14 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи администрация Краснодарского края подписала протокол о развитии аэропорта Геленджик. Было принято решение построить новый пассажирский терминал рядом со зданием действующего аэровокзала.
Проект, по которому предстояло возвести здание, выбирался на конкурсной основе. Ряд архитектурных бюро предложили свои концепции будущего аэропорта. В итоге конкурс на строительство терминала выиграла итальянская студия Fuksas.
Однако проект еще одного архитектурного бюро был отмечен мировым сообществом.
6 июля 2021 года стало известно, что проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» удостоился премии Architizer A+Awards в номинации «Непостроенные объекты транспортной инфраструктуры». Напомним, премия направлена на освещение и продвижение лучших архитектурных проектов года. Также среди победителей − британские Zaha Hadid Architects, Heatherwick StudioMAD Architects из Пекина.
«Проектируя аэропорт в Геленджике, мы вдохновлялись идентичностью местной природы, основными составляющими которой являются галька, сосны и море. Благодаря полностью стеклянным фасадам сооружение сливается с окружающим ландшафтом, создавая ощущение природного парка», – пояснили идею проекта архитекторы Александр Цимайло и Николай Ляшенко.
По задумке здание аэропорта представляло собой комплекс невысоких павильонов, по форме напоминающих морскую гальку. Между отдельно стоящими корпусами аэропорта планировалось высадить сосны – Пинии, ставшие визитной карточкой главных набережных курортного города.
Кроме того, сосны служили бы естественной защитой от солнца. С помощью искусственно созданного водоема и высаженных между корпусами сосен специалисты хотели передать курортно-морской характер региона, давая возможность гостям прямиком из самолета попадать в атмосферу тропического юга.
Особенностью планировочной концепции аэропорта стало бы его возможное расширение: отдельно стоящие блоки могли бы достраиваться по мере увеличения региона.
Здание по проекту-победителю студии Fuksas уже построили – на возведение терминала ушло 18 месяцев. Работы завершились в конце 2021 года, а сейчас объект готовят к вводу в эксплуатацию.
Он выполнен в форме птицы, парящей над бухтой. Здесь разместились 13 стоек регистрации, шесть выходов на посадку и две ленты для выдачи багажа. Также у нового терминала есть парковка более чем на 400 машин. «Фишкой» места является открытая терраса с видом на море.
Кстати, парковки спроектированы не только как служебные помещения, но и как зеленые зоны. Более 1,8 тыс. кв. метров терминала отведено под объекты торговли и общепита.
Структурный потолок внутри здания символизирует оперение, а подсветка, меняющая цвет в течение дня – солнце, бликующее на морской глади, закат и звездное небо.