Подготовка площадки для строительства
Самой незаметной, но крайне необходимой работой на любой из стройплощадок считается разметка границ закладываемых объектов. Нужно не только забить колышки по углам зданий, но и провести мероприятия по выноске осей всех объектов. А еще оградить территорию будущего строительства (чтобы ограничить проезд транзитного транспорта) и проложить технологические дороги. Сейчас стройплощадка будущего иннограда уже опоясана системой КПП, а к тем объектам, где ведутся строительно-монтажные работы, можно проехать даже на легковом автомобиле. Все 7 высоковольтных линий электропередач, которые раньше проходили здесь, теперь переведены в подземное исполнение. Данной работой занималась компания ОАО «ФСК ЕЭС». Одновременно с переустройством линий электроснабжения эта компания осуществляла здесь строительство двух подстанций 220 кВ «Сколково» и «Смирново» общей мощностью 126 МВА. Работа была непростой, ведь впервые подстанции такого напряжения строились под землей. И монтируемое здесь оборудование из разряда уникального: элегазовые трансформаторы в отличие от привычных масляных сводят опасность пожара к нулю.
Кроме демонтажа воздушных электролиний, строителям объектов иннограда пришлось заниматься и выводом за пределы стройплощадки находившейся здесь молочно-товарной фермы Российской академии сельхознаук. Буренок перевезли в Толстопальцево, а все постройки (коровник, склад кормов, силосные траншеи и т.д.) были демонтированы с разборкой всех заглубленных фундаментных конструкций. В результате проведенных мероприятий было демонтировано более 16 тыс. м2 площадей, формировавших имущественную базу молочной фермы «Немчиновка». Это позволило высвободить и подготовить к застройке более 11 гектаров территории. Теперь на этом землеотводе в соответствии с генпланом будут возводиться объекты планировочного района «Университет».
Некоторые виды подготовительных работ все же дали зримый результат. Например, мероприятия по снятию, консервации и складированию плодородного слоя почвы. При планировании этих работ принималось во внимание то, что большая часть земельных участков, формирующих территорию инновационного центра «Сколково», относится к землям категории сельскохозяйственных угодий и пашен. В результате произведенных работ с территории 90 га снято, сформировано в бурты и законсервировано 268 тысяч кубометров плодородной земли. Глубина срезки плодородного слоя составила 27-30 сантиметров от поверхности почвенного покрова.
Почему гиперкуб?
Первая постройка на территории Сколково – это дом-гиперкуб, который по проектному плану называется Центром городского развития. Гиперкубом его окрестили из-за размеров (31 метр в ширину и столько же в высоту). Здание строилось в соответствии с «зелеными технологиями строительства», которые еще часто называют принципами «4Э»: энергоэффективность, экологичность, эргономичность, экономичность. Так решил автор проекта гиперкуба – архитектор Борис Бернаскони.
Поэтому при возведении этого офисного объекта использовались все известные ныне передовые и экологически чистые технологии. Никаких химических отделочных материалов не применялось, лишь голый бетон, металл и стекло. Архитектор решил даже не окрашивать бетонные стены в целях соблюдения принципа экологичности и экономичности. Внутри этой постройки практически нет внутренних стен: 7-этажный гиперкуб – это здание-трансформер, залы которого превращаются в небольшие офисы, а стулья нажатием кнопки убираются в пол.
Фасад у гиперкуба – особенный. Прежде всего, он почти полностью прозрачный – узкие бетонные простенки и огромные стеклопакеты. На небольшом расстоянии от основной фасадной ограждающей конструкции смонтирован необычный навесной фасад. Он сделан из специальной светодиодной сетки и называется медиафасадом, потому что на нем будут проецироваться разнообразные информационные изображения. Между первым и вторым фасадом архитектор предусмотрел минибалкончики, на которых уже высажены вечнозеленые растения.
Архитектор Бернаскони сделал в здании стеклянными не только стены, но и крышу. Разумная идея: в светлое время суток солнечное освещение заполняет все здание, надобности в дополнительных источниках света практически нет. Кроме того, проектировщик предусмотрел использование световодов: через них дневной свет попадает в срединную часть здания.
Систему отопления в этом здании установили самую передовую. Во-первых, отопление прямое – сразу греется воздух. Во-вторых, теплоисточником является энергия, подаваемая тепловыми насосами. В-третьих, привычных батарей или конвекторов тут нет и в помине, а есть только сплит-системы, которые расположены на потолке каждого этажа.
Для водоснабжения здания пробурили артезианскую скважину. Но жизнь воды в гиперкубе станет «длиннее», чем в обычных офисах, где после использования она отправляется в систему канализации. Здесь водные стоки будут проходить очистку и потом использоваться для полива зеленых насаждений.
Словом, из всех необходимых для жизнеобеспечения современного здания инженерных сетей к гиперкубу подведена только электрокабельная магистраль.
Объекты ближайшей перспективы
По генплану над подземной электроподстанцией «Сколково» возводится так называемый «Форест-офис». Этот объект предназначен для размещения центра управления трансформаторными подстанциями, работающими на территории Сколково. Впрочем, инвестор и исполнитель данного проекта (Федеральная сетевая компания) собирается здесь разместить и свой корпоративный музей. Решение соединить в одном объекте несколько функций (подстанция и офис) позволило сократить площадь застройки, высвободив место для необходимых инновационному центру лабораторий и офисов, и повысить энергоэффективность сооружения. Выделяемое трансформаторами избыточное тепло будет использоваться для обогрева здания в зимнее время. Есть и геотермальная система, которая должна обеспечивать охлаждение оборудования в летний период. На эксплуатируемой зеленой кровле установлены солнечные батареи.
Все эти решения позволяют свести к минимуму потребление электроэнергии извне. Водоснабжение будет осуществляться путем сбора дождевой воды. По словам проектировщиков, здание «Форест-офис» соответствует требованиям международного стандарта «зеленого» строительства LEED и может получить сертификат высшего уровня – Platinum.
Недавно в Сколково появилась еще одна строительная площадка: компания «Ренова» начала строительство своего научно-исследовательского центра (строители назвали его – «Реновалаб»). Площадь будущего центра, ввод в строй которого запланирован на начало 2014 года, составит 18 тыс. м2, а общий объем инвестиций – свыше 2,1 млрд. рублей. По планам проектировщиков, стоимость квадратного метра будет не дороже 3-3,5 тыс. долларов. Такое снижение затрат возможно по той причине, что застройщик бесплатно получает от иннограда землю и коммуникации. В «Реновалаб» планируется проводить научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по направлениям: «Тепловая и электрическая генерация», «Возобновляемая энергетика», «Водоподготовка и утилизация стоков», «Информационные технологии», «Биомедицина». Предполагается, что после реализации проектов помещения научных лабораторий будут освобождаться и их можно легко приспосабливать для нужд других творческих коллективов, готовых начать свои исследования. Ведь это здание спроектировано как трансформер, что позволит быстро переоснащать лаборатории под новые конкретные задачи.
Здание «Реновалаб» строится еще и как полигон для испытания различных видов солнечных батарей, которые будут установлены на крыше. Их энергия будет использоваться в лабораториях. Здание будет отапливаться с помощью тепловых насосов, так же как и гиперкуб.
Рядом с территорией, где начато строительство исследовательских лабораторий компании «Ренова», будут также построены дата-центр Сбербанка и комплекс зданий Технопарка «Сколково». Но сроки начала строительства этих объектов еще только согласовываются. На этой же стадии находятся замыслы по строительству здания для размещения НИОКР-центра нефтяной компании «Лукойл», руководители которой планируют полностью перевести на территорию иннограда свои внедренческие структуры.
Обеспечение транспортной доступности иннограда
Чтобы резиденты Сколково не теряли время в пробках на пути на работу, намечен большой объем работ по реконструкции существующих автодорожных и железнодорожных магистралей. В ближайшие два года предстоит обновить две существующие транспортные развязки на Можайском шоссе: одну – на пересечении с МКАД и другую – на 19-м км. На семнадцатом километре Можайки намечено построить новую развязку, которая обеспечит отдельный заезд в инноград. Кроме того, для поворота с Можайского шоссе на улицу Рябиновая появится новая эстакада.
Железная дорога тоже реконструируется. За счет строительства отдельного (третьего) пути с Киевского вокзала, железнодорожные экспрессы пустят до станции Усово, а после расширения путей на Белорусском направлении еще одна скоростная электричка будет ходить до станции Одинцово. А на станции Трехгорка построят крупный транспортно-пересадочный узел с пешеходным переходом через Минское шоссе и большим паркингом. Здесь должны оставлять машины все, кто приехал в Сколково на своем автомобиле. По самому же иннограду передвигаться будет разрешено только на электромобилях.
Подготовил Л. Рудницкий
Фотоиллюстрации пресс-службы фонда «Сколково»