Ефим Басин: "Несмотря на то, что сегодня закону, который мы рассматриваем, ровно год, до сих пор раздаются голоса противников саморегулирования, направленные на то, что «строительная отрасль погибнет, особенно малые предприятия, их никуда не пустят, никуда не возьмут, что надо опять продлевать лицензирование, без этого не обойтись» и т. д. Назад пути уже нет, процесс стал необратимым. Концептуально меняется подход к управлению строительной отраслью. Судьба закона, как и многих наших законов, непростая. Принимая его, а он принимался почти два года, мы старались, чтобы его не постигла судьба некоторых проектов, которые принимали на скорую руку, а потом в них вносились десятки и сотни изменений и дополнений.
Часто спрашивают: для чего нужно саморегулирование? Действительно, в советское время и до настоящего времени функции по управлению народным хозяйством и экономикой лежат на плечах государства, и в результате государство уже не справляется с этими задачами. Рано или поздно, а цивилизованный мир к этому перешел уже давно, нужно было переходить на саморегулирование – нужно доверять, давать больше прав бизнесу, предпринимателям, профессиональным сообществам. Мы считаем, что закон получился неплохим – он широко обсуждался общественностью, были учтены различные мнения и настолько, насколько возможен консенсус сторонников различных течений, удалось получить тот текст, который у нас есть сегодня. Идеален он или нет? Безусловно, как все, что мы делаем, не идеально, он действительно требует совершенствования, но тем не менее дает право работать, нарабатывать опыт, тем более что опыта саморегулирования у нас в стране практически нет. Есть такая организация среди адвокатов, среди оценщиков, но это узкий круг специальностей, узкий круг лиц, связанных одной профессией, и им, конечно, легче определяться в обществе. Строительство – это, все-таки огромный комплекс, более пяти миллионов человек, огромная территория России, на которой действует это строительство, наконец, это отрасль, от которой зависит во многом наш с вами уровень жизни.
В результате закона № 148-ФЗ образовано три типа СРО: в области изысканий, проектирования и в области строительства, капитального ремонта, реконструкции, реставрации и т. д. Уже создано и зарегистрировано Ростехнадзором 23 организации в области строительства на территории всей России; 13 организаций в области проектирования и одна организация в области изыскания. Процесс этот продолжается, он несколько ускорился, но начинался тяжело, потому что, во-первых, еще не было необходимых подзаконных актов, нормативных документов для реализации закона, прежде всего, перечня видов работ, представляющих опасность для окружающих, для природы, для людей. Такой перечень должен был утвердить Минрегион, и он его утвердил, но, к сожалению, тремя месяцами позже, чем предполагалось.
Какие слабые и сильные стороны у этого закона? Сильная сторона – закон позволяет самим строителям, входящим в СРО, профессиональному сообществу отвечать за каждого своего члена, за своих партнеров по строительному бизнесу. А это значит, что будет увеличиваться ответственность каждого, будет улучшаться качество, будет больше внимания уделено интересам потребителя нашей строительной продукции. Это очень важно, потому что лицензионные центры, которые выдавали такие лицензии на допуск к работам, выдав лицензию, потом уже не отвечали ни за то, как эта лицензия используется, ни за то, как работает эта организация. Их не интересовало, насколько силен профессиональный состав этой организации, насколько создана система повышения квалификации специалистов организации, соответствует ли материально-техническая база и т. д. СРО отвечает за каждого члена, выдавая допуски на производство соответствующих работ. Проверяется наличие базы, профессиональный состав, системы повышения квалификации, наличие оборудования, необходимого для качественного выполнения этих видов работ, и, наконец, учитывается опыт работы организации, ее профессионализм, репутация на рынке. Имеет значение мнение общественности регионов при выдаче допуска.
Есть несколько отрицательных, или даже скорее проблемных моментов в работе СРО. Прежде всего, это отсутствие четкого требования закона, предусмотренного законом единого подхода к выдаче этих допусков. Допуски выдаются региональными строительными организациями СРО. Они вправе сами утверждать стандарты, подходы к требованиям по выдаваемым допускам. Эти подходы могут разниться. На наш взгляд, было бы лучше, если бы законом была предусмотрена четкая система единого подхода к выдаче допусков, единые критерии. Чтобы, несмотря на то, где выдавались эти допуски, будь то Чукотка, Сахалин, Санкт-Петербург или Москва, подходы были одинаковы.
Сейчас некоторые противники СРО пугают людей: смотрите, вы получите у нас в Саратове допуск, вас в Москву никто не пустит. Это не так. Допуски работают на всей территории России – в этом их сила. Но подход должен быть один. Поэтому, безусловно, эту задачу может выполнить второй уровень СРО – национальное объединение, которое должно по закону быть создано не позднее 1 июля 2010 года. Именно на плечи этого национального объединения и ложится задача выработки единых стандартов, подходов и правил работы СРО. Но это чуть-чуть впереди, а выдаются допуски уже сегодня.
Наше межрегиональное объединение строителей взяло на себя такую задачу, добровольно, бесплатно, для того чтобы распространить эти единые подходы на территории всей России. И многие СРО образованы, зарегистрированы, пользуясь этими документами.
Сегодня мы добровольно создали совет по разработке документов, необходимых для создания такого национального объединения, потому что создание его назревает и не надо ждать июля будущего года – время идет, и нужно иметь орган, который регулировал бы работу СРО, который помогал им, объединял их и вырабатывал необходимую нормативную базу. Мы создали оргкомитет из состава уже зарегистрированных СРО. Сегодня у нас уже почти 2/3 территории России охвачены этими мероприятиями.
Второй недостаток, с которым мы сегодня сталкиваемся, – нам не удалось провести через закон требование создания комплексного СРО, объединяющего организации строителей, которые обладают комплексными мощностями, то есть мощностями и по проектированию, и по изысканию, и по строительству, а таких у нас в стране много. С этим, думаю, будем справляться, будем вносить поправки в закон, но пока таким организациям придется вступать одновременно и в другие СРО, например, по проектированию и по изысканию. Это лишние выплаты средств.
Еще одна маленькая проблема, о которой часто говорят противники создания и внедрения СРО, – роль и место малых предприятий в системе СРО. Противники пугают, что малые предприятия не в состоянии будут оплатить взносы в компенсационный фонд, членские взносы, и будут обречены на погибель. Этим противникам я могу ответить, что сегодня из 23 зарегистрированных СРО 80% организаций – малые и средние предприятия, причем половина – специализированные организации, и только 20% – крупные и сверхкрупные предприятия. То есть место под солнцем есть всем".
Михаил Викторов: "Начало этого года было достаточно энергичным, поскольку буквально с января нам пришлось очень тесно начать взаимодействие с Ростехнадзором, и на базе общественного совета Ростехнадзора была проведена большая работа по обсуждению основных принципов, положений, приказов. Надо отметить, что в короткий срок все необходимые приказы по регламентации работы приемки документов, их оценке и процедуры принятия решения о включении в реестр были приняты и работа началась. В марте месяце первые СРО получили соответствующие положительные решения и приступили к работе. На данный момент статистика выглядит следующим образом: всего включены в Госреестр 37 СРО, из которых 23 строительных, 13 проектных и одно изыскательское. Это в какой-то степени соответствует структуре рынка, исходя из численности каждого из сообщества. Еженедельно объединения получают соответствующие приказы. Что приятно, процесс создания не был сконцентрирован в Москве и в Петербурге, а буквально во второй волне после первых пяти получили статус объединения с Сахалина, с Камчатки. Ехать за допуском в Москву или Петербург необходимости нет. И Сибирь, и Урал, и юг России, и Северо-Запад достаточно хорошо и равномерно представлены.
По нашей общей статистике, но она может варьироваться, на данный момент силами строительных СРО уже выдано порядка 3000 допусков. Это в основном наиболее стабильные, стратегически мыслящие предприятия, которые не ждут конца года. Мы несколько обеспокоены, что даже по информации опросов, которые были проведены недавно, порядка 30 % предприятий вообще пока не знают о СРО. Какая-то часть до сих пор надеется, что останется старый порядок, что ранее выданные лицензии будут действовать.
Надо отметить, что малый и средний бизнес органично нашел свое место, и наша статистика, и статистика других объединений показывает это. По нашей статистике, допуски получали и компании с оборотом 10 миллионов рублей в год, то есть это очень небольшие организации с численностью 10-15 человек, и крупные компании".
Лариса Баринова: "СРО устанавливают требования к выдаче допусков, аттестации специалистов, к способам производства, но не требования безопасности к конечной продукции, которое по конституции устанавливает государство. То есть, требования к зданиям и сооружениям в части их безопасности устанавливаются федеральными нормативными документами. В СРО могут принимать по отношению к зданиям и сооружениям только те требования, которые превышают федеральные. Для этого существуют специальные технические условия, связанные, например, с применением инновационных технологий, инновационных материалов, на которые еще нет никаких стандартов, но впоследствии они должны быть разработаны. Пока этих стандартов нет, СРО могут принять у себя стандарты, которые позволяют идти впереди.
Какова роль саморегулирования в развитии нормативной базы? Вы знаете, что последствия реформы технического регулирования на сегодняшний день весьма плачевны, и не только в строительстве. Принято порядка 12 технических регламентов в разных отраслях экономики. Но для того, чтобы они работали, под каждый из них нужно от нескольких сотен до полутора тысяч актов или стандартов и сводов правил.
В этих условиях профессиональная техническая общественность считает, что целесообразно вывести строительство из сферы действия закона о техническом регулировании, внести соответствующие дополнения в градостроительный кодекс, создать и утвердить нормативную базу в строительстве.
Какая самая большая проблема? Естественно, шесть лет ожидания закона о техническом регулировании привели к тому, что устарели наши СНИПы. Роль СРО, особенно национальных объединений, в том, чтобы финансово помочь обновить существующие строительные нормы и правила. В этом и будет движущая сила со стороны строительных организаций".
Вопросы из зала:
- В связи с кризисом строительство несет большие потери. У всех ли организаций есть возможность уплатить компенсационный взнос? Какая часть игроков уйдет с рынка?
- "Принимая в члены СРО, мы интересуемся и перспективной загрузкой этих организаций. На этот вопрос многие из них отвечают, что загрузка есть на этот год и просматривается на следующий. Это очень важно, потому что, действительно, к концу года мы можем не досчитаться ряда организаций. Только в нашем СРО уже получили допуски 196 организаций и примерно 100-150 стоят в очереди. Кризис действительно повлияет на количество компаний, их число уменьшится, прежде всего, уйдут всякие однодневки – те, которые, находясь на правах «карманных» при местных властях, получали подряды, заказы, а потом уже их раздавали другим организациям. Таких «работодателей» будет гораздо меньше.
- Как решалась проблема вступительных регистрационных взносов? Они же были очень высоки.
- Многих пугает, что регистрационные взносы – это большие деньги, которые малому предприятию не оплатить. Каждое СРО имеет право самостоятельно определять стандарты или объемы вступительных и членских взносов. Компенсационный фонд остается единым по закону и составляет миллион рублей. Миллион при условии, что организация не страхует виды своей деятельности, свою ответственность перед потребителем. Если страховка существует, компания платит только 300 тысяч рублей. Наше СРО сегодня принимает все организации с взносом в компенсационный фонд в сумме 300 тысяч рублей и предупреждает: если они в течение 3-4 месяцев не организуют систему страхования, а мы этому способствуем, подбирая страховые организации, то будут доплачивать. Вступительный взнос у нас – 100 тысяч рублей. Членские взносы в зависимости от объемов выполняемых работ разбили на четыре категории – от 100 тысяч до 450 тысяч рублей. Членские взносы ежегодные. Эти суммы позволяют, и это очень важно, создать нормальный исполнительный орган при СРО, нанять хороших юристов, экономистов, управленцев с тем, чтобы они координировали и контролировали работу строительных организаций. Некоторые региональные СРО говорят, что берут 30 тысяч рублей. Если они будут брать такие взносы, то не будут выполнять своих функций, не будут отвечать за деятельность этих организаций и не смогут обладать тем авторитетом, который необходим, чтобы быть лидером группы строительных организаций.
С. НОСКОВ