Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ, ведущий международный производитель надежных и эффективных строительных материалов и систем, подвела итоги 2021 года. План по объемам продаж удалось перевыполнить на 37%.
2021 год прошел под знаком строительного бума. Во всех сферах отрасли фиксировался повышенный спрос на продукцию и работы, что в пик сезона стало одной из причин дефицита материалов и рабочей силы.
«По-прежнему наибольший рост фиксируется на рынке теплоизоляционных материалов (ТИМ), - комментирует генеральный директор ТЕХНОНИКОЛЬ Владимир Марков. - В 2021 год он составил 9%. По нашим прогнозам, в 2022 году можно ожидать 7% роста».
Наибольшую долю рынка традиционно занимает минеральная изоляция. Однако доля экструзионного пенополистирола (XPS) также продолжает увеличиваться. И если раньше это было связано с замещением EPS, то с 2020 года основными драйвером роста XPS становится дефицит каменной ваты.
«Производство каменной ваты – капиталоемкий проект со сроком окупаемости более 20 лет. По этой причине в России долгое время не строили заводы, а имеющихся мощностей в ситуации строительного бума оказалось просто недостаточно, чтобы удовлетворить потребительский спрос на минеральную изоляцию. Для ввода в эксплуатацию завода по производству каменной ваты потребуется не менее 2,5 лет. Поэтому в ближайшее время рынок продолжит испытывать дефицит минеральной изоляции», - говорит генеральный директор ТЕХНОНИКОЛЬ Владимир Марков.
Емкость рынка гидроизоляционных покрытий в 2021 году незначительно уменьшилась по сравнению с 2020, произошло это за счет снижения в сегменте рубероида. При этом битумно-полимерные рулонные материалы и полимерные мембраны продолжают расти. В 2022 году тенденция к росту сохранится. Востребованность современной изоляции будет увеличиваться, а доля устаревших материалом продолжит снижение.
В Центральном федеральном округе в сегменте промышленно-гражданского строительства (ПГС) в 2021 году доля продаж материалов премиум и бизнес-класса составила почти половину от общего объема – 49,8%.
Рост на продукцию ТЕХНОНИКОЛЬ в сегменте ПГС в 2021 году зафиксирован на отметке 20%. При этом коттеджное строительство (КМС) в России с 2020 года также находится в стадии активного развития. Рост продаж в этом сегменте в ТЕХНОНИКОЛЬ составил 22%.
Как и в ПГС, в малоэтажном строительстве наблюдается интерес к продуктам премиум-класса.
«ТЕХНОНИКОЛЬ производит премиальный кровельный материал – композитную черепицу LUXARD, - рассказывает генеральный директор ТЕХНОНИКОЛЬ Владимир Марков. Из-за неполной загрузки мощностей мы думали дополнить производство выпуском другой продукции. Однако в 2021 году повышенный спрос заставил нас загрузить предприятие в полном объеме».
Бурный спрос в сегменте КМС объясняется рядом факторов, в том числе и поддержкой со стороны государства. Правительство объявило о выделении 138 миллиардов рублей на поддержку индивидуального жилищного строительства (ИЖС), а также взяло на себя обязательства по строительству инженерных сетей. Ожидается, что к 2024 году в России появится 180 млн м² жилья в сегменте ИЖС.
Совокупный спрос на загородные дома за 2020–2021 году оказался выше на 40%, чем за предыдущие два года.
На фоне оживления рынка КМС фиксируется и рост продаж продукции для малоэтажного домостроения. Так, в Центральном федеральном округе в 2021 году продажи рулонных материалов ТЕХНОНИКОЛЬ для КМС, подкладочной гидроизоляции и самоклеящихся лент выросли на 48%.
На рынке скатных кровель по-прежнему доминирующую долю занимают кровли из металла, однако доля гибкой черепицы увеличивается с каждым годом. В 2021 году ее рост составил 22%.
«В следующем году рынок КМС продолжит активное развитие, - комментирует Владимир Марков. – Основной рост будет связан с возведением организованных коттеджных поселков. На первый план выйдет тема энергоэффективности. Потребители, задумываясь о комфорте и экономии ресурсов, все чаще будут выбирать продуманные архитектурны решения, отдавать предпочтение функциональности. Если говорить о типах наиболее популярных проектов, то основной тренд за модульным строительством. Оно позволяет за 3–4 месяца получить дом, полностью готовый к проживанию».
Как и ранее, в центре внимания ТЕХНОНИКОЛЬ остаются вопросы охраны окружающей среды. В компании работает собственное предприятие по переработке изделий из ПВХ. На каждом производстве развивается система внутреннего рециклинга. Отходы и брак отправляются в переработку. С целью снижения выброса парниковых газов в атмосферу компания инвестирует в установку оборудования термического дожига отходящих газов на заводах. Программы модернизации нацелены на повышение рационального использования природного газа за счет установки рекуператоров тепла. На заводах компании организован раздельный сбор отходов, налажены партнерские отношения с переработчиками.