Именно камень был одной из отличительных особенностей римской архитектуры замков. Бутовый камень использовали для кладки толстых стен, когда требовалась усиленная конструкция. Применяли камни меньшего размера, чем в античные времена, их было проще добывать и доставлять. Из тесаного камня клали также орнаменты наружных стен, так называемая тесовая кладка. Образцы архитектуры этого периода, имеют вид крепости с высокой стеной и рвом по кругу: мой дом — моя крепость (англ. My house is my castle). Проекты замков при планировании эффективно использовался естественный ландшафт, возводились искусственные озёра и подъемные мосты. Рыцарские замки строили на вершинах холмов или скал, с мощными, высокими строениями из камня по середине – донжонами: наблюдательной вышкой и последним оборонительным укреплением при осаде крепости.
С усилением власти королей и закреплением границ территорий оборонительный характер замков утратил смысл. Остались лишь элементы стилизации. В отличие от громадных массивных зданий романского стиля,готические замки кажутся более изящными. Это впечатление подчеркивается высокими башнями и большим количеством декоративных элементов. Пришедшая на смену каркасная готическая конструкция, распределяла нагрузку иначе. Готическая арка – стрельчатая, она состояла из двух дуг и меньше давила на опорное основание и позволяет делать столбы тоньше. Скульптура является неотъемлемой частью оформления замков. Всё живёт в едином ритме с архитектурными формами.
Косые лучи света врываются сквозь щели-окна и разрывают полутьму замка. Языки пламени многочисленных свечей и факелов высвечивают барельефы на стенах и фигуры статуй у массивных столбов. Все создает настроение таинственности и тревожного ожидания. Рассматривая строгие стены и башни, всё сильнее ощущаешь сокрытую в них силу.В современном строительстве всё чаще встречаются проекты замков под старину,которые придают любой территории особый колорит.