Колористическая гамма декоративно-отделочных материалов в рекламных каталогах производителей является недостаточной. В данной статье показана возможность расширения колористической гаммы некоторых популярных декоративных покрытий, с использованием в качестве эталонных образцов цветовых вееров известных фирм-производителей лакокрасочных материалов. Выявлены ограничения по цвету, возникающие в процессе разработки цветовых рецептур для ряда декоративных материалов, а также особенности подбора цвета на материалах различного состава. Описаны декоративные эффекты, достигаемые при использовании декоративных материалов.
Современные способы декоративной отделки помещений включают в себя применение не только известных популярных подходов - обои, краски, керамическая плитка, паркет, ламинат и др., но и использование множества разнообразных специальных декоративных материалов. Среди них, например, фактурные и венецианские штукатурки, марморино, лессирующие лазури, а также патинирующие составы, и составы, содержащие металлические, серебряные, золотые и перламутровые пигменты и обладающие соответствующими цветовыми эффектами после нанесения на обрабатываемую поверхность.
Производители декоративно-отделочных материалов в своих рекламных каталогах предлагают колористическую гамму для каждого покрытия, включающую оригинальных цветов и оттенков (как правило от 10 до 200), причём цветовые рецептуры разрабатываются на основе собственных колорантов. Получение того или иного цвета декоративного материала производится, чаще, смешиванием стандартных фасованных объёмов соответствующих колорантов с количеством материала, составляющим одно тарное место. Рекламные каталоги могут быть выполнены с использованием как натуральных выкрасов, так и полиграфическим способом.
Однако, как правило, цветовой ассортимент, предлагаемых в рекламных каталогах фирм-производителей, является недостаточным для удовлетворения возрастающих потребностей взыскательных клиентов. Многие клиенты высказывают желание, о соответствии цвета декоративного покрытия каким- то элементам интерьера их жилища (мебель, плитка, текстиль и д.р.) и не могут найти таковой среди ограниченного количества вариантов имеющихся в каталоге. Либо хотят выбрать более подходящий цвет из нескольких близких цветов, обладающих небольшими различиями по оттенку. Таким образом, условием свободного выбора цвета клиентом и подбора цвета для элементов интерьера является наличие широкой цветовой гаммы. В связи с этим возникает потребность расширения колористической гаммы ряда декоративных материалов.
Наиболее простым способом расширения цветовой гаммы является разработка рецептуры цвета по образцу, представленному клиентом с последующей фиксацией этой рецептуры в собственном цветовом каталоге. Хотя при таком методе подбор цвета может быть выполнен более точно, поскольку производится с использованием реального цветового образца, однако, в этом случае затруднительно осуществлять разработку сразу нескольких цветов сообразно с пожеланиями клиента, а также если цветовой образец у клиента отсутствует.
При разработке цветовых рецептур новых цветов декоративных покрытий удобно осуществлять привязку разрабатываемых цветов к известным эталонным образцам. С этой целью мы применяли несколько цветовых вееров известных фирм, например «SHERWIN WILLIAMS Color»[l], «АСЕ Paint Color for your life»[2] (США), «COLOR DREAM Sistema tintometrico UCIC»[3], «BALDINI TECHNICOLOR»[4] (ИТАЛИЯ), в каждом из которых представлено до 2000 различных цветов, образующих колористическую систему. Указанные цветовые веера изначально предназначались для выбора цвета в основном при машинной колеровке водно-дисперсионных красок. Однако, некоторые производители декоративных материалов предлагают часть цветовой гаммы для этих продуктов, основываясь на ряде цветов из своих собственных вееров для колеровки водно-дисперсионных красок. Учитывая имеющуюся широкую цветовую гамму, веера для колеровки водно-дисперсионных красок вполне могут представлять интерес как удобный инструмент для развития цветового ассортимента популярных декоративных покрытий. Зачастую одной колеровочной системы (одного веера или каталога) не достаточно для выбора заказчиком подходящего цвета. Частота применения того или иного цветового веера связана с наличием в нём интересных для потребителя цветов и оттенков.
Покрытие VIVALDI PETRA ANTICATO SW6127 фото 1
Для получения полной гаммы цветов в колеровочных системах водно-дисперсионных красок используются, по меньшей мере, три базы красок: белая (bianco, weit) полупрозрачная (intermedio, medium), прозрачная (neutro), причём цвета различной интенсивности готовятся с применением баз с соответствующим содержанием в них белого пигмента. Материалы для декоративных покрытий таких баз не имеют. Более того, входящие в их состав наполнители оказывают на материал в основном разбеливающее действие. Поэтому есть ограничения в получении предельно тёмных цветов на большинстве декоративных материалов. С другой стороны, выявляются ограничения в получении очень светлых цветов на материалах, в которых присутствуют золотые, серебряные и перламутровые пигменты, в соответствии с цветом исходных баз этих материалов.
Разработка цветовых рецептур осуществлялась с помощью универсальных концентратов для тонирования «MIXOL®» [5] (Германия), которые пригодны для колеровки материалов на водной основе. По каждому материалу выполнялся тест на совместимость.
Оценка соответствия цвета декоративного покрытия цвету эталонного образца в цветовом веере проводилась визуально при рассеянном дневном освещении в одной плоскости наблюдения.
Рассмотрим ряд случаев разработки цветовых рецептур на различных декоративных материалах.
Фактурная штукатурка. Мы использовали фактурную штукатурку VIVALDI PETRA итальянской фабрики «LA CALCE DEL BRENTA»[6], нанося которую специальным инструментом, можно получить ряд интересных декоративных эффектов, имитировав, например, старую каменную стену (фото 1). VIVALDI PETRA наносится не колерованной и покрывается затем лессирующей лазурью VIVALDI SOSPIRI одноимённой фабрики. Таким образом, необходимо разработать цветовую рецептуру для VIVALDI SOSPIRI, соответствующую выбранному по цветовому вееру цвету, учитывая особенности нанесения VIVALDI SOSPIRI и имеющейся фактуры. Кроме того насыщенность цвета зависит от толщины слоя лазури.
Пример разработанной рецептуры VIVALDI SOSPIRI цвета SW 6127 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color», представлен в Таблице 1. На фото 1 видно соответствие цвета эталонного образца в цветовом веере цвету декоративного покрытия «VIVALDI PETRA ANTICATO», а также визуально заметен переход от гладкоокрашенного образца к фактурному.
Особенность получаемых таким способом покрытий состоит в том, что цвет в углублениях фактуры оказывается темнее цвета наружных плоскостей.
Таблица 1. Рецептура VIVALDI SOSPIRI SW 61 27 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color» |
Венецианская штукатурка. Качественное нанесение венецианской штукатурки позволяет получить на отделываемой поверхности эффект мрамора [7,8] . Особенность работы с этим материалом состоит в том, что в результате железнения последнего нанесённого слоя венецианским шпателем цвет существенно и неравномерно темнеет (на 30-40%). Это обстоятельство должно быть учтено при разработке цветовой рецептуры, так как в процессе подбора цвета затруднительно каждый раз железнить испытуемые пробные выкрасы и подбор цвета осуществляется путём сравнения с эталоном нанесённого и хорошо просохшего слоя колерованной венецианской штукатурки (см. тест-карту). Железнение позволяет, таким образом, добиться несколько более темных цветов этого покрытия.
Покрытие венецианская штукатурка VIVALDI STUCKY 26 В 03 фото 2
Покрытие VIVALDI ASSOLO D13-3 фото 3
В таблице 2. Приведен пример разработанной рецептуры 26 В 03 по цветовому вееру «COLOR DREAM Sistema tintometrico UCIC» для венецианской штукатурки VIVALDI STUCKY («LA CALCE DEL BRENTA»). Фото 2 иллюстрирует визуальное соответствие подобранного цвета венецианской штукатурки эталонному образцу в цветовом веере.
Таблица 2. Рецептура VIVALDI STUCKY 26 В ОЗ по цветовому вееру
«COLОR DREAM Sistema tintometrico UCIC» |
Марморино. Декоративная штукатурка на основе гашёной извести с максимальным размером частиц кварцевого песка около 0,7 мм называемая «Марморино» нанесении даёт эффект от гладко полированного до срывного природного камня. Как и в случае с венецианской штукатуркой выполняется железнение последнего ещё не просохшего нанесённого слоя. Однако темнение цвета в результате железнения происходит в несколько меньшей степени, что желательно иметь ввиду при разработке цветовой рецептуры (см. тест-карту).
В таблице 3. Приведен пример разработанной рецептуры D13-3 по цветовому вееру «АСЕ Paint Color for your life» для декоративной штукатурки VIVALDI ASSOLO («LA CALCE DEL BRENTA»). Фото 3 иллюстрирует визуальное соответствие подобранного цвета VIVALDI ASSOLO эталонному образцу в цветовом веере с учетом особенностей получаемой фактуры.
Образец, представленный на приведённом фото, имитирует натуральный полированный камень с естественными пустотами внутри.
Таблица 3. Рецептура VIVALDI ASSOLO D13-3 по цветовому вееру «АСЕ Paint Color for your life» |
MAPMO-L. Покрытие MAPMO-L также имитирующее старую каменную стену, выполняется путем фрагментарного нанесения слоя колерованной венецианской штукатурки поверх уже нанесённого слоя фактурной штукатурки. После чего вся плоскость снова затягивается слоем венецианской штукатурки. Цвет такого покрытия определяется цветом венецианской штукатурки. Поскольку железнение этого покрытия производится с меньшим усилием, цвет венецианской штукатурки темнеет также в меньшей степени. Это обстоятельство мы учитывали при разработке цветовых рецептур. То есть подобранный цвет венецианской штукатурки не должен быть существенно светлее эталонного образца цветового веера. (Таблица 4, Фото 4 ).
Таблица 4. Рецептура VIVALDI STUCKY BG 74.32.91 по цветовому вееру «BALDINI TECHNICOLOR» |
Покрытие MARMO - L. VIVALDI STUCKY - VIVALDI PETRA BG 74.32.91 фото 4
Особенности нанесения материалов при изготовлении покрытия MARMO - L позволяют получить фактуру, углубления в которой имеют более светлый тон, чем выступающие плоскости. Кроме того, это покрытие тактильно более гладкое, чем выполненное только из фактурной штукатурки (VIVALDI PETRA, например), ввиду меньших размеров частиц венецианской штукатурки и её большей пластичности.
Марокканская штукатурка. Так называемое покрытие «Марокканская штукатурка» мы выполняли путём фрагментарного нанесения колерованной венецианской штукатурки на имеющийся слой колерованного марморино. После этого покрытие железнится металлической кельмой. Как правило, марморино и венецианская штукатурка колеруются в один цвет. Однако, иногда заказывают двухцветное покрытие. В случае однотонного покрытия , в некоторых случаях, цветовые рецептуры разрабатываются с учетом разного влияния железнения материалов на величину потемнения цвета.
В Таблице 5 представлены рецептуры цвета SW 6621 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color» для покрытия Марокканская штукатурка, состоящей из марморино VIVALDI ASSOLO и венецианской штукатурки VIVALDI STUCKY. В данном случае обе рецептуры идентичны. Соответствие цвета покрытия выбранному эталону видно на фото 5.
Таблица 5. Рецептуры VIVALDI ASSOLO -VIVALDI STUCKY SW 6621 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color» |
Покрытие Марокканская штукатурка VIVALDI ASSOLO - VIVALDI STUCKY SW 6621 фото 5
Покрытие SETA PLATINO SW 6073 фото 6
Покрытия металлическим и перламутровым эффектом.
Покрытие «перламутровый песок». Это покрытие содержит в своём составе кварцевый песок крупной фракции, который при нанесении кистью образует на поверхности характерные рельефные выступы в сравнении с гладкими участками. Как правило, выпускается в двух или трёх базах с добавлением различных металлических пигментов: серебряной (ARGENTO), платиновой (PLATINO), золотой (ORO). Позволяет получить ценную декоративную отделку. Покрытие полупрозрачно и, поэтому для уменьшения расхода и усиления декоративного эффекта рекомендуется его нанесение на подложку соответствующего цвета. В нашей работе мы применяли покрытие SETA итальянской фабрики BIANCHI LECCO[9], производящейся в трёх базах: ARGENTO, PLATINO, ORO и наносили его на оригинальную подложку BASE DECOR производства этой же фабрики. (Таблицы 6 и 7, Фото 6 и 7).
Таблица 6.Рецептуры BASE DECOR и SETA PLATINO SW 6073 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color» |
Покрытие SETA ORO 17А05 фото 7
Таблица 7.Рецептуры BASE DECOR и SETA ORO 17 А 05 по цветовому вееру «COLOR DREAM Sistema tintometrico UCIC» |
Покрытие «мокрый шелк». При нанесении этого материала металлической кельмой наблюдается так называемый «оптический эффект», при котором разнонаправленные мазки имеют разную насыщенность цвета. А в случае изменения угла освещения или наблюдения одни и те же участки покрытия оказываются относительно соседних участков визуально темнее или светлее. Выпускается также в двух базах: серебряной (ARGENTO) и золотой-(ORO). Покрытие «мокрый шёлк» также полупрозрачно и его желательно наносить на колерованную подложку (см. тест-карты).
Покрытие LUNA ARGENTO С13-2 фото 8
В качестве подложки мы использовали водно-дисперсионную краску Т45 фабрики UCIC соответствующей базы, на которую наносили оптическую краску LUNA фабрики BIANCHI LECCO (Италия). (Таблицы 8 и 9, Фото 8 и 9). Для проверки прочности покрытия проводили испытание на адгезию.
Таблица 8.Рецептуры Т45 BIANCO и LUNA ARGENTO С13-2 по цветовому вееру «АСЕ Paint Color for your life» |
На фото 8 заметно, что эталонному образцу С13-2 в цветовом веере оказываются близкими по колористической концентрации те участки покрытия LUNA ARGENTO, которые отражаются как более светлые. Те же участки, которые отражаются как более тёмные, более близки уже следующему по насыщенности эталону С13-3.
Таблица 9. Рецептуры Т45 NEUTRO и LUNA ORO SW 6705 по цветовому вееру «SHERWIN WILLIAMS Color» |
Покрытие LUNA ORO SW 6705 фото 9
Разработка цветовых рецептур при использовании этих материалов включала две стадии. Сначала мы подбирали цвет подложки соответствующей выбранному эталону (см. на тест-карте), а затем через коэффициент колеровки рассчитывали рецептуру декоративного слоя. В этой связи следует отметить, что переход от цветовой рецептуры подложки к рецептуре финишного покрытия должен учитывать особенности состава последнего. Так в случае серебряной базы, из-за более сероватого её оттенка, содержание ярких хроматических компонентов должно быть несколько увеличено, и наоборот содержание серых и черных компонентов несколько уменьшено. В случае золотой базы цветовые рецептуры подложки и декоративного покрытия вообще имеют разный состав, поскольку исходный цвет этих материалов в базе различен (подложка как правило белого цвета, а декоративное покрытие соответственно золотого). При разработке цветовой рецептуры добавлять цветовые компоненты необходимо исходя из базового золотистого цвета материала. Кроме того здесь выявляются ограничения по изготовлению светлых тонов если они выбраны по цветовому вееру: цвет декоративного покрытия в золотой базе не может быть светлее цвета самой этой золотой базы. Так же некоторые ограничения накладываются на разработку светлых цветов близких оттенков на серебряных базах. Часто не возможно точно подобрать достаточно близкие оттенки из цветового веера, используя серебряную базу, ввиду превалирования её сероватого цвета над цветом образцов цветового веера. Оценить качество такого подбора весьма сложно.
Покрытие FAI DECOR YR 9523.87 фото 10
Несмотря на то, что металлизированные материалы, как правило, полупрозрачны, и колеруются сравнительно небольшим количеством колорантов в сравнении с белыми базами водно-дисперсионных красок, достижение предельно темных и насыщенных цветов на них крайне затруднительно. Превышение количества пигментных паст в материале сверх допустимого предела, ведёт к уменьшению металлического или перламутрового свечения и к ухудшению механических свойств декоративного покрытия.
При разработке цветовых рецептур металлизированных покрытий мы заметили проявление «флоп-эффекта», то есть изменения цвета покрытия в зависимости от угла наблюдения. По этой причине сравнивать эталонный образец в цветовом веере с образцом металлизированного декоративного покрытия можно исключительно в одной плоскости под углом 90 . В этой связи следует также отметить, что иногда возникает проблема несколько осветлить боковой тон подобранного цвета, выполненного на металлизированной базе. Для этой цели можно использовать добавление белого колоранта в небольших количествах. Однако, если концентрация белого пигмента в металлизированном материале окажется более значительной, это может привести к ослаблению металлического или перламутрового эффекта.
Патинирующие составы. Эффект «патины» или эффект состаренной, местами полустёртой краски достигается нанесением специального полупрозрачного материала, в составе которого имеются белые, не окрашиваемые частицы оксидов в виде мягких хлопьев, которые после непродолжительного подсушивания разравниваются специальным пластиковым шпателем, образуя характерный рисунок. Во избежание скольжения этих хлопьев по плоскости, материал наносят кистью на слегка шероховатый базовый слой, чаще белого цвета. В нашей работе мы использовали продукт FAI DECOR итальянской фабрики BIANCHI LECCO, который выпускается в трёх базах: матовой (FAI DECOR), серебряной (FAI DECOR ARGENTO), золотой (FAI DECOR ORO). Покрытие FAI DECOR наносили на оригинальную базовую подложку BASE DECOR одноименного производителя.
Покрытие FAI DECOR ARGENTO C18-5 фото 11
При разработке цветовой рецептуры для более точного совпадения цвета желательно на пробных выкрасах имитировать реальное нанесение FAI DECOR. В Таблицах 10 - 12 приведены рецептуры цвета FAI DECOR, FAI DECOR ARGENTO и FAI DECOR ORO подобранные по веерам «BALDINI TECHNICOLOR» и ACE Paint Color for your life».
На фото 10 - 12 видно, что подобранный цвет можно считать соответствующим эталону, если интенсивность цвета эталона занимает промежуточное положение между интенсивностью самых светлых и самых тёмных мест образца декоративного покрытия.
Таблица 10. Рецептура FAI DECOR YR 95.23.87 по цветовому вееру «BALDINI TECHNICOLOR»FAI DECOR |
Таблица 11.Рецептура FAI DECOR ARGENTO C18-5 по цветовому вееру «АСЕ Paint Color for your life» |
Таблица 12. Рецептура FAI DECOR ORO C18-5 по цветовому вееру «АСЕ Paint Color for your life»
|
Таким образом, мы показали, что используя известные цветовые веера можно существенно расширять колористическую гамму декоративно-отделочных материалов, которые начинают широко применяться в отделке помещений, удовлетворяя, тем самым, возрастающие потребности людей по индивидуальному цветовому оформлению своего жилища.