Главные итоги 2009 года
Прошлый год для строительной отрасли Республики Татарстан, несмотря на все сложности, был удачным. Объем работ строительного комплекса по сравнению с 2008 годом вырос на 16 процентов и составил 207 млрд рублей, в том числе строительство – 184,1 млрд руб., производство строительных материалов – 19,4 млрд рублей, архитектура – 3,7 млрд рублей. На проектирование и строительство объектов Универсиады-2013 было потрачено 10,98 млрд рублей. Была реализована программа капремонта многоквартирных жилых домов на сумму 9,7 млрд рублей. Объем строительно-монтажных работ на комплексе нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске («ТАНЕКО») составил 22,2 млрд рублей.
Как и ожидалось, в целом за 2009 год произошел спад объемов ввода жилья. По итогам 2009 года введено 2 млн 10 тыс. м² жилья, или 0,532 м² на одного жителя. Однако следует отметить, что и этот объем больше максимально достигнутого дореформенного уровня 1988 года.
Многоэтажного жилья введено 1 млн 235 тыс. м², индивидуального малоэтажного – 775 тыс. м² или 39 % от общего объема. Все муниципальные образования республики выполнили установленные задания по вводу жилья, а 28 МО перевыполнили его. В целом по вводу жилья среди регионов Российской Федерации Татарстан сохранил свои позиции и по объемам ввода, и по вводу жилья на одного проживающего. По подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2009 году было реализовано 643 свидетельства на сумму 396,2 млн рублей.
В 2009 году удалось сохранить в денежном выражении объемы производства строительных материалов. Прежде всего, это связано с ростом объемов выпуска металлоконструкций для строительства промышленных объектов и в первую очередь «ТАНЕКО», на котором в 2009 году использовано более 74,7 тысяч тонн металлоконструкций на сумму около 5,3 млрд рублей, что в 12,5 раз больше, чем в 2008 году (в 2008-м – 6 тыс. тонн.). Снизились физические объемы производства традиционных стройматериалов: сборного железобетона на 45 %, мягких кровельных материалов на 38 %, кирпича на 34 %, товарного бетона на 29%, блоков из газобетона на 47 %. Увеличились объемы производства теплоизоляционных материалов на 41 %.
Самым крупным реализуемым проектом промышленного строительства в республике является строящийся комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. К его строительству были привлечены около 150 подрядных организаций, на площадке одновременно работали до семи тысяч строителей. Ежемесячное выполнение объемов строительно-монтажных работ (СМР) в 2009 году в среднем достигло 2 млрд рублей, что в четыре раза больше, чем в 2008 году.
В 2009 году общий объем финансирования дорожного хозяйства составил 14,3 млрд рублей. Из федерального бюджета было выделено около 4,5 млрд рублей. Из них 86 % – на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог. Однако до сих пор из-за отсутствия автодорог с твердым покрытием треть населенных пунктов республики периодически остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. В 2009 году удалось «связать» дорожной инфраструктурой лишь 24 населенных пункта.
Строительные задачи 2010 года
В 2010 году планируется ввести 2 млн м² жилой площади, в том числе 753 тыс. «квадратов» по линии социальной ипотеки. В столице республики по программе соципотеки намечено построить около 400 тысяч м² жилья в микрорайонах: «Солнечный город», "Азино-1", "Азино-2", по ул. 2-я Азинская и в Авиастроительном районе. Такого количества жилья в Казани до сих пор еще не сдавалось – максимальная цифра достигала планки в 240 тыс. «квадратов». В настоящее время в республиканском центре в очереди на улучшение жилищных условий стоят около девяти тысяч семей. Реализация планов по строительству социального жилья позволит почти вдвое сократить очередь и улучшить условия проживания свыше четырех тысяч семей.
В 2010 году продолжится реализация проекта «Большой Зеленодольск», куда уже для развития территории под жилищное строительство привлечено 2,5 млрд рублей бюджетных и частных инвестиций. Здесь требуется подготовить под застройку территорию микрорайона «Салават Купере», а также завершить строительство школы в п. Ореховка, д/сада в Осиново, водозабора, канализационного коллектора, 1-го этапа реконструкции очистных сооружений. Всего до 2012 года на развитие инженерной и социальной инфраструктуры для реализации первого этапа проекта требуется порядка 1 млрд руб.
На 2010 год намечена активная проектная деятельность для проработки градостроительных аспектов возрождения и развития поселений-памятников, имеющих большое историческое значение – города Болгар и острова-града Свияжск.
Объем финансирования Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих заводов в 2010 году составит более 63 млрд рублей, и уже в августе планируется завершить механомонтажные работы по первому пусковому комплексу. Стоимость первого пускового комплекса Нижнекамского НПЗ, который предназначен для первичной переработки нефти, составляет 131 млрд рублей. Он начал строиться в 2007 году.
В г. Менделеевске на базе ОАО «Менделеевсказот» будет создан комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида. Объем капитальных вложений в строительство данного комплекса составляет до 1,5 млрд долларов. В 2010 году требуется начать строительные работы.
В Лениногорском районе намечено строительство электрометаллургического завода «Татсталь» мощностью 1,2 млн тонн в год. Сроки строительства 2010-2013 годы. Заказчик – инвестор ЗАО «Управляющая компания «Макси» (г. Екатеринбург). Объем инвестиций – около 21,5 млрд рублей.
1,5 млрд рублей планируется вложить в строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)». Активно ведется реализация пилотного федерального проекта Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Еще одно приоритетное направление в 2010 году – поддержка и развитие моногородов. Здесь проводится работа по развитию логистической инфраструктуры региона. В частности, инвестиционный проект строительства логистического центра «Круглое Поле» высвободит производственный потенциал свободной зоны «Алабуга».
Объекты Универсиады
В 2010 году в Казани будет введено в эксплуатацию 15 спортивных объектов Всемирной летней Универсиады-2013. Также необходимо своевременно приступить к вопросам реконструкции действующих спортсооружений, включенных в перечень объектов Универсиады.
К 1 сентября текущего года необходимо обеспечить ввод и заселение студентов вузов Казани в первые два кластера деревни Универсиады-2013. Планируется, что студенты займут жилые здания первой и второй очереди деревни Игр-2013 общей площадью 135 тысяч квадратных метров. Бытовые условия в новых общежитиях деревни Игр для студентов будут в корне отличаться от привычных «общаг» коридорного типа. В частности, каждая комната в жилых корпусах деревни Универсиады-2013 оснащена санузлом и системой кондиционирования.
Деревня Универсиады-2013 будет включать в себя жилые комплексы, тренировочный стадион, спортивные залы и фитнес-центры, рестораны, зону обслуживания, медицинский центр, международный информационный центр, хозяйственно-бытовой блок, гостиницу. Общая площадь комплексов будет составлять 320 тыс. квадратных метров. Этого объема достаточно для проживания 14,5 тыс. спортсменов, членов делегаций и представителей обслуживающего персонала. После проведения Всемирных игр деревня Универсиады будет использоваться как современный студенческий городок и центр подготовки спортсменов. Стоимость проекта оценивается в 11,6 миллиарда рублей. Строительство спортивной деревни уже обеспечивает работой более тысячи человек. Счет на тысячи новых рабочих мест дают и другие строящиеся объекты Универсиады. Возведенные комплексы станут базой для федеральных центров подготовки спортсменов и занятий спортом жителей Казани.
Президент России Дмитрий Медведев в рамках подготовки к Универсиаде-2013 поставил задачу – создать для ее гостей комфортные транспортные условия. Эта задача будет решаться по нескольким направлениям. Одним из ключевых, безусловно, будет являться развитие магистральной улично-дорожной сети в Казани. Общий объем средств, необходимых на ее реализацию, оценивается в 38,224 млрд рублей.
В ходе реализации программы развития улично-дорожной сети в Казани до 2013 года будет построено и реконструировано 65 км автодорог, построено 15 транспортных развязок и путепроводов, 16 подземных пешеходных переходов. Сегодня в Казани ведется строительство лишь двух транспортных развязок по улицам Амирхана/Ямашева и Декабристов/Ленская. Они должны быть сданы в 2010 году. Нужно создать транспортное сообщение между двумя частями столицы на противоположных берегах реки Казанки, для чего провести реконструкцию Кировской и Ленинской дамб, обеспечить съезды с моста «Миллениум» на ул. Подлужная.
Предполагается также построить сеть современных автовокзалов, которые будут соответствовать всем предъявляемым требованиям по комфорту и качеству обслуживания пассажиров. Общая стоимость строительства составляет 450 миллионов рублей.
Еще одно важное направление по развитию транспортной инфраструктуры города Казани – организация интермодальных перевозок от железнодорожной станции до аэропорта. После реализации проекта из центра Казани до международного аэропорта или в обратном направлении можно будет добраться за 20 минут.
Также в рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры к проведению Универсиады в Казани предполагается реконструкция и развитие международного аэропорта «Казань». Это, прежде всего, строительство двух новых пассажирских терминалов, реконструкция существующего терминала, строительство нового грузового терминала и гостиницы уровня "четыре звезды", а также многоэтажной парковки.
Строительство данных объектов обойдется в 10 млрд рублей и позволит увеличить годовую пропускную способность аэропорта до пять миллионов пассажиров (3 500 пассажиров в час) и до 60 000 тонн грузов. Благодаря открытию модернизированного аэропорта Казань станет центром авиасообщения для жителей Поволжья. Они получат возможность отправляться отсюда в любых направлениях, включая международные рейсы.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы правительства Республики Татарстан
ФОТОГАЛЕРЕЯ