Несмотря на ряд спорных положений, необходимость принятия подобного нормативного акта давно назрела и является жизненно необходимой для нормального функционирования экономики. Только в 2007-2009 гг., по данным МЧС, ущерб от пожаров достигал полумиллиарда рублей помимо прямых убытков пострадавших и недополученных бюджетом средств. С учетом прошедшего катастрофического 2010 года (полностью ущерб еще не определен) сумма потерь вряд ли сократилась. Понятно, что если бы механизм страхования работал, разрешение подобных ситуаций оказалось бы куда дешевле и проще.
Согласно проекту закона, его действие распространится на физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Как и в случае с ОСАГО, тарифы в этом виде страхования установит правительство. Однако страховая сумма по договору будет определяться страховщиком по результатам оценки пожарного риска. Как сказано в законе, минимальная страховая сумма – 10 млн. руб., максимальная – 500 млн. руб.
При этом в проекте прямо говорится (см. ст. 8), что коэффициенты к страховым тарифам устанавливаются в зависимости от состояния систем противопожарной защиты, предусмотренных федеральным законодательством в области пожарной безопасности, а также от состояния готовности к предупреждению, локализации и ликвидации пожаров.
Необходимо заметить, что большинство владельцев коммерческих структур отдают себе отчет, что устойчивая работа возможна лишь при возможно полном контроле рисков аварийности, особенно если предприятие связано с реальным производством. Однако всегда существуют ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже при самом тщательном планировании. К ним можно отнести:
• ошибки персонала;
• стихийные бедствия;
• техногенные аварии и катастрофы (такие, как падение летательных аппаратов и т.д.);
• преднамеренные акты (поджоги, спланированные взрывы и т.д.);
• ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства;
• неизвестные или достоверно не прогнозируемые на данный момент "механизмы" и причинно-следственные связи ухудшения состояния оборудования;
• недостаток финансовых средств для обновления производственных фондов и другие факторы.
Очевидно, что хотя такие риски не могут быть абсолютно исключены благодаря превентивным мероприятиям, уровень потерь существенно снизится при использовании максимально эффективных средств защиты и борьбы с последствиями перечисленных нештатных ситуаций.
Безусловно, для наиболее эффективного выбора и размещения подобных средств необходим детальный анализ, который даст возможность выделить главные потенциальные источники опасности, а также объективные и субъективные факторы, способствующие эскалации аварии. Однако можно сразу указать два основных критерия, связанных с подбором противопожарного оборудования, как наиболее актуального для большинства производств: это быстрота срабатывания и надежность. И если первую можно выяснить из технического описания системы, то о второй говорят документы, выданные независимыми органами сертификации.
Накопленный мировой опыт свидетельствует, что уровень риска при использовании сложных защитных систем минимизируется, если их качество подтверждено соответствующими сертификатами.
Соотношение качества и страховых рисков (по данным Андреа Бенвенути - Peerless Pump Company)
«Мы сознательно пошли на «перекрестную» сертификацию нашей противопожарной насосной установки, – говорит Роман Марихбейн, руководитель направления «Инженерные системы зданий и сооружений» компании GRUNDFOS, мирового лидера в производстве насосного оборудования. – Станции серии HYDRO MX, которая была спроектирована в конструкторском бюро подмосковного завода российского подразделения компании, сертификат соответствия РФ, а также разрешение ФСЭТН, необходимое для применения оборудования на ряде промышленных предприятий. Несмотря на то, что процедуры такой сертификации достаточно сложны и затратны, они гарантируют пользователю, что в нужный момент установка сработает штатно».
Нужно отметить, что такого рода станции, в состав которых входит несколько многоступенчатых вертикальных насосов типа CR, специально предназначены для систем пенного и водяного пожаротушения, наиболее распространенных в России и мире. Они обеспечивают подачу до 260 м3/ч, развивая давление до 14 бар.
Схема работы противопожарной установки HYDRO MX
Срабатывание станции происходит автоматически. Сигнал на включение привода электрозадвижки поступает одновременно с сигналом на пуск пожарного насоса. Кроме автоматического открытия, задвижку можно открыть и в ручном режиме с помощью переключателя на дверце шкафа.
Подобного рода установки, в силу компактности и надежности, могут быть применены практически на всех предприятиях, включая те, которые относятся к категории опасных. В частности, насосные станции на базе вертикальных центробежных насосов CR во взрывозащитном исполнении (по требованиям АТЕХ) были установлены на первом в России заводе масел компании SHELL, расположенном близ г. Торжок Тверской области. Можно упомянуть и автосалон "Тойота-Лексус" в Казани, где пожаротушение обеспечивается станцией HYDRO MX 2 CR 120-3 (с гидробаком 300 DIT5), а также новый терминал аэропорта Внуково, в инженерном обеспечении которого применена подобная схема.
Ясно, что использование современных средств пожаротушения повлияет на уровень потенциального риска и станет весомым аргументом для применения понижающих коэффициентов. Верно и обратное: необходимость страхования будет стимулировать владельцев вкладывать деньги в модернизацию систем безопасности своих предприятий. «Мы считаем, – подчеркнул на конференции в «РИА Новости» директор департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Макаревич, – что принятие этого закона улучшит ситуацию по одной простой причине – здесь включаются механизмы экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты. Конечно, предприниматель или бизнесмен может использовать в целях обеспечения пожарной безопасности устаревшее оборудование, но страховая компания, приходя на объект с целью его страхования, вправе увеличить размер страхового тарифа в случае, если этот объект не отвечает требованиям пожарной безопасности. Увидев недочеты, страховщики, естественно, повысят страховой тариф. И это, безусловно, будет экономически стимулировать собственника объекта внедрять новые системы противопожарной защиты».
Действительно, поскольку введение нового закона об обязательном страховании предприятий планируется уже в ближайшей перспективе (говорят о 2014 и даже 2013 годах), страховое сообщество начинает активно готовиться к началу серьезной работы со страхователями. «Очевидно, что чем больше сил и средств владелец объекта вложит в обеспечение превентивной защиты своего предприятия, – говорит генеральный директор СК "Капитал-Резерв" Алексей Самарин, – тем меньше оцениваемый риск. Соответственно, тем ниже будут коэффициенты к базовым тарифам, которые предложит нам государство, согласно проекту закона. Это общемировая практика, которая, безусловно, актуальна и для России. Естественно, что мы, как и большинство наших коллег, уже разрабатываем соответствующие продукты, где предусмотрим стимулирующие меры для добросовестных страхователей, планирующих развитие своего бизнеса в долгосрочной перспективе. Вообще же, принятие подобного закона – это еще один шаг на пути отечественного бизнеса к цивилизованным коммерческим отношениям».
Опыт внедрения обязательного страхования в России уже есть. И, несмотря на первоначальное сопротивление и недоверие как со стороны потребителей, так и экспертов, он успешно работает уже несколько лет. Поэтому введение нового закона также, по всей видимости, пройдет в штатном режиме. И поскольку до окончательного принятия проекта осталось время, думать над способами снижения потенциальных рисков стоит уже сейчас.
О. БОРИСОВА, ООО «ГРУНДФОС»