Сергей Собянин |
Устранить дисбалансы в градостроительной политике Москвы
«В градостроительном комплексе работает около миллиона человек, и от его работы зависят и экономика, и наполнение бюджета города, - такими словами С. Собянин начал свое выступление на заседании коллегии стройкомплекса. - В правительстве Москвы разрабатывается новая государственная программа под названием «Градостроительная политика», и сегодня я хотел бы обозначить некоторые задачи, которые будут сформулированы в этой программе. К сожалению, современная Москва - один из самых плотно застроенных мегаполисов мира. В два-три раза плотность застройки Москвы уже превышает большинство европейских столиц, и, исходя из этого, к сожалению, возможности для экстенсивного строительства в Москве исчерпаны. Следовательно, на ближайшие годы градостроительный комплекс должен сосредоточиться на устранении накопившихся в столице дисбалансов».
По словам столичного градоначальника, первым делом нужно навести порядок в историческом центре столицы РФ. Теперь новых стройплощадок в центральных районах Москвы практически не будет. Судьба же тех строительных объектов, что были заложены на территории ЦАО раньше, такова: все работы на них надо закончить в течение ближайших трех лет.
«Причем ряд строек, которые уже начаты, по договоренности с инвесторами, могут быть перепрофилированы с учетом потребностей города, - заявил мэр Москвы. - Вместо торговых центров и офисов в центре города в большей степени будут строиться гостиничные места, апартаменты и жилье. Одновременно должна быть подготовлена программа комплексного благоустройства исторического центра, включая ремонт фасадов зданий, озеленение, благоустройство, обеспечение условий для нормальной работы общественного транспорта, развития парковочного пространства».
Что касается перспектив дальнейшего развития территорий за пределами исторического центра, то «массовая застройка возможна только в ограниченном числе районов и только при условии одновременного развития внятной транспортной схемы, а также для решения других вопросов устройства территории, комплексного устройства, включая создание новых рабочих мест, социальных и бытовых объектов». Более того, по мнению главы Москвы, «в районах сложившейся застройки новые объекты следует возводить в основном для замены некомфортных, ветхих и аварийных зданий».
Марат Хуснуллин
|
«Это почти четверть городской территории, - отметил мэр. - Разумеется, что это серьезный ресурс для развития города, но распоряжаться им следует максимально аккуратно, обеспечивая опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, реорганизация промзон не должна вести к ликвидации рабочих мест и к сокращению налогового потенциала города».
Серьезной мерой по устранению накопившихся в предыдущие годы дисбалансов столичный руководитель считает пересмотр действующих инвестиционных контрактов.
«Всего в Москве заключено таких контрактов на 40 млн. квадратных метров недвижимости - это огромный объем, и очевидно, что построить столько, особенно в центре города, невозможно, нереально и не нужно, - сказал С. Собянин. - Многие контракты изначально заключались со спекулятивными целями, не имели внятной концепции и были обречены на неудачу. Нами уже проревизировано 250 таких контрактов, по 50 проектам принято решение о расторжении контрактов. Основная причина в том, что их реализация серьезно осложняет транспортную ситуацию и создает другие проблемы для города».
Чтобы навести должный порядок в организации строительного производства, С. Собянин пообещал «исключить избыточное согласование, освободить инвесторов от сбора ненужных документов». Кроме того, будет изменена процедура выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Теперь их разработкой займутся органы московской исполнительной власти.
«Никакой платы с инвестора за получение этого документа взиматься не будет», - подчеркнул мэр.
По мнению главы Москвы, «необходимо отходить от практики подписания договоров аренды земельных участков сразу на 49 лет для строительства».
«По сути, это бессрочная выдача земли с последующей спекуляцией этим ресурсом, - сказал С. Собянин. - Срок аренды должен быть достаточным, даже с запасом для проектирования строительства объектов. Во всяком случае, не более пяти-шести лет. Размер арендных платежей должен компенсировать возрастание нагрузки на инфраструктуру и стимулировать скорейшее завершение строительства».
Строить больше, но дешевле
Реализация городской инвестиционной программы, по мнению мэра Собянина, должна стать «важнейшим фронтом работ в строительстве».
«В ближайшие годы объем государственных капитальных вложений должен не уменьшаться, а увеличиваться, - считает столичный градоначальник. - В 2010 году на инвестиции было израсходовано 206 млрд. рублей, в 2011-м мы запланировали уже 360 млрд. Одновременно с ростом объема капвложений мы пересматриваем состав адресной инвестпрограммы, вычищая из нее второстепенные, неактуальные или слишком дорогие объекты, например, стройки, расположенные в других регионах страны. Также стоят задачи применения новых технологий и оптимизации стоимости строительства: за те же деньги мы должны строить больше».
Мэр Москвы сообщил, что в 2011 году «практически 60% инвестпрограммы, более 200 млрд. рублей, будет направлено на транспортное строительство и инвестиции в транспортную инфраструктуру». За эти деньги необходимо выполнить глобальный объем работ не только по ускорению строительства новых линий метрополитена, но и по реализации так называемых локальных мероприятий по оптимизации уличной дорожной сети, которых насчитывается несколько тысяч единиц (уширение проезжей части, расширение перекрестков, строительство заездных карманов для общественного транспорта).
Также строительный комплекс будет задействован в приоритетных программах по модернизации зданий системы здравоохранения и благоустройству территории города. Здесь есть что осваивать московским стройфирмам. Так, на капитальный, текущий ремонт лечебных учреждений в 2011 году выделяется около 15 млрд. рублей. На капремонт образовательных учреждений будет израсходовано 3,5 млрд. рублей, на приведение в порядок школьных дворов, на стадионы - 7,8 млрд. рублей. На благоустройство дворов, территорий, ремонт подъездов предусмотрена тоже немалая сумма - 12 млрд. рублей.
Итоги-2010 и планы на 2011 год
«Всего в 2010 году в Москве в стадии строительства было 3053 объекта, - сообщил в своем выступлении М. Хуснуллин, заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. - Объем инвестиций в строительство по итогам года составил 520 млрд. рублей, в том числе объем капитальных вложений по городскому заказу составил более 200 млрд. рублей».
В 2010 году в Москве за счет всех источников финансирования построено 1 млн. 771 тыс. м² жилья. Доля социального жилья составила около 30% (41 жилой дом). Это позволило не только обеспечить жильем по договорам социального найма и безвозмездного пользования 2900 семей очередников, но и предоставить новое жилье москвичам по льготным схемам: по социальной ипотеке – 4600 квартир, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа – 2100 квартир, по программе «Молодой семье – доступное жилье» – 1100 квартир.
Другие основные показатели работы московских строителей в 2010 году таковы: построены 12 школ, 23 детских сада, 4 физкультурно-оздоровительных комплекса, 4 объекта здравоохранения, 6 объектов правоохранительной деятельности, 2 объекта культуры. Возведено 194 многоуровневых гаража общей вместимостью 79 тыс. 736 машиномест. Продолжалось развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Сданы в эксплуатацию три эстакады и тоннель в составе Краснопресненского проспекта, транзитная эстакада между Звенигородским шоссе и Москва-Сити, две эстакады и тоннель на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД.
Глава московского стройкомплекса озвучил в своем выступлении основные пункты адресной городской инвестпрограммы на 2011 год: обеспечить ввод 42 жилых домов общей площадью 634 тыс. м², 64 детсадов на 9630 мест, 10 школ (почти на 6 тыс. мест), 7 объектов здравоохранения, 4,5 км линий метрополитена, трех новых станций метро, одного пересадочного узла, 50 уличных переходов.
Не менее серьезные цифры заложены в программе развития транспортной системы столицы и Московского транспортного узла. В 2011 году надо построить 56 км дорог, 7 тоннелей. Также в этом году должна быть выполнена предпроектная проработка строительства дополнительных 300 км дорог. Появятся детально разработанные проекты расширения проблемных участков МКАД и существующих вылетных магистралей, а также новых дорог, которые свяжут между собой особо проблемные в транспортном отношении жилые микрорайоны. Кроме того, в 2011 году в общей сложности планируется построить 101 тыс. мест многоуровневых автостоянок, сделать 428 тыс. мест организованного хранения автомобилей на внутриквартальных территориях, создать 60 тыс. парковочных мест на территории улично-дорожной сети. Всего же за ближайшие пять лет в Москве количество организованных парковочных мест увеличится на 2 млн. мест.
Большинство вышеперечисленных объектов будет строиться за счет бюджетных ассигнований, сумма которых в 2011 году выросла более чем в 1,5 раза. Рост значительный, но недостаточный. Поэтому для выполнения всего запланированного на 2011 год требуется заметно увеличить суммы привлекаемых в Москву денег частных инвесторов. Если в прошлом году в сферу жилищного строительства пришло порядка 90 млрд. рублей инвестиций, то на 2011 год поставлена более серьезная задача: в жилищное и гостиничное хозяйство привлечь не менее 100 млрд. инвестиций. По расчетам специалистов, это позволит обеспечить возведение в столице нового жилья в объеме не менее 2 млн. м². Для кардинальной реорганизации парковочного пространства предполагается привлечь 34 млрд. частных инвестиций.
Но инвестору нужны условия. Поэтому городские власти обещают, что теперь от момента обращения инвестора в органы власти до принятия решения пройдет не более одного месяца. Поставлена задача сократить и сроки прохождения строительной экспертизы: по сложным объектам до 50 дней, по типовым проектам - до 30 дней, по объектам гаражного назначения - до 30 дней.
Большой задачей, которая стоит перед строителями в 2011 году, М. Хуснуллин назвал сокращение объемов незавершенного строительства.
«На начало 2011 года мы вошли с имеющимися объектами незавершенного строительства на сумму более 1 трлн. рублей, - сказал глава столичного стройкомплекса. - Задача этого года с учетом тех вложений, которые мы запланировали, - сократить объем незавершенного строительства до 566 млрд. рублей».
Подготовил Л. РУДНИЦКЙ
Фото С. МИХЕЕВА