Актуальность решения вопросов развития столичного транспортного узла была недавно отмечена на специальном совещании, которое провел председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Ведь половина всех перевозок в России приходится на московский транспортный узел. Это касается как транспортировки грузов, так и перевозки пассажиров.
Начали с реконструкции вылетных трасс
По словам главы столичного стройдепартамента, в качестве основной меры по улучшению дорожно-транспортной ситуации в городе в конце 2010 года Правительством Москвы было принято решение о реконструкции основных радиальных (вылетных) автодорог. В 2011 году удалось выполнить основную часть проектных работ по этим магистралям, что позволило в текущем году развернуть основной объем реновационных мероприятий на первоочередных направлениях. Главным критерием очередности была загруженность трасс.
«Первой трассой, на которую вышли строители, было Варшавское шоссе, потом начали реконструировать Каширку. Южный и юго-восточный сектор у нас являются наиболее загруженными по всем видам транспорта», – сказал Андрей Бочкарев, добавив, что также учитывалось, насколько быстро можно строителям приступать к выполнению дорожных работ.
В настоящее время на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации развернуты работы еще на пяти магистралях: Ленинградское, Ярославское и Щелковское шоссе, участок «Балаклавский проспект и Рублевское шоссе», шоссе Энтузиастов. В рамках усовершенствования транспортной инфраструктуры инновационного центра «Сколково» начаты ремонтные работы еще на одной вылетной трассе – участок от пересечения Садового кольца с улицей Новый Арбат до пересечения Можайского шоссе с Московской кольцевой автодорогой. Таким образом, в столице сейчас реконструируется сразу 8 вылетных трасс.
До окончания работ по реконструкции Варшавского шоссе осталось совсем немного, так как в соответствии с госконтрактом срок ввода этого объекта в эксплуатацию – февраль 2013 года. Здесь строится разворотная эстакада, автодорожный тоннель. Практически на всем протяжении шоссе сооружаются боковые проезды. Чтобы убрать с перекрестков 8 светофоров, строятся подземные пешеходные переходы. Рядом с шоссе появятся парковочные зоны вместимостью 396 машиномест. Остановки общественного транспорта оборудуются заездными карманами (55 объектов).
Месяцем позже закончатся работы на Ленинградском шоссе (участок от метро «Сокол» до МКАД длиной 4,48 км). Большое значение для города имеет строительство здесь пятой полосы движения на участке от моста через канал им. Москвы до путепровода через МК МЖД. Это позволит организовать на данном отрезке движение по пяти полосам в обоих направлениях.
На Каширском шоссе реконструкция завершится в июле 2013 года. На пересечении трассы с МКАД строится разворотный тоннель протяженностью 470 метров, что позволит убрать здесь светофорный объект, который сейчас нужен для кольцевания общественного транспорта. Кроме этого тоннеля, на Каширке строится еще два таких сооружения. Тоннель по проспекту Андропова (протяженность 446 метров) позволит при движении из центра выехать на Каширское шоссе в сторону области и Пролетарский проспект, не пересекая транспортные потоки, движущиеся по этой автомагистрали. Тоннель по Пролетарскому проспекту (длина 494 метра) также даст возможность выехать как на проспект Андропова, так и на Каширку, без пересечения транспортных потоков. Кроме этих крупных развязок, здесь строится 6 новых подземных переходов, оборудуются парковки на 800 машиномест и заездные карманы для общественного транспорта (41 объект).
В соответствии с госконтрактом работы на Ярославском шоссе должны завершиться в августе 2013 года. Здесь строится 6 пешеходных переходов (3 подземных и 3 наземных), оборудуются парковочные места на 214 машиномест, заездные карманы (65 объектов). Для жителей города реконструкция Ярославки позволит организовать движение общественного транспорта по выделенной полосе шириной 4 метра по местным проездам на участке от Северянинского путепровода до МКАД.
Также к августу 2013 года строители должны справиться с реновационными мероприятиями на поперечной вылетной магистрали «Балаклавский проспект – Рублевское шоссе». К этому сроку здесь будет построено 10 пешеходных переходов (9 подземных и 1 надземный). Кроме того, появится 812 новых парковочных мест и 72 заездных кармана для общественного транспорта.
На шоссе Энтузиастов реконструкция началась в марте текущего года, а срок окончания – февраль 2014 года. По планам здесь должно быть построено 8 пешеходных переходов (3 подземных и 5 надземных). Еще один существующий переход будет реконструирован. Для общественного транспорта появится 31 заездной карман. Парковочных мест добавится в количестве 65 машиномест. Сооружение крупных объектов (эстакад и тоннелей) здесь не запланировано.
На Щелковском шоссе только ведутся подготовительные работы. Срок окончания реконструкции здесь и вовсе расплывчатый – 2014 год. Ресурс расширения «Щелчка» тоже крайне минимальный. По планам на этой трассе для пропуска транзитного транспорта появится транспортная развязка в двух уровнях с эстакадой (на пересечении с 9-й Парковой улицей). Длина эстакады – 547 метров, общая ширина пролетного строения составит 29 метров. Будет построено три новых подземных перехода (на Большой Черкизовской, дом 10 и на Щелковском шоссе, у дома 33 и дома 24). Предстоит реконструировать два существующих подземных перехода (у дома №100 по Щелковскому шоссе и на выходе из станции метро «Щелковская»).
На вылетной трассе «Кутузовский проспект – Можайское шоссе» реконструкция тоже только в процессе подготовки. Здесь строители расчищают участок на Кутузовском проспекте у дома №34 для реконструкции пешеходного перехода «Исполком». На отрезке от Минской улицы до Аминьевского шоссе планируется выполнить уширение проезжей части Кутузовского проспекта и сделать заездные карманы для общественного транспорта.
Приступили к строительству хордовых магистралей
Четыре крупные хордовые магистрали, которые после соединения должны образовать круг неправильной формы, стали альтернативой отмененному проекту Четвертого транспортного кольца. Руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев уже неоднократно говорил об этом и на данной пресс-конференции в ИА «Интерфакс» вновь подтвердил, что хорды должны способствовать скорейшему решению вопросов развития столичного транспортного узла. Так как эти магистрали пройдут в основном по уже существующим улицам, то для их строительства не нужно сносить столько объектов, сколько требовалось для ЧТК.
«Ведь главная проблема с Четвертым кольцом заключалась в том, что на подготовку площадок нужно было потратить в десять раз больше денег, чем стоило бы само строительство магистрали», – сказал А. Бочкарев.
Северо-Восточная хорда начнется от строящейся платной дороги Москва – Санкт-Петербург, захватит уже спроектированный участок Четвертого транспортного (от Измайловского проспекта до Открытого шоссе), пройдет через Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов и выйдет на МКАД выше Рязанского проспекта.
Юго-Восточная хорда начнется от МКАД, пройдет по шоссе Энтузиастов, пересечет Волгоградский проспект и Люблинскую улицу, Каширское шоссе и выйдет на МКАД, не доходя Варшавки. Впрочем, это только замысел проектировщиков, вполне вероятно, что трассу проложат по другому маршруту.
Южная хорда пойдет от Рублевского шоссе через Кутузовский проспект, далее по Аминьевскому шоссе, улицам Лобачевского и Обручева, Балаклавскому проспекту. По тоннелю под железной дорогой выйдет на Кантемировскую улицу, улицу Борисовские пруды и на МКАД. Тоннель будет играть важную роль для тех москвичей, которым надо с Варшавки попасть на Каширку. Сейчас они вынуждены либо ехать на МКАД, либо перемещаться через центр столицы.
Для строительства этих трех хордовых трасс пока только готовится проектно-сметная документация. К примеру, на ряд участков Северо-Восточной хорды только объявлены конкурсы на проектирование.
А вот Северо-Западная (от Сколковского до Ярославского шоссе) уже строится полным ходом. Протяженность этой трассы – 29 км. Ее центральная точка – Алабяно-Балтийский тоннель, сооружение которого, начавшееся еще в 2006 году, наконец-то подходит к завершению. От Сколковского шоссе хорда пойдет по улицам Витебская, Кубинка, Боженко, Ярцевская, Крылатская, Нижние Мневники, Народного Ополчения, Алабяна. Далее она уйдет в Алабяно-Балтийский тоннель, откуда выйдет к Большой Академической улице, пересечет Дмитровское шоссе, пройдет по 3-му Нижнелихоборскому проезду, потом вдоль Малого кольца МЖД до проезда Серебрякова и Ярославского шоссе.
По словам Андрея Бочкарева, Северо-Западную хорду могут полностью сдать в эксплуатацию в конце 2014 года.
Реконструкция участков МКАД
За последние годы на МКАД были сданы в эксплуатацию три важных объекта: пересечение с проспектом маршала Жукова, второй автодорожный выезд из района Куркино, пересечение с магистралью Вешняки – Люберцы.
В декабре 2011 года началась реконструкция пересечения МКАД с Ленинградским шоссе. По госконтракту она завершится в апреле 2013 года. В рамках проекта будет построено 3,5 км новых дорог, в том числе две эстакады общей длиной 2,1 км (левоповоротная направит транспорт на МКАД-Запад, правоповоротная нужна для удобного съезда на МКАД-Восток). Кроме того, здесь реконструируются все 3 существующих съезда на кольцевую автодорогу.
Работы по реконструкции пересечения Дмитровского шоссе с МКАД начались в марте текущего года, а их завершение запланировано на сентябрь 2013 года. Проектом намечено строительство трехуровневой полноповоротной транспортной развязки, которая обеспечит двухстороннее непрерывное движение по МКАД и Дмитровскому шоссе в пределах развязки. Будет организовано направленное левоповоротное движение с Дмитровского шоссе из области на МКАД-Восток со строительством эстакады, а также движение с Дмитровского шоссе из центра на МКАД-Запад со строительством тоннеля.
«Эта развязка будет совмещена с транзитным тоннелем для движения из центра в сторону области», – сообщил подробности А. Бочкарев.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото автора