Основные направления работы столичного стройкомплекса
В конце 2010 года московский стройкомплекс в ранге заместителя мэра города возглавил Марат Хуснуллин, ранее бывший руководителем Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Смена руководства привела к реформированию Комплекса градостроительной политики и строительства столицы. Департамент городского строительства был преобразован в Департамент градостроительной политики, а из Мосгорзаказа и Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства был создан новый департамент строительства Москвы. В состав стройкомплекса теперь влилась Москомэкспертиза, которая раньше была обособленным контролирующим ведомством. Появилось совершенно новое подразделение - Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (кратко – Москомстройинвест). На работе двух подразделений – Москомархитектуры и Мосгосстройнадзора – реформа не отразилась.
Как сообщил М. Хуснуллин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, задачей реформы было налаживание четкого взаимодействия управленческих структур, чтобы выделенные бюджетные средства использовались максимально эффективно.
![Анатолий Зайко Анатолий Зайко](/upload/medialibrary/fa8/fa8cef1534ccd0faafccc1713ccc03f3.jpg)
Подразделениями столичного стройкомплекса выполнена значительная работа по оптимизации застройки международного делового центра «Москва-Сити». Отменены все ранее принятые решения о строительстве на этой территории комплекса административных зданий Московской мэрии. Объем правительственного здания, которое уже начали возводить, сокращен с 636 до 351 тыс. м². По завершении строительства данный объект будет продан на аукционе. Аннулированы разрешения на возведение ряда других объектов на этой стройплощадке (башня «Россия» высотой 612 м и площадью более 520 тыс. м²; выставочно-деловой комплекс площадью 180 тыс. м²). Таким образом, нагрузка на территорию ММДЦ заметно уменьшилась. Но все запланированные паркинги здесь будут построены. В ближайшее время сюда придет еще две линии метрополитена. В текущем году завершится строительство эстакады, которая обеспечит выезд с территории делового центра на Звенигородское шоссе и скоростную трассу «Москва – Рига».
Тем не менее, несмотря на «усекновение» ранее принятых планов, объекты «Москва-Сити» продолжают активно строить. Здесь уже сдано в эксплуатацию 1 млн. 20 тыс. м² коммерческой недвижимости, в том числе паркингов на 3700 мест. Нынешней весной в центральном ядре ММДЦ был открыт торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити» площадью 180 тыс. м². В конце июля текущего года планируется ввод в строй еще одной «высотки» – комплекса с офисами и апартаментами. В целом все строительные работы на объектах «Москва-Сити» должны быть завершены в 2015 году.
Вторым направлением работы московских строителей М. Хуснуллин назвал развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. С этой целью серьезно увеличены объемы предпроектной подготовки будущих объектов, финансирование этой работы составляет 4,5 млрд. рублей. Москомархитектурой проработаны планы реконструкции 19 вылетных магистралей. Мосинжпроектом в рекордно короткие сроки подготовлена проектная документация по Варшавскому и Каширскому шоссе. В 2011 году начинается переустройство 8 магистралей. В этот перечень, помимо Варшавки и Каширки, включены Рязанский и Волгоградский проспекты, Ленинградское шоссе (от пересечения с МКАД до Шереметьево), Можайское шоссе, Рублевка, шоссе Энтузиастов.
![Александр Кузьмин Александр Кузьмин](/upload/medialibrary/8b8/8b8bce56f0b497037c49d59820bc4641.jpg)
Кроме того, в ближайшие годы будет построено 300 км улично-дорожной сети с формированием выделенных полос для общественного транспорта, 75 км линий метрополитена и 37 новых станций столичного сабвея. До 2020 года нужно построить более 100 транспортно-пересадочных узлов (на основных подъездах к Москве, в периферийных районах города и на малом кольце Московской железной дороги).
Третье направление – реализация приоритетных для городского развития программ («Жилище», «Развитие Москвы и Московской области», «Развитие инфраструктуры спорта и туризма» и др.). Сейчас в столице РФ строится 2807 объектов с общей планируемой вводимой площадью 25,2 млн. м². Это пятилетний объем работ для всех строителей Москвы, так как в год сдается в эксплуатацию около 5 млн. м² недвижимости. Более того, объемы строительства в столице будут расти. Если говорить о жилищном строительстве, то за 5 месяцев 2011 года выданы разрешения на 34 объекта жилстроя площадью 879 тыс. м².
«В этом году мы планируем в рамках городского заказа увеличить ввод жилья на 100 тыс. квадратных метров, – сообщил М. Хуснуллин. – А в целом по городу за счет всех источников финансирования в 2011 году будет возведено около 2,5 млн. м² жилой площади. Мы дополнительно выделяем в этом году средства бюджета на ускорение сноса ветхого жилья и формирование задела на 2012 год. По инвестконтрактам в центре Москвы, там, где прежде были запланированы жилищные объекты, мы предлагаем строить доходные дома. Да, в центре сознательно ограничивается жилищное строительство – этого требует градостроительная ситуация в Москве. Но городские власти готовы рассматривать проработанные предложения по возведению жилья в рамках освоения периферийных территорий города и реорганизации промышленных зон».
Кроме того, планируются серьезные мероприятия по капитальному ремонту жилого фонда и его реконструкции.
![Сергей Лёвкин Сергей Лёвкин](/upload/medialibrary/1a4/1a42519615253cfa0c770201481a7c2d.jpg)
Пятое направление работы Комплекса градостроительной политики и строительства столицы – качественный пересмотр подходов к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы г. Москвы (АИП).
«АИП текущего года – лучшее подтверждение того, что слухи о сокращении объемов строительства в Москве беспочвенны, – заявил М. Хуснуллин. – Ее объем составляет 382 млрд. рублей, что на 27% больше прошлогоднего уровня. В этом году произошло реальное переосмысление АИП. Почти треть программы 2011 года – средства на объекты дорожной отрасли, по 10-15% – на транспорт и информатику, жилищное строительство и сооружение коммунальной инфраструктуры».
![Константин Тимофеев Константин Тимофеев](/upload/medialibrary/23e/23e808896d1a1e8408116eea500912ef.jpg)
На 1 июня 2011 года на территории столицы РФ выполнено строительных работ на сумму 31,1 млрд. рублей. За первые месяцы текущего года в столице введено в строй 10 детских садов, 62,4 тыс. м² жилья (за счет горбюджета), реконструирован корпус №2 НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, завершена реконструкция Панфиловского проспекта в Зеленограде, пущено движение по мостовому переходу Ленинградского шоссе через канал им. Москвы, сдано в эксплуатацию 12 пешеходных переходов и 46 объектов городских инженерных сетей.
В числе задач столичного стройкомплекса на II полугодие есть пункт об утверждении до конца III квартала АИП-2012. Программа пока только дорабатывается, но некоторые основные цели на следующий год уже определены. За счет средств городского бюджета в 2012 году будет вводиться в эксплуатацию 72 жилых дома суммарной площадью 736 тыс. м², из которых 48 зданий (общая площадь 572 тыс. м²) начнут возводить в текущем году. Также в будущем году планируется обеспечить ввод в строй 11 школ, 80 детсадов, из которых 9 школ и 38 ДОУ закладываются в 2011 году.
По планам нынешнего года в Москве будет построено 17 отелей, в том числе гостиница с апартаментами на 1 тыс. мест «Аква-Сити Палас» на Краснопресненской набережной, гостиница на 880 мест в аэропорту «Внуково» и гостиница с апартаментами на 300 мест при яхт-клубе «Динамо». Кроме того, в 2011 году завершится строительство офисно-гостиничного комплекса в Олимпийском проезде вместимостью 540 мест и отеля на улице Тверской (на месте снесенной гостиницы «Минск»).
По программе «Народный гараж» на 1 июня 2011 года в Москве сдано в эксплуатацию 49 объектов на 15 249 машиномест. До конца года будет построено еще 116 гаражных комплексов. На 2012 год планируется ввод в строй 250 объектов гаражного строительства на 80 тысяч машиномест.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы