На стройплощадку Большого театра пришла госкомиссия
Начинали как всегда, но потом навели порядок
Поначалу дела на стройплощадке Большого театра не заладились. Строительные подрядчики работали год, второй, третий, четвертый, а сроки сдачи объекта не приближались, а, наоборот, отодвигались все дальше. Потребовалось вмешательство верховной российской власти, чтобы расставить все по своим местам. В мае 2009 года распоряжением Президента РФ Д.А.Медведева была создана межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра (ГАБТ) во главе с заместителем руководителя администрации президента А.Д. Бегловым. Межведомственная рабочая группа стала коллегиальным органом, осуществляющим координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций - участниц проекта реконструкции и реставрации Большого театра. С этого момента работы по строительству и реконструкции на объекте стали проводиться по утвержденному Министерством культуры Российской Федерации плану завершения реконструкции основного здания ГАБТ и в соответствии с задачами, определенными сетевыми графиками строительства. Постоянный контроль за ходом работ и еженедельные совещания на объекте стали осуществлять первые лица Правительства Москвы.
«На некоторых этапах работ количество строительного персонала, занятого на данном объекте, доходило до трех тысяч», - сообщил Владимир Ресин собравшимся на пресс-конференцию журналистам.
В настоящее время на объекте трудится 2311 человек, из них рабочие - 2052 человека, в том числе в 1-ю смену 1989 человек, во 2-ю смену 264 человека, в 3-ю смену 58 человек.
С 1 августа на этой стройплощадке начала работать Государственная комиссия, которая должна проверить степень готовности Большого театра к приемке в эксплуатацию. Открытие здания театра для зрителей намечено на октябрь 2011 года.
Главные результаты
В ходе реконструкции была проведена комплексная реставрация всей исторической части здания, а также строительство и обустройство подземной части здания и реконструкция служебного корпуса театра - дома Хомякова. Теперь Большой театр не только стоит на новом фундаменте, но и стал более просторным. После реконструкции его площадь увеличилась с 40 до 80 тысяч квадратных метров. Это произошло за счет переноса на 10 метров стены северного фасада здания, а также строительства пятиэтажной подземной части. Столь кардинальную переделку нужно было сделать для того, чтобы появилась возможность разместить сложные технические механизмы поднятия, опускания и поворота театральной сцены, механизмы автоматизированной подачи декораций.
Самой сложной проблемой, решенной в ходе реконструкции, В. Ресин назвал момент пересадки исторического здания на новый фундамент.
«Я всю ночь не спал, когда мы старый театр снимали с временного основания, с этих свай, и сажали на тот фундамент новый, который сделан, - сказал первый заместитель Мэра Москвы в ходе пресс-конференции. - Риск был колоссальный. Если, не дай Бог, какое-либо несоответствие, мы могли бы потерять здание. Но сейчас, когда все это сделано и когда уже существует театр в том виде, в каком он сейчас есть, я думаю, что все-таки правильное решение было найдено».
В историческом здании театра бережно сохранены подлинные деревянные несущие конструкции уклона пола главного зала, балконов, лож, остались практически в первозданном виде уникальная акустическая дека и другие деревянные детали полуторавековой давности. В связи с этим в здании пришлось применить усиленные меры противопожарной безопасности. Все деревянные конструкции каркаса были обработаны сертифицированным огнезащитным составом, установлены современные автоматические системы пожаротушения, оповещения, видеонаблюдения и сигнализации. Там, где это было возможно, строители соорудили дополнительные перегородки из негорючих материалов с высоким пределом огнестойкости.
В служебном корпусе ГАБТ, известном всем как «Дом Хомякова», оборудованы дополнительные помещения для нужд театра. На «минус втором» уровне подземной части появились комнаты для переодевания артистов, бытовые помещения для музыкантов оркестра и сотрудников художественно-постановочной части (рабочих сцены, осветителей, аудио- и видеооператоров и т.д.). В помещениях на первом этаже разместятся нотная и театральная библиотеки, музыкальные классы и репетиционный зал с амфитеатром. Второй этаж займут хоровой и малый оркестровые залы, хоровая канцелярия и классы для индивидуальных занятий. На третьем этаже будут находиться три универсальных репетиционных зала, музыкальные классы, аппаратная звукозаписи и служебные апартаменты. Следует напомнить, что до реконструкции ни у хора, ни у оркестра Большого театра никогда не было своих репетиционных залов, поскольку не хватало помещений.
Проект реконструкции ГАБТ разрабатывался с учетом потребностей лиц различных категорий с ограниченными возможностями здоровья. Для удобства перемещения и эвакуации таких групп населения теперь здесь, кроме лестниц, появились пандусы, лифты и наклонные подъемники. В холодное время года для инвалидов-колясочников предусмотрен отдельный вход, где во входном вестибюле расположен предназначенный для них специальный подъемник для спуска в гардероб.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зрительном зале оборудовано 26 мест (в первом ряду амфитеатра). А в последнем ряду партера расположены 10 съемных кресел, что позволяет быстро организовать шесть мест для инвалидов-колясочников. Для размещения лиц с дефектами зрения в двух первых рядах партера предусмотрено 20 мест. Для граждан с дефектами слуха выделено 28 мест во втором ряду амфитеатра. Узнавать о происходящем на сцене действе слабослышащие будут следующим образом: в спинках кресел переднего ряда проектировщики решили расположить информационную «бегущую строку». Да и все зрители ГАБТ получат возможность для индивидуального звукоусиления: специально для этих целей в зале смонтирована специальная беспроводная система.
Последние штрихи
В настоящее время уже приводятся в порядок фасады здания ГАБТ. На фасаде по улице Петровка завершаются работы по разборке монолитного железобетонного фундамента, после чего будет облицован цоколь здания и проведено мощение площади натуральным камнем. На северном фасаде приступили к стартовым работам по устройству панелей из фибробетона, идет подготовка к установке системы остекления.
Завершаются работы по устройству аварийных выходов из подземного концертного зала Большого театра на Театральную площадь. Устанавливаются светопрозрачные павильоны эвакуационных выходов.
Сборочный монтаж всех пяти платформ оркестра практически выполнен, ведутся наладочные работы и устройство виброизолирующих конструкций паркетного покрытия пола платформ. Ведется монтаж акустических панелей выдвижного барьера оркестровой ямы. Заканчивается чистовая отделка акустических стеновых покрытий всех 35 звукоаппаратных и аудиостудий, после чего начнется монтаж радиотехнического аудио-оборудования с последующей наладкой совместно со специалистами акустических и музыкальных подразделений театра.
Сейчас в зрительном зале исторической части ГАБТ выполняется чистовая обивка бортиков и драпировка в аванложах на ярусах, идут работы по установке карниза в царской ложе и штор по ярусам, ведется чистовая обивка тканями директорской и специальной лож. В круглом зале также осуществляются работы по чистовой обивке стен тканями. Завершается золочение порталов дверей. В Бетховенском зале ведется чистовая обивка стен тканями и работы по золочению багетных рам и установке панно и карнизов. Экспозиционный и хоровой залы уже готовы под установку обстановочного комплекса.
Завершается отделка исторических стен и сводов циркульных коридоров всех уровней театра. Ведется установка остекленных витражей в районе лестнично-лифтовых блоков и золочение картушей на всех уровнях.
Начался последний этап отделочных работ в боковых вестибюлях театра со стороны улицы Петровка и Щепкинского проезда. В боковом вестибюле со стороны Щепкинского проезда и на лестничных площадках ведутся работы по шлифовке мозаичных полов.
Работы по установке архитектурных деталей интерьера, конструкций обшивки заднего портала сцены подземного концертного зала также близятся к окончанию. Строители уже приступили к чистовой отделке лестнично-лифтовых вестибюлей -1 и -2 уровней. Ведутся финишные работы по подвесному потолку -4 уровня, монтаж и наладка трансформируемых стеклянных ограждений амфитеатра. Вышла на завершающий этап окончательная отделка главных фойе всех уровней с -1 по -4. На всех лестницах подземной части завершаются гранитно-мраморные облицовочные работы.
В настоящее время монолитные работы по всем конструкциям «Дома Хомякова» уже закончены и строители перешли к устройству специальных акустических и виброизолирующих конструкций стен, полов и потолков в залах музыкальных репетиций. Практически завершены все работы по устройству перегородок, кровельного покрытия, штукатурные работы. Начата финишная отделка стен, заканчивается подготовка под устройство чистых полов.
На фасаде «Дома Хомякова» по улице Петровка идут чистовые отделочные работы. Заканчивается отделка фасада по Копьевскому переулку, развернуты работы по внутренним дворовым фасадам, в том числе по фасадным витражным системам.
Словом, в оставшиеся до ввода в строй объекта месяцы строителям предстоит еще много поработать. Но сделанное ими уже заслужило высокую оценку побывавшей недавно здесь комиссии ЮНЕСКО.
По словам В. Ресина, представителей экспертной группы этой международной организации поразила та отдача, с которой работали реставраторы, художники, штукатуры, мастера-позолотчики.
«Нам удалось понаблюдать за применением в процессе работ в зрительном зале традиционных технологий росписи лепнины и золочения. Это полностью соответствует задаче по сохранению столь знаменитого исторического здания», - записали контролеры ЮНЕСКО в своем итоговом отчете.
Подготовил Л. Рудницкий
Фото С. Михеева и пресс-центра Правительства Москвы