Принцип 1. Концепты ценности. Современная этика ответственности способствует обновлению мира ценностей;
Принцип 2. Информационное обеспечение. Концентрация и организованный поток массы людей обеспечивается расчётной работой и информационными коммуникациями;
Принцип 3. Этнокультурное направление. Самоидентификационная культура, определяясь как имиджевая политика региона, прямо пропорционально развивается росту информационной культуре глобализации;
Принцип 4. Динамическая архитектура. Рассматриваются пять факторов адаптации архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества;
Принцип 5. Совмещение пространств. Рассматриваются культурные совмещения пространств различного структурного происхождения.
Исследовательская работа по теме статьи проведена по результатам прикладных работ автора по проектированию и строительстве комплекса «Ысыах Тумаады» в пригороде Якутска в течение ряда лет.
Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сестрах: архитектуре, живописи и скульптуре.
Архитектор Ф. О. Шехтель
Пространство, а не камень -материал архитектуры. (...) Чудеса должны быть сделаны в архитектуре.
Архитектор Н. А. Ладовский
С исторических времён выход народов на ритуальные обряды преклонения силам природы происходил в открытых пространствах, выбранных родоначальниками. Такой праздник народа саха «Ысыах» является самым значимым и массовым праздником преклонения солнцу и природе в дни наибольшего солнцестояния 21-22 июня. Природные ландшафты, где происходят ритуальные действия, принимаются родами как храмы под открытым небом и определяются как сакральные ландшафты.
Местность Ус Хатын в долине Туймаада была выбрана легендарным прародителем народа саха Эллэем для проведения ежегодного праздника Ысыах. Архитектурно-этнографический комплекс «Ысыах Туймаады» организован под открытым небом на этой местности с 1998 года на 29 гектарах земли в 17 км от Якутска в лесостепной зоне с водоёмами. Ысыах включён в официальный перечень государственных праздников Республики Саха (Якутия). Комплекс вошёл в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры г. Якутска, утверждённый Постановлением Правительства РСЯ от 12 мая 2005 г. № 270. В данной местности в результате археологических исследований были выявлены археолого-этно-графические памятники. Они датируются с начала III тысячелетия до н.э.: эпохи мезолита, неолита, бронзового века, культурные остатки железного века.
В настоящее время ежегодный праздник «Ысыах Туймаады» посещают за два дня от 180 тысяч до 200 тысяч гостей, при общей численности города Якутска около 300 тысяч жителей. В массовых мероприятиях участвуют гости со всей республики и с разных стран. На территории комплекса расположены 14 ритуально-обрядовых центра, объединяющие 140 культовых объекта. 35 площадок- тюсюлгэ для улусов, 8 для округов, 40 для городских предприятий, в которых ежегодно проводятся более 500 культурно-массовых мероприятий. В рамках праздника проводятся более 30 конкурсов разного культурно-спортивного направления. В местность Ус Хатын от Якутска по автотрассе Якутск - Намцы к северу от города гости праздника приезжают на личном автотранспорте и на городских автобусах. На стоянках частного автотранспорта останавливаются на время от 4-х часов до 2-х дней одновременно около 25 тысяч автомашин.
Танец юности на открытии Ысыаха
Для нашей республики с территорией 3,2 миллиона квадратных км и с населением всего около 1 миллиона человек праздник «Ысыах Туймаады» является самым массовым скоплением народа на ограниченном пространстве в 29 га на 2 дня. Большое количество гостей отдыхает до встречи солнца в устроенных на отведённых участках - палатках, урасах, летних домиках, под навесами, в спальных мешках или в автомобилях. Часть гостей самую короткую и белую ночь проводят без сна.В центральной зоне Якутии зимний период длится от 7 до 8 месяцев. Абсолютный минимум в Якутске равен -64 С. Зона характерна коротким жарким летом, которое длится 2,5-3 месяца. Абсолютный максимум +38 С. В этих экстремальных и резко континентальных природно-климатических условиях Крайнего Севера в психофизиологии жителей по многолетним исследованиям учёных и специалистов накапливается внутригодовое цикличное перенапряжение организма и его температурной регуляционной системы. Исследователями центральных НИИ установлено, что основной обмен веществ у коренного населения Севера на 15-30% выше, чем у жителей средних широт, как проявление приспособительной реакции к постоянному воздействию холода. У жителей умеренного климата после переезда на работу в северные регионы, также после новой акклиматизации вырабатывается иммунитет к холоду в виде повышенного обмена веществ на 5-20% в течение адаптационного периода [1].
Автор идеи этнограф В. Ф. Яковлев
Встреча короткого лета на лоне природы до наступления жаркого июля для жителей Якутии является жизненной необходимостью: физиологической перезагрузкой иммунной системы от продолжительного экстремального холода к не менее опасной жаре. Традиционно якуты имели сезонные жилища: зимние и летние. Исследователями отмечены, что оба вида жилища - балаган и ураса по архитектурным параметрам к экстремальному климату адаптированы максимально рационально [2].
Как архитектор, автор статьи, имеет непосредственное участие в проектировании и строительстве «Архитектурно-этнографического комплекса «Ысыах Таймаады». Это обстоятельство даёт возможность провести прикладную исследовательскую работу и выдвинуть следующие принципы пространственной организации массового отдыха населения:
Беспрерывный входящий - выходящий поток гостей Ысыаха
Танец дружбы - осуохай
Принцип 1. Концепты ценности. Переживания - это наш жизненный мир, гарантия подлинности любой ценности. Синтез переживаний всегда приводит к новым концептам ценностей. В ментальной области любая ценность выступает как мысль, формирующаяся в переживаниях. Центральный вопрос бытия людей - не только культивирование этнокультурных ценностей, но и их совершенствование, и, особенно, создание новых эстетических и этических ориентиров [3]. Современная этика ответственности уверенно направляет разработку способов обновления мира ценностей. И пространственная организация с обновляемыми концептами ценностей комплекса «Ысыах Туймаады» является в настоящее время одной из главных площадок культурной жизни Республики Саха (Якутия). Здесь в течение 14 лет проходит научно-творческий поиск самоидентификационных культурных концептов ценностей. Разрабатывались несколько серий национальных орнаментов для дизайнерских решений среды. Архитектурные объекты с этнокультурным дизайном проходят мониторинг общественного восприятия. Художественные ценности архитектурно-дизайнерских решений среды оцениваются профессионалами и общественным мнением, что даёт высокую планку оценки концептам ценностей.
Схема генерального плана ритуально-обрядового центра в местности "Ус хатын"
Принцип 2. Информационное обеспечение. Массовая концентрация большого количества людей и техники на природоохранной зоне требует большой расчётной работы с соблюдением не только рекомендаций СНиП, также важнейшим требованием является организация безопасных потоков десятки тысяч людей к различным мероприятиям по своему желанию и при этом чувствовать себя комфортно и празднично. Организаторы за две недели до праздника в средствах массовой информации знакомят гостей с программами и планами - картами всех мероприятий. Это даёт возможность гостям запланировать своё время и место для посещения желаемых праздничных мероприятий. Многие гости могут приехать без всяких планов, для них предусмотрены различные информационные коммуникации. Информационное обеспечение даёт организованный поток людей. Здесь учитывается планирование особо массовых мероприятий и обрядов - как встреча солнца, открытие ысыаха. игры Тыгына, конные скачки и другие интересные конкурсы. Для гостей, которые не смогли или не пожелали попасть на трибуны для присутствия на открытии, используются новые информационные технологии - прямая трансляция на крупных экранах за ограждениями центральных трибун.
Эскиз календаря этнографа В. Ф. Яковлева
Ритуал обращения к сакральным силам земли и неба
Принцип 3. Этнокультурное направление. Активно принимаемое народом Саха и другими народами, населяющими Якутию, этнокультурное направление национального праздника из года в год расширяется, углубляется и обогащает культуру праздника. За 14 последних лет активного воздействия глобальной информационной культуры, у наших народов самоидентификационная культура увеличилась прямо пропорционально. В национальные одежды наряжаются всё большее количество гостей. Ритуально-обрядовые объекты выполнены по строгим каноническим правилам этнокультуры. Архитектурные решения большей части сооружений решены с национальным колоритом. Все эти архитектурно-дизайнерские решения среды создают неповторимое, оригинальное и позитивное пространство праздника. Массу людей просто притягивает это не городское, не деревенское и даже не совсем природное, а необычное, сакральное пространство. Здесь создаётся атмосфера пространства современности и этнокультуры в интегральном восприятии. Архитектура объектов ритуально-обрядового назначения проектируются согласно культурологическим изысканиям и с максимальным восстановлением функционально - символических определений. Поэтому пространственная организация формируется по определённой сакральной последовательности (4). Принцип этнокультурного направления в пространственной организации комплекса определяется как региональная имиджевая продукция в мировом культурном пространстве.
Общий осуохай после открытия Ысыаха
Принцип 4. Динамическая архитектура. Адаптация архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества указывает на необходимость в изменении традиционных методов проектирования. Эти условия продиктованы следующими факторами:
Во-первых, основные элементы архитектуры в комплексе являются событийными, привязанными к национальному празднику Ысыах, который проводится в течение только двух суток в году. Аналитические исследования и новые разработки культурного пространства разрабатываются в течение года и завершение работ проявляется как яркая кульминация всего процесса;
Во-вторых, большая часть архитектурных сооружений комплекса являются быстровозводимыми мобильными объектами (5) в основном из природного материала - дерева;
В-третьих, архитектурные и дизайнерские решения как культурные явления постоянно адаптируются: дополняются, совершенствуются или, теряя актуальность - качественно видоизменяются (6);
В-четвёртых, организация культурного пространства Ысыаха является притягательным продуктом событийно-познавательного туризма. С каждым годом увеличивается количество и географическое разнообразие гостей;
В-пятых, динамическая пространственная организация комплекса позволяет проводить и другие значимые региональные мероприятия, как «Саха-Селигер», музыкальные фестивали национальных общин, республиканские детские конкурсы и т. д.
Принцип 5. Совмещение пространств. Направление органической архитектуры определяется как совмещение пространства природного происхождения и искусственного, с определённой функцией. В данном исследовании такое упрощённое определение нас не полностью удовлетворяет. Используя определения постиндустриального мира, можем рассмотреть слияние пространств различного структурного происхождения в следующем ряде:
- природное пространство, исторически определённое как сакральный ландшафт;
- этнокультурное направление архитектурно -планировочных решений - как восстановление пространства в историческом ракурсе;
- динамическое архитектурное пространство -как событийное яркое явление в современной общественной жизни;
- вхождение в информационное виртуальное пространство;
- появление нового концептуально ценного культурного пространства региона и вхождение в глобальное культурное пространство.
Центральная арка Той Аана. Авторы: архитектор ГК.Горохов, этнограф В.Ф.Яковлев, народный мастер Ф.М. Марков
Древо мироздания Аар Кудук чэрчи мас. Авторы: В.Ф. Яковлев, Н.В. Яковлева, архитектор ГК. Горохов
Пять принципов пространственной организации массового праздника Ысыах Туймаады, впервые рассмотренные в данной статье, являются начальным этапом дальнейшей научно-исследовательской работы. В период интенсивного роста освоения природных ресурсов региона, наступления на подрастающее поколение информационной глобальной культуры, сохранение и развитие региональной культуры признана актуальной задачей в Республике Саха (Якутия).
Библиография
1. Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. - М., 1968
2. Лыткин К. А. Архитектура и строительство России. № 7, 2007
3. Канке В. А. Миропонимание и этика ответственности. - Калуга, 2004
4. Яковлев В. Ф. Ысыах - мир, душа и я., Якутск, 2004
5. Сапрыкина Н. А. Основы динамического формообразования в архитектуре. - М..2005
6. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды. М., 2007
Г.К. Горохов