В конкурсе на проектирование участвовали шесть ведущих компаний, чей богатый опыт и знания были реализованы в крупнейших мегаполисах Европы, Азии и Америки.
В числе разработчиков проекта три лауреата Притцкеровской премии (архитектурной Нобелевской) последнего десятилетия — Пьер де Мерон, Кацуо Седзима, и Рэм Колхас, работы которых получили наивысшую оценку в понимании архитектуры как художественной ценности.
Как заявили организаторы, первое знакомство с шестью конкурсными работами состоялось 20 декабря в московском Центре современной культуры «Гараж». Согласно проведенной оценке членов Градостроительного совета Москвы, было решено, что два проекта отвечают основным требованиям конкурсной программы и подлежат дальнейшему обсуждению специальных целевых групп, в состав которых входят как члены Научного совета, так и будущие жители «Сколково».
В результате шестимесячного всестороннего обсуждения было принято решение отдать пальму первенства проекту французского бюро AREP Ville, в котором принял участие известный ландшафтный архитектор Мишель Девинь.
Как отметил сити-менеджер Сколково Виктор Маслаков, представленная градостроительная концепция AREP Ville, - один из первоначальных этапов создания комфортной среды, которая благоприятствует работе по поиску эффективных и инновационных решений в науке и технике. Этому во многом помогает разумное расположение и взаимная связь научных структур университета, технопарка, исследовательских центров и представительств крупных компаний, работа которых обращена в сферу высоких технологий. Благодаря продуманным и хорошо организованным ландшафтным пространствам вокруг помещений научных учреждений создаются прекрасные условия для уединения и для активного общения. Важным фактором, влияющим на комфорт условий успешной деятельности сотрудников инновационного центра, является экология. Французы в своем проекте предлагают заменить общественный транспорт велосипедом или поездкой на электромобиле. Предусматривается половину потребляемой городом энергии получать из возобновляемых источников, включая бесплатную энергию солнца, ветра и других альтернативных источников.
Отвечая на вопросы присутствующих, Виктор Маслаков заметил, чтобы построить такой город, в котором гармонично решались бы в короткие сроки градостроительные проблемы взаимосвязи инфраструктуры и наукоемкой экономики, а также эффективное и грамотное формирование в одном месте с нуля всех основных компонентов (университет, бизнес-инкубаторы, технопарки, жилье и общественные структуры), требуются огромный опыт и знания.
- В представленном проекте мы придерживались перспективных градостроительных потребностей, которые будут основой жизни населения «Сколково», - говорит один из авторов. Их основу составляют четыре основных позиции (4Э): экологичность, энергоэффективность, эргономичность и экономичность. Эти требования проявляются в новом городе одновременно, создавая новую, более совершенную среду, в которой раскрываются не только творческие возможности архитекторов, но и технические изыски многих инженерных изобретений, которые так важны при обслуживании городского хозяйства будущего Сколково.
Авторы проекта предусмотрели при строительстве города, в силу различных причин, возможность и вариабельности некоторых планировочных решений, т. е. замены одной структуры на другую без ущерба для общей принципиальной структуры генплана.
Такой подход позволяет иннограду безболезненно адаптироваться к различным градостроительным ситуациям, которые часто возникают при долговременном развитии и структурировании городской среды. Подобная ситуация коснется наукоемких городов, таких как Сколково, где город «впитывает в себя пять различных кластеров, связанных с основными направлениями инновационного центра: ядерная технология, энергоэффективность и сбережение, медицинские технологии, космическая проблематика, компьютерные технологии и программное обеспечение.
По предложению одного из авторов проекта ландшафтного архитектора Мишеля Девиня, все группы кластеров окружены зеленым кольцом, состоящим из различных деревьев и кустов.
Подобное планировочное решение можно назвать оазисом новой городской среды – ландшафтный урбанизм.
Главная транспортно-пешеходная артерия будущего города - красивый живописный бульвар, соединяющий кластеры в единую цепочку, создавая удобную связь для всех горожан. Такое планировочное решение небольшого по масштабам нашей страны города, в котором будут работать и жить более 30 тыс. человек, необходимый элемент оперативного общения и обмена информацией.
Исходя из «технологии» жизнедеятельности населения, его специфики работы, а также рельефа местности, на которой будет располагаться инноград, «конструкторы» города – архитекторы разместили высокотехнологичное производство на периферийных участках городской застройки.
Далее планируется инфраструктура, связанная с социальным обслуживанием населения. Замыкают триаду застройки жилые кварталы, находящиеся в парковой зоне.
Кстати, следует заметить, что вся жилая застройка города состоит из малоэтажных домов: коттеджи, таунхаусы, блокированные дома и т.д.
Конструкция стен представляет собой эффективные теплосберегающие строительные материалы, позволяющие сохранять тепло внутри зданий.
Согласно экспертизе, было отмечено, что одной из сильных сторон проекта являются удачные приемы использования ландшафта в градостроительстве Сколково. Гармоничная взаимосвязь застройки и зеленых полос, пластично входящих в дворовое пространство жилых домов и их окружения, придаст не только живописность окружающей среде, но и улучшат экологический климат проживающих. Генплан города с его кластерами удачно вписывается в естественный рельеф, располагаясь на природном возвышении, благодаря чему создаются великолепные видовые точки на нижележащий парк и его окружение.
Именно здесь, на пологих склонах реки Сетунь организуются площадки для различных игр, отдыха, спортивных соревнований, прокладываются дорожки для бега и велосипедных прогулок. Интересная инновационная деталь: общественные парки будут служить для сбора и дренажа дождевых и талых вод.
Условно разделяя город на автономные части, имеются в виду кластеры-поселения. Авторский коллектив проектировщиков создает комфортную среду проживания, в которой благодаря камерности образуются «оазисы» тишины и спокойствия для работы и отдыха.
Практика небольшого города показывает, что именно в таких поселениях можно уйти от шума и назойливости различных мероприятий большого города, организовать полноценные сообщества – «единство непохожих», в которых достигается высокая полезная интенсивность общения и «узнавания» населения.
По утверждению критика Алексея Щукина, подобное поселение можно именовать «Городской деревней». Подобный градостроительный эксперимент расселения может стать перспективной моделью развития городской среды ХХI века.
Городская деревня может быть тем местом, где создаются максимально удобные условия для работы, проведения исследований и изобретений. Это место, где можно общаться, обмениваться информацией, знакомиться.
И при этом горожане близки к природе и живут в спокойствии. Это жизнь и работа в согласии с природой.
В иннограде помимо общего центра планируются в каждом из кластеров свои научные и офисные центры, жилые кварталы, социальные объекты. Научные объекты размещаются ближе к Минскому шоссе, а жилые - преимущественно с противоположной стороны, утопая в зелени. Жилая застройка предполагается в основном средней и малой этажности, то есть человеческого масштаба, и разных типов жилища. По проекту этажность строений постепенно снижается в сторону парка - город как будто опускается в зеленую массу крон деревьев и кустов. В каждой из деревень создаются безопасные в транспортном отношении безавтомобильные зоны.
По оценке специалистов стоимость всего проекта составляет 120 млрд. рублей.
Справка.
Участок, выбранный для наукограда Сколково, отличает достаточно удобный ландшафт, который практически свободен от застройки. Соседство с лучшей российской бизнес-школой способствует решению стоящей перед Сколково задачи привить российским исследователям навыки коммерциализации научных разработок.
Он находится недалеко от МКАД и рядом со сианцией «Трехгорка» белорусского направления ж.д.
Автор Виктор Страшнов