 738 тыс. м² из которых – за счет средств городского бюджета.
«Все остальное жилье – коммерческое. Если мы построим 2,3 миллиона квадратных метров инвестиционного жилья, мы не дадим возможности повышаться ценам и устраивать ажиотаж с продажами», – сказал Владимир Ресин.
Всего, с учетом жилья, возводимого за пределами столицы, в этом году московские строители введут в эксплуатацию свыше 4 млн м² жилых площадей.
Отвечая на вопрос о сносе некомфортного жилья, Владимир Ресин отметил, что пока правительством Москвы не утверждена ни сама программа, ни ее сроки.
«Имея уже опыт по так называемым сносимым сериям, могу сказать, что больше чем миллион квадратных метров в год сносить очень трудно, даже если есть деньги, потому что надо людей переселять тут же, где они жили», – пояснил Ресин.
По мнению руководителя столичного стройкомплекса, на «программу по некомфортному жилью уйдет лет 15».
Как уточнил Владимир Ресин, «программу как следует посмотрят: что из этих 33 миллионов взять в реконструкцию, капитальный ремонт, что оставить под снос». Кроме того, он напомнил, что программа по освобождению столичных кварталов от пятиэтажек сносимых серий на сегодняшний день выполнена практически на 85 % и полностью будет закончена в 2012 году.
Строительство жилого комплекса в Кадашах сегодня является очень горячей темой. Первоначальный проект вызвал неприятие общественности.
«Первыми отреагировали городские власти, так как проект нарушал действующее законодательство об охране культурного наследия, – сказал Владимир Ресин. – Территория вокруг строящегося жилого комплекса – это историческая застройка, которая требует внимания и бережного отношения со стороны современных архитекторов, планировщиков и строителей. Мэр Москвы Юрий Лужков дал распоряжение приостановить реализацию проекта и привести его в соответствие с законодательством».
Новый проект строительства жилого комплекса в Кадашах был представлен на заседании общественного градостроительного совета при мэре Москвы 21 апреля. Он получил полное одобрение экспертов, жителей окрестных домов и представителей Российской православной церкви.
«В новый проект строительства внесены уникальные изменения. Инвестор продемонстрировал исключительное желание пойти навстречу требованиям властей города, жителей, общественности, – заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. – Объемы наземной части строительства снижены в три раза! С 36 тыс. до 13,5 тыс. м². Этажность будущего комплекса – от одного до трех этажей, что полностью соответствует окружающей исторической застройке. Ранее планировалось сделать единое подземное пространство. От этих планов отказались, теперь остались только небольшие подземные гаражи отдельно под каждым зданием для обеспечения необходимого количества парковочных мест».
Однако сегодня некоторые общественные деятели вновь поднимают эту тему, пытаются устраивать показательные спектакли для прессы и телевидения.
«Обследование в этом районе было сделано три раза, памятниками архитектуры были признаны сам храм и здание палат, ряд зданий сохраняется как историческая застройка. Вновь поднимается вопрос о так называемом доме дьякона. Специалисты неоднократно рассматривали это строение и не нашли оснований для постановки его под охрану. Это заключение историко-культурной экспертизы», – сказал Александр Кузьмин.
Главный архитектор столицы отметил, что до конца июня действует разрешение на освобождение площадки, чем строители сейчас и занимаются.
По словам главного архитектора, на сегодняшний день предполагаемая застройка полностью соответствует такому понятию, как морфотип Замоскворечья.
«Таким образом, ни с градостроительной, ни с законодательной точек зрения нарушений нет», – сказал председатель Москомархитектуры.
Столичные власти рассматривают возможность начать строительство в Москве магазинов шаговой доступности, на крышах которых разместятся паркинги на 150-300 машиномест.
«С таким предложением к нам обратилась одна из крупных торговых сетей «Метро Кэш энд Керри», – сообщил Владимир Ресин.
Заместитель мэра отметил, что данный проект имеет много плюсов. «Главным преимуществом такого решения является то, что стоимость машиномест в подобных паркингах не только не будет превышать 350 тысяч рублей, как в народных гаражах, но может быть значительно ниже», – пояснил глава столичного стройкомплекса.
По словам Ресина, магазины с высоким качеством товаров и обслуживания, а следовательно и паркинги, будут располагаться в шаговой доступности от жилых домов.
Заместитель мэра подчеркнул, что данный вопрос будет детально проработан уже в ближайшее время.
В Москве не первый год наблюдается рост рождаемости. Ежегодно в столице появляются на свет более 100 тыс. малышей. (В прошлом году в Москве было 116 тысяч новорожденных). В связи с этим возникла проблема нехватки мест в детских садах. Сегодня в детсадовских очередях стоят около 30 тыс. маленьких москвичей.
«Программой 2010 года было запланировано построить в Москве 33 детсада, – сказал Владимир Ресин. – Однако мэр Москвы поставил задачу уже в текущем году сдать 45 новых детских садов. А в следующем году надо полностью выходить на докризисные темпы 100 детских садов. Разработка проектно-сметной документации на объекты строительства 2010 года выполнена в полном объеме. А к ноябрю текущего года подготовим все проекты объектов 2011 года».
Глава московского стройкомплекса добавил, что новые проекты детских дошкольных учреждений будут существенно отличаться от прежних. Ведь сегодня проектировщики стараются учитывать все современные требования: будут компьютерные классы и др.
Планетарий и Большой театр
Ремонт Московского планетария планируется завершить в конце 2010 года. В ходе реконструкции историческое здание планетария было поднято на шесть метров, увеличилась его площадь с 3 до 14 тыс. м². В главном зале планетария заменен купол, который стал более прочным. Кроме того, было увеличено подземное пространство, построены дополнительные встроено-пристроенные помещения для создания Музея астрономии и истории звездных путешествий.
Реконструкция Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России может завершиться на месяц раньше запланированной даты – уже в сентябре 2011 года.
«Сегодня работы по реконструкции ведутся в три смены, в круглосуточном режиме. Здесь трудятся 3 318 человек, – сообщил Владимир Ресин. – Основные работы идут по графику при соблюдении всех технологий. Все фасады Большого театра будут отреставрированы и открыты к Дню города 2010 года. До конца августа планируется завершить реставрацию скульптурных групп. Согласно графику восстановления помещений в исторической части ГАБТ, в Белом фойе Большого театра смонтированы зеркала, в Круглом зале завершена реставрация декора, в Бетховенском зале завершены работы по реставрации лепного декора. В обоих залах, а также в Хоровом и Экспозиционном залах, уже установлены люстры».
По словам руководителя Мосстроя, в театре решено построить дополнительные переходы – один надземный и несколько подземных. Расширит возможности в работе и десятикратное увеличение складских помещений Большого театра.
Ситуация с долгостроями
«В Москве было выявлено 38 таких строек, – сказал Ресин. – Граждане, вложившие свои средства в строительство, проявляют беспокойство, просят власти вмешаться. Необходимо подчеркнуть, что это уже не те «обманутые дольщики», которые были в 2005 году. На этих объектах есть инвесторы, как правило, есть действующие контракты и права граждан на получение квартир не подвергаются сомнению. Но срыв сроков строительства – это тоже нарушение».
«Все равно трудности у людей огромные, когда десять лет строится то, что должно быть построено за год-два. Поэтому мы охватили максимальным вниманием ряд таких объектов, – пояснил Владимир Ресин. – Некоторые объекты сдали, например, Ленинский проспект, 111. А многие еще в работе. В Южном Тушино, где полторы тысячи человек ждут свое жилье, один дом мы введем в первом квартале, один – до конца года».
Действительно, ситуация, связанная со строительством 11 микрорайона Южного Тушина Северо-Западного административного округа города Москвы, постоянно в центре внимания специалистов Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Вопрос строительства этого микрорайона еженедельно рассматривается на заседаниях Комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в городе Москве и на регламентных совещаниях в Департаменте городского строительства города Москвы с участием представителей инвестора ЗАО «Энергостройкомплект-М» и городских организаций.
Дорожное строительство
На строительство дорог в Москве во втором полугодии 2010 года будет дополнительно выделено около 8 млрд рублей. Ранее на московские автотрассы планировалось потратить 37 млрд рублей.
«Столичные власти, несмотря на всю серьезность транспортных проблем, с которыми имеет дело столица, не жалуются на обстоятельства, а эффективно используют имеющиеся возможности, – заявил В. Ресин. – Еще в 2008 году на Коллегии Минтранса РФ была представлена программа развития транспортной инфраструктуры Московского региона, подготовленная столичными специалистами. Это продуманная долгосрочная стратегия, которая была согласована и одобрена Московской областью и федеральными властями. Все дорожное строительство, которое ведется сегодня в городе, вписано в эти стратегические планы и исходит из стратегического прогноза развития дорожной ситуации».
По словам заместителя мэра, Москва не раз обращала внимание на тот факт, что строительство дорожной инфраструктуры столичного региона – это проблема не только и не столько городская, сколько всей страны.
«На столичный регион приходится существенная доля перевозок всей России, – сообщил Ресин. – Здесь располагаются аэропорты, осуществляющие львиную долю международных и внутренних перевозок. В Москве располагаются таможенные терминалы, которые проводят таможенный осмотр грузов для всей России и т. д. МКАД – это транзитная трасса, которой пользуется без преувеличения вся страна! Между тем, финансирование развития транспортной инфраструктуры столичного региона со стороны федерального центра до сих пор было практически незаметно и составляло примерно одну двадцатую от того, что выделяет на эти цели городской бюджет».
Но в последнее время наметились некоторые положительные сдвиги. Так, например, возобновилось проектирование Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Позитивной новостью является также и то, что государство предоставит гарантии по трем дорожным проектам, среди которых – объездная дорога вокруг подмосковного города Одинцово. Введение этой дороги в эксплуатацию должно положительно повлиять на транспортную обстановку на западе Москвы.
Глава московского стройкомплекса считает, что «подобных проектов должно быть больше».
«Столица не может решать транспортные проблемы региона в одиночку, – сказал Владимир Ресин. – Сумма, в которую оценивается реализация Программы развития транспортной инфраструктуры Московского региона, – порядка 4 трлн рублей. Разумеется, город не способен в одиночку реализовать все предложенные меры. Да это было и неправильно, потому что столичный транспортный узел обслуживает всю страну. Решение транспортных проблем крупного города – это очень дорогое удовольствие. И чем больше мы будем затягивать этот вопрос, тем оно будет дороже. Позиция города была не раз озвучена мэром Юрием Лужковым. Мы считаем, что надо сбрасываться «по рублю», т. е. в равных долях город, область и федеральный центр. Пока масштабы финансирования дорожного строительства в столице московским бюджетом и федеральным просто несопоставимы».
В конце 2010 года начнется движение по «Большой Ленинградке» в пределах Москвы.
«К этому времени будут закончены все работы, кроме двух точек – на площади Белорусского вокзала и Тверской улицы, – сказал Владимир Ресин. – Сейчас бессветофорная «Большая Ленинградка» готова уже более чем на 75 %. Построена развязка Беговая – Ленинградка, построен выезд на Ходынку, полностью открыт для движения Волоколамский тоннель в районе метро «Сокол», сделано пересечение с Головинским шоссе. Остается достроить новый мост через канал им. Москвы: его уже поставили на опоры, сейчас начинается устройство перекрытий и подъездов к мосту. После этого будет проведена реконструкция существующего моста».
Ресин также сообщил, что уже развернуты работы на строительстве Алабяно–Балтийского туннеля. Решен вопрос с руководством Российских железных дорог о прохождении туннеля под Рижским направлением МЖД. В будущем году планируется завершить строительство туннеля от Балтийской улицы через железную дорогу в сторону Большой Академической улицы.
План строительства «Большой Ленинградки» предусматривает проведение реконструкции площади Тверской заставы в районе Белорусского вокзала и Пушкинской площади.
«В середине 2010 года на Белорусской завершится перекладка коммуникаций, после чего начнется строительство развязки», – сказал Владимир Ресин.
Отвечая на вопрос о расширении Московской кольцевой автомобильной дороги, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что столичные власти планируют провести здесь комплекс работ по улучшению транспортной ситуации.
«Дело в том, что обычное расширение МКАД по периметру невозможно, поскольку для этого необходимо полностью реконструировать магистрали, пересекающие кольцевую дорогу», – сказал руководитель Москомархитектуры.
Поэтому столичные власти запланировали выделить средства на снижение нагрузки на отдельные, самые сложные участки кольцевой автодороги.
«Мы выбрали южный участок МКАД, где находится много торговых центров и сделали первую прикидку, предложив в отдельных местах дублеры МКАД. Это не просто расширение магистрали, а целый комплекс мероприятий по улучшению конкретных транспортных ситуаций», – сообщил Александр Кузьмин.
По мнению Владимира Ресина, ситуацию на МКАДе осложняет то, что данной автомагистралью пользуются и москвичи, и жители области, что значительно перегружает ее. Он также предположил, что транспортная ситуация на МКАДе может существенно улучшиться после того, как завершится строительство Четвертого транспортного кольца.
Подземное строительство Москве не противопоказано
Специалисты Российской академии наук (РАН) считают, что строительные работы в подземном пространстве Москвы безопасны.
«Они провели целое исследование по определению геологического состава грунтов под Москвой, – сказал первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин. – И вот их заявление: Москва безопасна для любых видов строительства – и наземного, и подземного».
Руководитель московского стройкомплекса пообещал, что уже в ближайшее время данное заключение РАН будет опубликовано в печати.
По словам заместителя мэра, столица Российской Федерации в настоящий момент по темпам освоения подземного пространства находится в хвосте по сравнению с другими крупными городами мира.
Вместе с тем, считает глава столичного стройкомплекса, хотя в Москве подземным строительством начали заниматься сравнительно недавно, «уже есть чем похвастаться».
В числе наиболее успешных проектов Владимир Ресин назвал крупный десятиэтажный паркинг на ВДНХ, торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади и сооружения ММДЦ «Москва-Сити».
«Кроме того, под каждым коммерческим жилым домом теперь строятся подземные паркинги как в центре города, так и на окраинах», – добавил заместитель мэра.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА