Дорожная проблематика
За последние годы встречи руководителей столичных строек с представителями прессы уже по традиции начинаются с вопросов, связанных с транспортным строительством.
«Адресная инвестиционная программа на 2014 год предусматривает выделение 90 млрд. рублей на дорожное строительство, - сообщил А. Бочкарев. - По расчетам, этой суммы должно хватить, чтобы ввести в эксплуатацию 76,6 километра реконструированных и вновь построенных дорог, а также 17 искусственных сооружений».
Сначала речь пошла о том, какие начатые строителями в предыдущие годы объекты нужно завершить. Это реконструкция 3 вылетных магистралей (шоссе Энтузиастов, Можайского шоссе, Щелковского шоссе). На развязках Московской кольцевой автодороги с Волгоградским проспектом, Дмитровским и Можайским шоссе надо построить в общей сложности 9 искусственных сооружений (имеются в виду направленные съезды, чтобы избавиться здесь от самозапирающихся при больших транспортных потоках «клеверных развязок»).
Что же касается других объектов улично-дорожной сети (УДС), то намечено завершение строительства: Алабяно-Балтийского тоннеля (полный ввод в строй состоится во II квартале), участка продления Краснопресненской набережной с тоннелем под МК МЖД, двухуровневой развязки в районе станции метро «Улица Академика Янгеля», участка реконструкции Дмитровского шоссе от Долгопрудненского шоссе до границ города, железнодорожной эстакады и путепровода над Смоленским направлением МЖД с учетом остановочного пункта «Сити» (1 иск. сооружение). Кроме того, будет завершена реконструкция Можайского путепровода.
В 2014 году запланировано начать строительство ряда объектов УДС. Прежде всего, это несколько транспортных развязок на пересечении МКАД: с Ленинским проспектом (заключение Мосгосэкспертизы уже получено, торги на строительство объявлены); с Рязанским проспектом (документация на рассмотрении в МГЭ); с Профсоюзной улицей (документация готовится для передачи на рассмотрение в МГЭ).
ОАО «Мосинжпроект» разработана и готовится для передачи на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектно-сметная документация для реконструкции объекта: «Реконструкция участка МКАД от Каширского до Варшавского шоссе с транспортной развязкой на пересечении с Липецкой улицей».
В 1 квартале текущего года запланировано начало строительства таких крупных объектов как, автомобильная дорога «Москва - Санкт-Петербург» (Северная рокада), участок УДС от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе; реконструкция Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда №728 до обводной дороги на город Подольск, включая транспортную развязку с обводной дорогой; транспортная развязка площади Тверской заставы (со строительством здесь подземной автостоянки и реконструкцией Тверского путепровода); реконструкция Рябиновой улицы со строительством автодорожного путепровода через пути Киевского направления МЖД.
«В это же время начнется 1 этап реконструкции автомобильной дороги А-101 Москва – Малоярославец – Рославль», - добавил глава городского департамента строительства.
Для справки: названная А. Бочкаревым автомагистраль всем больше известна как Калужское шоссе, которое сейчас стало своего рода центральной улицей Новой Москвы.
Строительство метро
В 2014 году запланировано построить 13,1 км линий, 9 станций (без учета вводных станций 2013 года). На участке Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до станции «Петровско-Разумовская» будут построены и сданы в эксплуатацию 3 станции: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская». Участок Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» также даст жителям Москвы 3 новых станции: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». К фиолетовой ветке добавятся 2 новые стации: «Котельники» и «Спартак». На Замоскворецкой линии будет сооружена давно обещанная станция «Технопарк».
Открытие большинства станций запланировано на конец года. Станцию «Спартак» планируется открыть весной, а станцию «Тропарево» - к сентябрю.
«Помимо названных станций и линий ведется работа по строительству объектов метро, ввод которых запланирован на последующие годы», - сообщил подробности А. Бочкарев.
По словам главы департамента строительства, очень активно строится участок Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции «Парк Победы» до станции «Раменки», который включит в себя три новые станции метро: «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская».
«В будущем эту линию соединят со станцией «Третьяковская» Калининской линии метрополитена, а также продлят в районы Солнцево и Ново-Переделкино», - подчеркнул А. Бочкарев.
Уже с прошлого года ведется строительство первого участка Кожуховской линии метрополитена, который включает в себя 4 станции: «Некрасовка», «Косино-Ухтомская», «Салтыковская улица», «Косино».
«Кожуховская линия – это абсолютно новая ветка метро, - отметил А. Бочкарев. - В Москве новые линии метро, с нуля, не строились давно, все последние годы в основном продлевались существующие линии».
В 2014 году планируется начать строительные работы на участке Кожуховской линии от станции «Косино» до станции «Нижегородская улица» (I квартал); южном участке Третьего пересадочного контура (ТПК) от станции «Каховская» до станции «Аминьевское шоссе» (I квартал); северо-восточном участке ТПК от станции «Электрозаводская» до станции «Нижняя Масловка» (III квартал); восточном участке ТПК от станции «Электрозаводская» до станции «Нижегородская улица» (IV квартал).
Завершая тему метростроения, руководитель департамента строительства обнародовал весьма интересную статистику. В 2013 году при строительстве линий Московского метрополитена было пройдено 27 582 метров тоннелей, из них горным способом – 2114 п. м, с использованием тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) - 25 017 п.м, открытым способом – 451 п. м.
В 2014 году планируется пройти 45 320 п.метров метротоннелей. Из них: с использованием ТМПК - 38 000 п.м; горным способом: - 5720 п.м; открытым способом: - 1600 п.м.
Объемы жилищного и социального строительства на 2014 год
По словам А.Бочкарева, на 2014 год плановый ввод объектов жилищного строительства за счет средств городского бюджета – 55 домов общей площадью 663,6 тысячи квадратных метров. Но в ближайшее время возможно внесение корректировок.
Будет продолжаться реализация программы сноса пятиэтажных жилых зданий первого периода индустриального домостроения. Начиная с 1999 года, когда была принята эта важнейшая социальная программа, снесено 1436 домов из 1722. Таким образом, в настоящее время программа сноса выполнена на 83,5%. Программа сноса полностью завершена в Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах.
«Из 286 пятиэтажек площадью 1046,7 тысячи кв. метров, которые осталось снести, 207 домов будут снесены за счет средств города, 79 – за счет инвесторов, - сообщил руководитель департамента строительства. - В 2014 году планируется снести более 100 пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. В настоящее время идет утверждение адресного списка».
Основной объем пятиэтажек первого периода индустриального домостроения будет снесен до конца 2015 года. В 2013 году снесено 66 пятиэтажек (47 - за средства горбюджета, 19 - по инвестконтрактам). В 2012 году было снесено 35 домов, в 2011 г. – 31 дом, в 2010 г. - 48.
Согласно Адресной инвестиционной программе, утвержденной Постановлением правительства Москвы от 10.09.2013г. №591-ПП, в 2014 году по программе «Дошкольное образование» предусмотрено к вводу в эксплуатацию 26 объектов на 5300 мест. Больше всего детских садов будет строиться в Северном округе г. Москвы – 6. На территории Новой Москвы запланировано построить 5 новых ДОУ.
Новые здания школы и блоков начальных классов (БНК) в Москве возводятся по программам «Общее образование» и «Начальное и среднее профессиональное образование». Согласно этим програмам город заказывает сооружение 19 объектов на 7545 мест. В том числе: 7 школ на 4325 мест и 12 БНК на 3220 мест.
В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 4 поликлиники на 1680 посещений в смену: детско-взрослая поликлиника в поселке Бутово, район Южное Бутово (ввод в эксплуатацию намечен на III квартал 2014 года); поликлиника для взрослых, район Левобережный, мкр. 1Б, корп. 26 (ввод планируется во II квартале 2014 года); пристройка и молочно-раздаточный пункт детской поликлиники №133, район Левобережный, мкр. 1Б, корп. 26А (ввод во II квартале 2014 года); поликлиника в районе Ховрино, ул. Зеленоградская, д. 27, корп. 1 (окончание работ в конце 2014 года).
В конце января 2014 года были объявлены конкурсы на проектирование 11 поликлиник. Уже в проектировании находятся 3 новых объекта медицины: женская консультация для родильного дома № 20 на Измайловском шоссе, д. 49А (ввод 2015 год); детско-взрослая поликлиника на улице Базовской, вл. 15, корп. 15 (2015 год); консультативно-диагностический центр с поликлиникой на территории Городской клинической больницы № 64 на улице Вавилова, д. 61 (ввод намечен на 2016 год).
Объекты культуры
Так получилось, что 2014 год в Москве будет очень «урожайным» на новые объекты культуры.
«31 декабря 2013 года было получено разрешение на ввод музыкального театра под руководством Александра Градского, - сообщил А. Бочкарев. - Передать этот объект в оперативное управление Александру Градскому планируется в марте 2014 года».
Здание театра под руководством Олега Табакова планируется сдать в эксплуатацию в декабре 2014 года. Музыкальный театр «Геликон-опера» (руководитель Дмитрий Бертман) также нужно ввести в декабре 2014 года.
До конца года планируется закончить строительство комплекса зданий музыкальной школы имени Гнесиных. В настоящее время Департамент строительства города Москвы уже завершил работы по реконструкции трех корпусов этого вуза. Также до конца 2014 года надо завершить реконструкцию музыкальной школы им. С.И.Танеева и школы искусств им. Стравинского.
Глава городского департамента строительства также сообщил, что уже находятся в проектировании объекты второй очереди (входная группа и подземно-наземный паркинг) театра «Et Сetera» под руководством Александра Калягина.
В 2014 году будет установлен памятник Дмитрию Константиновичу Кантемиру, выдающемуся политическому деятелю, советнику императора Петра I и руководителю царской канцелярии. Проектная документация на этот объект уже передана для получения заключения по экологической части проекта. В настоящее время ведется оформление ордера на производство работ.
Реконструкция Большой спортивной арены «Лужники»
В ноябре 2013 года подведомственное департаменту строительства казенное предприятие «Большая спортивная арена «Лужники» объявило конкурс на поиск управляющей компании, которая разработает проект и выполнит работы по реконструкции главного стадиона футбольного ЧМ-2018. В начале декабря был определен победитель конкурса. Им стало ОАО «Мосинжпроект». Эта компания дала снижение стартовой цены в 5% (1 млрд руб.) и взяла обязательство реконструировать Большую спортивную арену за 19 млрд рублей.
«В настоящее время продолжаются демонтажные работы, - сообщил А. Бочкарев. - На 80% выполнен первый этап демонтажа железобетонных конструкций, приступили к демонтажу внутренних инженерных систем. Полное завершение демонтажных работ запланировано на конец мая этого года».
Из розданного журналистам пресс-релиза можно узнать и другие подробности протекающего в Лужниках процесса реконструкции. Уже началось обустройство строительной площадки (установка строительного ограждения, проектирование временного электроснабжения). В этом году здесь планируется приступить к работам по устройству фундамента, возведению надземных частей сооружения: стены, колонны, перекрытия. На устройство фундамента и надземной части в 2014 году планируется использовать около 40 тысяч м3 тяжелого бетона.
Сообщается и ряд интересных фактов, касающихся будущего облика БСА «Лужники». После проведения реконструкции количество мест для зрителей увеличится с 78 тысяч до 81 тысячи. 300 мест будет оборудовано для лиц с ограниченными возможностями. Расстояние между рядами сидений планируется увеличить с 75 до 80 сантиметров. Для зрителей планируется разместить два больших экрана для просмотра матчей, будут установлены антивандальные зрительские сидения. На трибунах появится антивандальное покрытие. Проектом планируется проработать мероприятия по предотвращению доступа зрителей с трибун на игровое поле.
В условиях холодного климата игровое поле должно быть оборудовано подземным обогревом с системой электронного управления, чтобы не допустить замерзания газона в экстремальных зимних условиях.
В рамках реконструкции на БСА «Лужники» появится новейшая система автоматического определения гола «Goal control» (гол-контрол). Автоматика электронной системы работает, опираясь на данные, получаемые с нескольких камер, расположенных на крыше и сфокусированных на воротах, чтобы отследить движение мяча на поле. Если мяч пересекает линию ворот, на специальный браслет на запястье судьи поступает зашифрованный радиосигнал, показывающий, что гол был засчитан.
Реконструкцию арены планируется завершить к маю 2017 года. «Лужники» станут многофункциональным спортивным комплексом с возможностью проведения соревнований по легкой атлетике и массовых мероприятий культурно-зрелищного характера.
Подготовил Леонид Рудницкий
Фото автора и стройкомплекса Москвы