Основные направления работы столичного стройкомплекса
В конце 2010 года московский стройкомплекс в ранге заместителя мэра города возглавил Марат Хуснуллин, ранее бывший руководителем Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Смена руководства привела к реформированию Комплекса градостроительной политики и строительства столицы. Департамент городского строительства был преобразован в Департамент градостроительной политики, а из Мосгорзаказа и Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства был создан новый департамент строительства Москвы. В состав стройкомплекса теперь влилась Москомэкспертиза, которая раньше была обособленным контролирующим ведомством. Появилось совершенно новое подразделение - Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (кратко – Москомстройинвест). На работе двух подразделений – Москомархитектуры и Мосгосстройнадзора – реформа не отразилась.
Как сообщил М. Хуснуллин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, задачей реформы было налаживание четкого взаимодействия управленческих структур, чтобы выделенные бюджетные средства использовались максимально эффективно.
На заседании коллегии были названы основные направления работы строительной отрасли Москвы. Первым из них является максимальная проработка градостроительных основ столицы, что позволит инвесторам, строителям и жителям города видеть перспективы развития мегаполиса и возможные точки привлечения инвестиций. За первые месяцы 2011 года было проанализировано 200 ранее запланированных к строительству проектов и принято решение о снижении плотности застройки более чем на 1,5 млн. м². Теперь в городе нужно строить только те объекты, которых действительно не хватает. Однако ограничений по возведению гостиниц, объектов образования, здравоохранения, спорта и туризма не будет.
Подразделениями столичного стройкомплекса выполнена значительная работа по оптимизации застройки международного делового центра «Москва-Сити». Отменены все ранее принятые решения о строительстве на этой территории комплекса административных зданий Московской мэрии. Объем правительственного здания, которое уже начали возводить, сокращен с 636 до 351 тыс. м². По завершении строительства данный объект будет продан на аукционе. Аннулированы разрешения на возведение ряда других объектов на этой стройплощадке (башня «Россия» высотой 612 м и площадью более 520 тыс. м²; выставочно-деловой комплекс площадью 180 тыс. м²). Таким образом, нагрузка на территорию ММДЦ заметно уменьшилась. Но все запланированные паркинги здесь будут построены. В ближайшее время сюда придет еще две линии метрополитена. В текущем году завершится строительство эстакады, которая обеспечит выезд с территории делового центра на Звенигородское шоссе и скоростную трассу «Москва – Рига».
Тем не менее, несмотря на «усекновение» ранее принятых планов, объекты «Москва-Сити» продолжают активно строить. Здесь уже сдано в эксплуатацию 1 млн. 20 тыс. м² коммерческой недвижимости, в том числе паркингов на 3700 мест. Нынешней весной в центральном ядре ММДЦ был открыт торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити» площадью 180 тыс. м². В конце июля текущего года планируется ввод в строй еще одной «высотки» – комплекса с офисами и апартаментами. В целом все строительные работы на объектах «Москва-Сити» должны быть завершены в 2015 году.
Вторым направлением работы московских строителей М. Хуснуллин назвал развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. С этой целью серьезно увеличены объемы предпроектной подготовки будущих объектов, финансирование этой работы составляет 4,5 млрд. рублей. Москомархитектурой проработаны планы реконструкции 19 вылетных магистралей. Мосинжпроектом в рекордно короткие сроки подготовлена проектная документация по Варшавскому и Каширскому шоссе. В 2011 году начинается переустройство 8 магистралей. В этот перечень, помимо Варшавки и Каширки, включены Рязанский и Волгоградский проспекты, Ленинградское шоссе (от пересечения с МКАД до Шереметьево), Можайское шоссе, Рублевка, шоссе Энтузиастов.
Завершается формирование программы развития в столичных районах парковочного пространства. Анализ ситуации показал, что в городе зарегистрировано более 4 млн. автомобилей, а мест для их размещения имеется только 1 млн. 272 тыс. Сформированный для решения этой задачи план (за 5 лет построить 2 млн. парковочных мест) трудный, но вполне реалистичный. В 2011 году нужно ввести 491,5 тыс. машиномест. В последующие годы нужно строить не менее 400 тыс. мест ежегодно.
Кроме того, в ближайшие годы будет построено 300 км улично-дорожной сети с формированием выделенных полос для общественного транспорта, 75 км линий метрополитена и 37 новых станций столичного сабвея. До 2020 года нужно построить более 100 транспортно-пересадочных узлов (на основных подъездах к Москве, в периферийных районах города и на малом кольце Московской железной дороги).
Третье направление – реализация приоритетных для городского развития программ («Жилище», «Развитие Москвы и Московской области», «Развитие инфраструктуры спорта и туризма» и др.). Сейчас в столице РФ строится 2807 объектов с общей планируемой вводимой площадью 25,2 млн. м². Это пятилетний объем работ для всех строителей Москвы, так как в год сдается в эксплуатацию около 5 млн. м² недвижимости. Более того, объемы строительства в столице будут расти. Если говорить о жилищном строительстве, то за 5 месяцев 2011 года выданы разрешения на 34 объекта жилстроя площадью 879 тыс. м².
«В этом году мы планируем в рамках городского заказа увеличить ввод жилья на 100 тыс. квадратных метров, – сообщил М. Хуснуллин. – А в целом по городу за счет всех источников финансирования в 2011 году будет возведено около 2,5 млн. м² жилой площади. Мы дополнительно выделяем в этом году средства бюджета на ускорение сноса ветхого жилья и формирование задела на 2012 год. По инвестконтрактам в центре Москвы, там, где прежде были запланированы жилищные объекты, мы предлагаем строить доходные дома. Да, в центре сознательно ограничивается жилищное строительство – этого требует градостроительная ситуация в Москве. Но городские власти готовы рассматривать проработанные предложения по возведению жилья в рамках освоения периферийных территорий города и реорганизации промышленных зон».
Кроме того, планируются серьезные мероприятия по капитальному ремонту жилого фонда и его реконструкции.
Четвертое направление – создание благоприятного инвестиционного климата в столице – глава Мосстройкомплекса назвал важнейшим. Для снижения административных барьеров поставлена задача сократить сроки согласовательных процедур в 2 раза. Начата выдача документов Москомэкспертизы и разрешений Мосстройнадзора в электронном виде (пока в тестовом режиме). Наметились положительные тенденции в отношениях с МОЭСК (владельцы энергосетей) – уже проработан механизм компенсации собственникам инженерных сетей. Создано госучреждение, основная цель которого – освободить будущие стройплощадки от существующих обременений, осуществить вынос сетей и размещенных на них объектов, подготовить конкурсную документацию. Это необходимо для того, чтобы выставляемые на торги земельные участки были «чистыми». Сейчас в проработке 86 площадок для проведения открытых торгов, из них 38 – под размещение объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.
Пятое направление работы Комплекса градостроительной политики и строительства столицы – качественный пересмотр подходов к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы г. Москвы (АИП).
«АИП текущего года – лучшее подтверждение того, что слухи о сокращении объемов строительства в Москве беспочвенны, – заявил М. Хуснуллин. – Ее объем составляет 382 млрд. рублей, что на 27% больше прошлогоднего уровня. В этом году произошло реальное переосмысление АИП. Почти треть программы 2011 года – средства на объекты дорожной отрасли, по 10-15% – на транспорт и информатику, жилищное строительство и сооружение коммунальной инфраструктуры».
Итоги и задачи
На 1 июня 2011 года на территории столицы РФ выполнено строительных работ на сумму 31,1 млрд. рублей. За первые месяцы текущего года в столице введено в строй 10 детских садов, 62,4 тыс. м² жилья (за счет горбюджета), реконструирован корпус №2 НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, завершена реконструкция Панфиловского проспекта в Зеленограде, пущено движение по мостовому переходу Ленинградского шоссе через канал им. Москвы, сдано в эксплуатацию 12 пешеходных переходов и 46 объектов городских инженерных сетей.
В числе задач столичного стройкомплекса на II полугодие есть пункт об утверждении до конца III квартала АИП-2012. Программа пока только дорабатывается, но некоторые основные цели на следующий год уже определены. За счет средств городского бюджета в 2012 году будет вводиться в эксплуатацию 72 жилых дома суммарной площадью 736 тыс. м², из которых 48 зданий (общая площадь 572 тыс. м²) начнут возводить в текущем году. Также в будущем году планируется обеспечить ввод в строй 11 школ, 80 детсадов, из которых 9 школ и 38 ДОУ закладываются в 2011 году.
По планам нынешнего года в Москве будет построено 17 отелей, в том числе гостиница с апартаментами на 1 тыс. мест «Аква-Сити Палас» на Краснопресненской набережной, гостиница на 880 мест в аэропорту «Внуково» и гостиница с апартаментами на 300 мест при яхт-клубе «Динамо». Кроме того, в 2011 году завершится строительство офисно-гостиничного комплекса в Олимпийском проезде вместимостью 540 мест и отеля на улице Тверской (на месте снесенной гостиницы «Минск»).
По программе «Народный гараж» на 1 июня 2011 года в Москве сдано в эксплуатацию 49 объектов на 15 249 машиномест. До конца года будет построено еще 116 гаражных комплексов. На 2012 год планируется ввод в строй 250 объектов гаражного строительства на 80 тысяч машиномест.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы