Отныне Сочи развивается по Генплану
В 2009 году в Сочи был принят Генеральный план – основной градостроительный документ, в котором детально прописано, каким будет город. Хаотичная застройка теперь будет прекращена. В частности, на прибрежных территориях будут строиться только объекты рекреации и не выше трех этажей.
Теперь у жителей появилась возможность узнать точно, какой будет архитектура курорта, сколько этажей можно строить, как именно реконструировать ветхие здания. Вместе с Генпланом депутаты городского собрания Сочи на сессии утвердили правила землепользования и застройки на территории этого муниципального образования.
Этот главный градостроительный документ будет действителен на протяжении десяти лет. Состоит он из трех основных частей: порядок применения правил и внесения в них изменений, графическая часть, то есть карты градостроительного зонирования, и градостроительные регламенты.
Кроме того, теперь каждая улица Сочи имеет свой «паспорт», в котором четко сказано, как должны выглядеть строения, заборы, тротуары, цветники и т. д. Максимальная высота зданий будет до 12 метров в зоне индивидуальной жилой застройки и до 76 метров – в зоне многоэтажного строительства. Высота оград в среднем определена до полутора метров, минимальный коэффициент озеленения – от 15 до 30 процентов, а максимальный коэффициент застройки до 50 процентов. То есть, если у владельца частного участника 10 соток, то только пять можно использовать под застройку, 1,5 должны быть зелеными, а забор не выше 1,5 метров. Кроме того, теперь не удастся изменить статус зоны. Отныне переход от индивидуальной жилой застройки к многоэтажной запрещен.
Строительные планы и стратегии сочинского региона
Финансирование проектов по созданию в Сочи круглогодичного курорта мирового уровня, отвечающего самым современным стандартам города, привлекательного для гостей и уютного для жителей, осуществляется по трем целевым программам: федерально-целевой, краевой целевой и программе «Сочи – гостеприимный город».
Федеральная целевая программа, кроме строительства главных объектов Олимпиады-2014, должна решить в Сочи проблемы транспортной логистики. Краевая программа направлена на строительство объектов социальной сферы и ремонт жилого фонда. Программа «Сочи – гостеприимный город» должна решить проблемы благоустройства городских кварталов.
Сегодня жилой фонд Сочи – 2 800 домов, которые необходимо отремонтировать. В 2009 году было отремонтировано около 300 домов, в 2010 году город планирует реконструировать 500 жилых домов. Всего же средств краевой целевой программы хватит на производство капитального ремонта полутора тысяч домов.
Ожидается, что в 2010 году будет построено 800 домов (в основном индивидуальной застройки), 14 объектов здравоохранения, три спорткомплекса, 15 спортивных универсальных площадок и две школы. Также в 2010-м в Сочи появится дом для сотрудников социальной сферы, будет сдана в эксплуатацию больница в Красной Поляне, оснащенная самым современным медицинским оборудованием. На территории средней школы № 14 начнется строительство муниципального ледового катка, а рядом с 8-й гимназией уже в июне завершится строительство многофункционального спортивного комплекса. 78 % строящихся и реконструируемых объектов являются инвестиционными проектами, т. е. реализуются за счет средств частных инвесторов.
За счет средств местной администрации в объеме 5,8 млрд руб. сейчас производится реконструкция канализации центральной части Сочи. Этот проект планируется завершить к 2013 году, после чего сброс стоков в море будет полностью исключен. Это очень важно, так как сегодня более 50 процентов стоков в Сочи сбрасывается в море без очистки.
В Сочи к 2013 году построят новую набережную шириной 50 м. Она будет сооружена на намывной территории и протянется от Морского порта до стадиона. Кроме того, на этой намывной территории планируют оборудовать новые пляжи.
На строительство набережной будет затрачено 4,5 млрд руб. Это дорого, но построить новую набережную экономически целесообразнее, чем заниматься освобождением старой набережной от существующих построек. Нынешняя набережная, которая за 20 лет застроена магазинами и кафе, станет пешеходной улицей.
В Сочи будет возведено несколько четырех- и пятизвездочных гостиниц на 8 тыс. мест. Самая большая из них, высотой в 25 этажей, должна появиться напротив железнодорожного вокзала. Скорее всего, управлять новыми гостиницами будут международные гостиничные компании.
Санаторий «Кавказская Ривьера», с которого началась история города-курорта Сочи (открылся в 1909 году), будет восстановлен в своем первоначальном виде. После реконструкции в санатории будут располагаться дорогие апартаменты класса «люкс».
Еще одну наболевшую проблему пробок в центре города в Сочи собираются решить за счет строительства туннеля-дублера Курортного проспекта (главная улица Сочи). Он будет рассчитан на четыре автополосы.
В Сочи также предусмотрено строительство нескольких новых крупных транспортных узлов и развязок, призванных повысить пропускную способность и безопасность магистралей курорта. Первой начала возводиться развязка «Адлерское кольцо». На столь непростом объекте архитекторы были вынуждены поломать голову над поиском наиболее оптимальных решений в условиях плотной застройки густонаселенного центра.
В составе развязки «Адлерское кольцо» будет множество специальных искусственных сооружений. К примеру, общая длина устраиваемых монолитных и из сборного железобетона подпорных стен 9-балльной сейсмостойкости составит почти 2,5 километра. Будет построен пешеходный переход, пересекающий не только автомагистраль, но и железнодорожные пути. Движение пешеходов с улицы Ленина в сторону улиц Авиационной и Кирпичной будет осуществляться по нижнему уровню пешеходно-транспортной улицы Мира, где предусмотрены двухсторонние тротуары, отделенные от проезжей части газоном.
Возрождение традиций водолечения входит в программу развития Сочи как горноклиматического и всесезонного курорта. Уже действуют четыре новых бювета – в санатории «Металлург», по дороге на Красную Поляну в местечке Чвижепсе, в знаменитом бальнеологическом комплексе «Мацеста» и в Адлерском курортном городке. Недавно начали строить пятый питьевой бювет с минеральной водой. Он расположится в старейшем городском парке отдыха «Ривьера». Новый питьевой бювет появится на месте фонтана «Каменный цветок». Основной концепцией бювета станет витражное остекление здания, в центре которого и будет находиться скульптурная композиция. Общая площадь здания составит 83 м².
Программы олимпийского строительства
Строительство объектов Олимпиады-2014 ведется в трех основных кластерах: прибрежном, горном и городском.
Прибрежный кластер – это Олимпийский парк, расположенный в районе Имеретинской низменности. Он будет использован для проведения основных олимпийских торжеств и спортивных соревнований на льду. В настоящий момент строительные работы ведутся на всех спортивных аренах. Три объекта: арена для керлинга, конькобежный центр и малая ледовая арена для хоккея с шайбой строятся за счет средств частных инвестиций. Это сооружения сборно-разборного типа, после проведения Игр они могут быть перенесены в другие регионы страны. Большая ледовая арена, ледовый дворец спорта для фигурного катания, шорт-трека и центральный стадион возводятся государственной корпорацией «Олимпстрой» на бюджетные деньги. Здесь же, в Имеретинской низменности, будут расположены: главный медиацентр, Олимпийская деревня на 3 тыс. мест, а в восточной части запланировано строительство гостиниц для членов Международного олимпийского комитета и журналистов.
В горном кластере пройдут соревнования по лыжным гонкам, биатлону, бобслею, прыжкам с трамплина, соревнования по сноуборду и фристайлу. Наиболее важным сегодня является подготовка к проведению Кубка Европы, который пройдет в следующем году, в феврале 2011 года, на горнолыжном курорте «Роза Хутор». На данном этапе ведутся работы по обеспечению проведения этих соревнований. Дорога к горнолыжному центру будет построена к ноябрю текущего года. Строительство ведется без остановки, в круглосуточном режиме, полную неделю. И даже сейчас, несмотря на зимний период, работа не останавливается.
На санно-бобслейной трассе начались подготовительные работы. Ведется строительство совмещенного лыжного и биатлонного комплекса на горе Псехако на 16 тысяч зрителей. Работы по проектированию всех спортивных объектов горного кластера находятся в стадии завершения. В горах также планируется построить медиадеревню на 2 150 мест, две олимпийские деревни на 3 700 мест.
Кроме санно-бобслейной трассы, все объекты в горном кластере возводятся на средства частных инвесторов. Для соединения горного и прибрежного кластеров строится совмещенная автомобильная и железная дорога. Проект уникальный по сложности применяемых инженерных решений и с точки зрения сжатых сроков строительства. Уже пройдено четыре километра тоннелей. Все работы ведутся в соответствии с планом-графиком инфраструктуры. Для проведения Игр требуется полная модернизация энергетических систем, строительство и реконструкция дорожных сетей, систем водо- и газоснабжения.
В Адлерском районе в 2009 году госкорпорация «Олимпстрой» приступила к строительству новых очистных сооружений. Действующие очистные сооружения с учетом износа не отвечают современным требованиям. Первая очередь очистных сооружений будет сдана к концу текущего года.
Все проекты олимпийского строительства направлены на улучшение условий жизни населения Сочи и позволят в дальнейшем развивать город как курорт мирового значения. Сейчас в олимпийском проекте занято 50 ответственных исполнителей – это федеральные и региональные органы власти, а также частные инвесторы. Программа состоит из 258 пунктов, что составляет около 400 строительных площадок.
В 2009 году уже проводились активные строительные работы по возведению основных спортивных сооружений. Пять объектов программы введены в эксплуатацию – это два грузовых двора ОАО «Российские железные дороги», первая очередь подстанции «Поселковая», вторая очередь Сочинской ТЭС, участок обхода города Сочи федеральной трассой М-27.
Всего в настоящее время для реализации проектов «Программы строительства олимпийских объектов развития города Сочи как горноклиматического курорта» задействованы более 13 тыс. человек и около 2 тыс. единиц техники.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА